14:00 09.09.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Нехочухия по-украински: "Нафтогаз" не будет объединяться с "Газпромом"


8 сентября 2010 г. в комментарии агентству УНИАН министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что НАК "Нафтогаз Украины" не войдет в состав ОАО "Газпром".

"Нафтогаз" не войдет в "Газпром". У нас есть позиция нашего президента о создании любого объединения только на паритетных началах", - сказал Бойко.

В свою очередь, в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" пресс-секретарь премьера Николая Азарова Виталий Лукьяненко заявил, что глава правительства не допускает возможности слияния двух компаний.

"Позиция премьер-министра остается неизменной: ни о каком поглощении или слиянии (в вопросах возможного объединения "Газпрома" и "Нафтогаз Украины") речь не идет. Речь идет об обсуждении рыночных механизмов создания эффективного совместного предприятия, в котором в равной степени будут учтены интересы обеих сторон", - сказал он.

Как сообщалось, 7 сентября 2010 г. глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил украинским журналистам в Москве, что сотрудничество "Газпрома" и "Нафтогаза" должно завершиться слиянием двух компаний.

По его словам, сначала стороны создадут совместное предприятие (СП), в которое войдут активы "Газпрома" и "Нафтогаза", а второй шаг – это слияние "Газпрома" и "Нафтогаза".

"Нам не интересно создание СП ради самого СП", – добавил председатель правления "Газпрома".

Глава "Газпрома" также отметил, что на Украине газ для населения должен рассчитываться по той же формуле, что и для населения России.

Сейчас население Украины платит за газ около 100 долларов за тысячу кубометров. В России же газ для населения обходится на уровне 60 долларов за тысячу куб. м.

Для промышленности цена на природный газ тоже будет существенно ниже. Внутренняя цена для украинских предприятий будет рассчитываться по формуле: экспортная цена – стоимость транзита – экспортная пошлина (30%).

"Это означает, что цены для украинских предприятий будут на 40% ниже, чем для европейских", - сказал Миллер.

Также руководитель "Газпрома" заявил, что российская сторона не заинтересована в модернизации газотранспортной системы Украины, в случае, если не будет создано СП.

При этом глава "Газпрома" заявил, что Россия не откажется от строительства газопровода "Южный поток".

"Могу сказать, что новые газотранспортные проекты востребованы. Рынок и мощности "Южного потока" нужны для европейского рынка, и мы будем реализовывать этот проект", - сказал он.

Как сообщалось, накануне глава МИД Украины Константин Грищенко заявил, что Киев предлагает Москве отказаться от строительства газопровода "Южный поток", а вместо этого модернизировать украинскую газотранспортную систему.

"Мы считаем, что нет никакой необходимости в строительстве "Южного потока". Это затратный, ненужный проект, который еще не поздно отменить", - сказал он.

По его словам, Украине нужно убедить Россию в том, что украинские газопроводы "будут модернизованы и смогут использоваться в течение многих лет как наиболее эффективный и надежный способ доставки российского газа в Европу" (по материалам "Подробностей", "proUA").

Римейк событий вокруг ГТК,

или "Молодец, будешь как Великий Нехочуха!"

 

Нынешние события позволяют провести прямые параллели с ситуацией вокруг газотранспортного консорциума, которая тянется уже целых восемь лет.

Как известно, 9 июня 2002 г. президенты Украины Леонид Кучма и России Владимир Путин подписали в Санкт-Петербурге заявление о стратегическом сотрудничестве двух стран в газовой сфере, предусматривающее создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины с участием европейских газовых компаний.

Позже о желании участвовать в управлении украинской ГТС заявила Германия, канцлер которой Герхард Шредер участвовал в переговорах В. Путина и Л. Кучмы. Идею создания газового консорциума также поддержали страны Евросоюза.

Как заявил 20 июня 2002 г. представитель Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики Фаоузи Бенсарса, Евросоюз приветствует идею передачи украинской газотранспортной системы в управление международному консорциуму, в котором, кроме Украины, могут принять участие Россия и Германия.

"Развитие сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в энергетической сфере является стратегически важным для обеспечения энергетической безопасности Европы", - заявил он.

7 октября 2002 г. премьер-министр Украины Анатолий Кинах и глава правительства России Михаил Касьянов подписали в Кишиневе соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере, в котором была определена необходимость создания консорциума.

В тот же день главы "Нафтогаза" Ю. Бойко и "Газпрома" А. Миллер подписали в столице Молдовы договор о создании консорциума.

29 октября 2002 г. руководители "Нафтогаза" и "Газпрома" подписали в Киеве учредительные документы о создании на паритетных началах (с долей каждой из компаний по 50%) нового юридического лица - ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины".

29 мая 2004 г., уже в период премьерства Виктора Януковича, "Нафтогаз", "Газпром" и Ruhrgas AG (Германия) договорились об условиях участия германской стороны в консорциуме.

Однако данный проект не был реализован из-за позиции Украины, которая стала настаивать на том, что консорциум должен управлять только теми газопроводами, которые будут построены в будущем – "Богородчаны–Ужгород" и "Новопсковск–Александров Гай", а никак не существующей украинской ГТС, хотя изначально он создавался именно для этих целей.

Причем произошло это в период президентства Л. Кучмы и премьерства В. Януковича, а окончательную "крапку" в этом вопросе поставил 31 марта 2005 г. на конференции для американских СМИ новоизбранный президент Виктор Ющенко.

"Предметом консорциума не может быть газотранспортная система Украины. Не может быть предметом то, что уже создано и сегодня функционирует", – заявил он.

"Мы будем рассматривать только проекты, связанные с наращиванием нами новых возможностей", – отметил В. Ющенко.

В конце своего бездарного правления В. Ющенко снова подтвердил свою позицию по данному вопросу, заявив 8 января 2010 г. в интервью Радио "Свобода", что отрицательно относится к идее создания газотранспортного консорциума между Украиной, Россией и Евросоюзом.

"У нас есть национальная компания, которая блестяще может отвечать за политику в отрасли газового транзита. Для чего нам консорциум? Что - мы не можем свою монополию организовать?", - сказал он.

После победы на президентских выборах Виктора Януковича новая украинская власть предложила вернуться к этому проекту.

Тем более что в ходе избирательной кампании лидер Партии регионов выступал за создание консорциума по реконструкции и эксплуатации ГТС Украины.

Так, 21 января 2010 г. в эфире Николаевской областной телерадиокомпании В. Янукович заявил, что будет "вносить предложения в создание газотранспортного консорциума в Украине для эксплуатации существующей газотранспортной системы, реконструкции ее с целью увеличения объемов прокачки газа".

Поначалу Кабинет Министров Николая Азарова довольно резво взялся за реализацию данного проекта.

19 марта 2010 г. в интервью журналу "Профиль" первый вице-премьер Андрей Клюев сообщил, что для достижения этой цели "отдельно нужно принять закон о передаче в концессию газотранспортной системы, и после этого передать ее газотранспортному консорциуму".

В тот же день на пресс-конференции в Запорожье первый вице-премьер уточнил, что "фактически готов закон о передаче газотранспортной системы в концессию после создания газотранспортного консорциума".

Про его словам, "ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС".

Однако с тех пор Кабмин так и не внес на рассмотрение Верховной Рады "фактически готовый" законопроект, спустив этот вопрос на тормоза.

Поэтому позиция украинских властей явно напоминает поведение главного героя советского мультфильма "Нехочуха", который ничего не хотел делать, из-за чего попал в страну Нехочухию.

Правда, после встречи с Великим Нехочухой этот мультперсонаж осознал свои ошибки, вернулся домой и перестал лениться.

Чего никак не скажешь о политическом руководстве нашей страны, которое постоянно требует льгот и преференций от России под лозунгом "Дайте мне подержать ее за вымя!", отказываясь ударить палец о палец для экономической кооперации с Россией, забывая о том, что украино-российские отношения должны быть улицей с двухсторонним движением.

В результате, вырисовывается следующая картина: в Таможенный союз мы не вступаем, проект газотранспортного консорциума мы заморозили, строительство "Набукко" в противовес "Южному потоку" мы лоббируем.

Но при этом мы требуем предоставить скидки на российский газ, однако тут же отказываемся от объединения "Нафтогаза" и "Газпрома", несмотря на то, что это позволило бы как снизить цену на российский газ для украинских потребителей, так и провести модернизацию ГТС Украины.

И после всего этого мы делаем круглые глаза и задаем вопрос: почему Россия и Евросоюз строят газопроводы в обход Украины?

Да потому и строят, поскольку видят в нас Великих Нехочух, с которыми нельзя реализовывать совместные проекты.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме