19:45 30.08.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Нефтеперерабатывающая отрасль: преимущества ТС
В результате создания Таможенного союза и отказа Украины войти в это интеграционное объединение, нефтеперерабатывающая отрасль пережила масштабный кризис и ныне находится на грани полного исчезновения.
Основная проблема была связана с тем, что в рамках ТС и Белоруссия и Казахстан получали нефть как исходное сырье для переработки без российских экспортных пошлин. По данным украинской компании ТНК-ВР Коммерс, в начале 2012 года производители Казахстана вообще не имели проблем с уплатой российских экспортных пошлин на нефть, которые на тот момент составляли около $250 за тонну. А перерабатывающие предприятия Белоруссии имели серьезные преференции в сравнении с украинскими переработчиками – где-то на уровне $125 за тонну нефтепродуктов.
Объемы украинской нефтепереработки начали неуклонно сокращаться. Например, на пике производства в 2003-4 гг. украинские НПЗ давали около 20 млн. тонн бензина и дизельного топлива в год. А в 2011 году, всего через два года после создания единого таможенного пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией, в рамках которого перестали действовать российские экспортные пошлины, украинские НПЗ с трудом производили 6-7 млн. тонн бензина и дизельного топлива.
Официальный экспорт украинской нефтепереработки в страны ЕС всегда был минимальным, в связи с тем, что отечественное производство запаздывало с внедрением новых стандартов, принятых в ЕС. А после создания ТС, украинский бензин и ДТ стали неконкурентными уже и на территории РФ, Белоруссии и Казахстана (из-за цены). Хуже того, потребности украинского рынка с каждым годом все более удовлетворяются за счет импорта, а не загрузки своих мощностей.
В результате украинские НПЗ стали закрываться один за другим, сначала на время и под благовидным предлогом – на ремонт или реконструкцию, а в последние годы уже с прямой декларацией невыгодности производства. До 2013 года были закрыты или работали в крайне ограниченном режиме все крупнейшие украинские НПЗ (Херсонский, Одесский, Кременчугский, Надвирнянский), кроме ЛИНИКА (Лисичанского НПЗ). Сегодня закрывают уже и ЛИНИК.
Экономические последствия не вступления Украины в ТС очевидны не только для самой нефтеперерабатывающей отрасли, но уже предельно ощутимы и на макроуровне. Это и рост отрицательного сальдо внешнеэкономического баланса, и сокращение поступлений в госбюджет. О масштабах совокупных бюджетных потерь можно судить, например, по тому, что только по линии ТНК-ВР за 2005-2010 гг. было уплачено в бюджет Украины налогов и пошлин на сумму порядка 3,5 млрд. долларов.
Не менее катастрофичны и социальные последствия. Угроза закрытия последнего из действовавших украинских НПЗ – Лисичанского – привела в мае этого года к массовым акциям протеста и штурму городского совета. И это не удивительно, ведь для Лисичанска, Надвирной и Кременчуга заводы были градообразующими предприятиями.
Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что для нефтеперерабатывающей отрасли вступление Украины в ЕС будет означать только одно – полное исчезновение с промышленной карты страны. Тогда как вступление Украины в Таможенный союз позволит снять таможенные ограничения на поставки нефти на отечественные НПЗ. Это позволит сохранить отрасль. При благоприятном развитии ситуации можно рассчитывать на восстановление тысяч и тысяч квалифицированных рабочих месс. Например, только в Лисичанске на ЧАО "Линик" в лучшие годы работало 4 тысяч рабочих и около 1 тысячи на предприятиях смежниках,
обеспечивавших текущий ремонт и проектное обслуживание предприятия.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме