13:30 04.11.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Нацпроект имени Януковича: строительство СПГ-терминала обойдется в $2,5 млрд.
"Нафтогаз" оценивает стоимость строительства на Украине терминала по регазификации сжиженного природного газа мощностью 10 млрд. куб. м в год в 2,5 млрд. долларов.
Об этом 2 ноября 2010 г. сообщил журналистам заместитель председателя правления компании Вадим Чупрун.
"Если не ошибиться, то стоимость составит до 2,5 млрд. долларов, если речь идет о мощности 10 млрд. куб. м", - сказал он, добавив, что срок строительства такого терминала составит около 5 лет.
При этом он подчеркнул, что в данное время Украина ведет переговоры с потенциальными участниками проекта.
Среди источников поставок сжиженного газа рассматриваются Алжир, Египет, Катар и Азербайджан.
По словам Чупруна, терминал, который планируется строить на Украине, будет находиться в совместной собственности с поставщиками, транзитерами ресурса.
"Терминал будет в совместном пользовании, и не обязательно двух участников (Украина и страна-поставщик), а также тех, кто транзитирует сжиженный природный газ", - сказал Чупрун.
Кроме того, он отметил, что в случае поставки СПГ на терминал через пролив Босфор Украине нужно будет вести переговоры с Турцией и привлекать эту страну для участия в проекте.
Как сообщалось ранее, Кабинет Министров планирует мощность первой очереди терминала сжиженного природного газа 5 млрд. куб. м газа.
Украина намерена определиться с источниками поставок сжиженного газа на будущий СПГ-терминал до ноября 2010 г.
Кабмин распоряжением N992 от 31 марта 2010 г. утвердил план мер по проекту поставки на Украину СПГ и строительства терминала. Возможность строительства на Украине СПГ-терминала обсуждается с 2005 г. (по материалам "Корреспондент.net").
"Люди" со "здоровым" аппетитом,
или Стоит ли вообще заниматься этой "стройкой века"?
Напомним, что проект строительства СПГ-терминала в Одесской области входит в число 10 национальных проектов президента Виктора Януковича.
При этом ранее высшие должностные лица государства называли значительно меньшую стоимость реализации данного проекта.
Так, 12 июня 2010 г. министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что строительство терминала обойдется в сумму около $1 млрд., указав, что на эти цели будут привлечены кредитные ресурсы Евросоюза.
"У нас есть программа с Евросоюзом, в рамках этой программы общая сумма финансирования около 3 миллиардов. И как раз один из проектов мы будем предлагать вот этот", - сказал он.
24 сентября 2010 г. премьер-министр Николай Азаров заявил, что стоимость строительства терминала составит около $1,5 млрд., не указав, с каких именно источников планируется его финансирование.
1 октября 2010 г. первый вице-премьер Андрей Клюев заявил, что стоимость строительства терминала составит около $1 млрд., при этом назвав возможные источники финансирования.
"Под такие проекты деньги найдутся: это будет или государственно-частное партнерство, или полностью частный проект... Я б такой, что сделал бы вообще частный проект", - сказал он.
Кроме того, в качестве варианта финансирования А. Клюев также назвал привлечение банковского кредита.
Однако заместитель глава "Нафтогаза" В. Чупрун сообщил, что стоимость реализации этого проекта и вовсе составит $2,5 млрд.
Надо полагать, представитель госкомпании озвучил такую сумму исходя из аппетитов находящихся у власти "людей", ворующих каждую пятую бюджетную гривну, о чем 28 сентября 2010 г. поведал В. Янукович, признав, что при его президентстве из 1 млрд. бюджетных средств через коррупционные механизмы разворовываются 200 млн. грн.
Для сравнения: стоимость строительства СПГ-терминала в польском городе Свиноуйсьце на берегу Балтийского моря пропускной способностью 5 млрд. куб. м в год и с перспективой ее увеличения до 7,5 млрд. оценивается в $495-630 млн.
Даже если эту сумму умножить в полтора-два раза, учитывая проектную мощность СПГ-терминала под Одессой в 10 млрд. куб. м в год, то она составит далеко не анонсированные $2,5 млрд.
Безусловно, сдуру действительно можно реализовать эту "стройку века", попутно "освоив" кучу денег в рамках "государственно-частного партнерства".
Оставим в стороне вопрос о том, что уменьшение объемов потребления российского газа, для чего и затевается строительство терминала, противоречит долгосрочным контрактам "Газпрома" и "Нафтогаза", по которым Украина обязалась ежегодно выкупать четко зафиксированные объемы российского газа под угрозой применения штрафных санкций.
Как и о том, что строительство терминала без юридически зафиксированных гарантий поставок газа приведет к тому, что этот проект повторит печальную судьбу нефтепровода "Одесса-Броды", который несколько лет простаивал пустым, пока его не согласилась использовать в реверсном режиме российская сторона.
Здесь возникает главный вопрос: стоит ли вообще зарывать деньги в землю для реализации этого проекта?
Как сообщает еженедельник "Зеркало недели" (N34 (814) от 18-24 сентября 2010 г.) в материале "Национальные проекты: очередная "Панама"?", расчеты правительства на скорую окупаемость СПГ-терминала (LNG-терминала) при стоимости сжиженного газа в размере $190 являются неоправданными.
"Если рассматривать поставки сжиженного газа в Европу, то, судя по доступной публичной информации, большинство стран Европы импортируют сжиженный газ по значительно более высоким ценам, чем задекларированные 190 долл. Исключение составляют лишь Великобритания, Бельгия и Греция, причем объемы импорта последней пренебрежимо малы.
Такое разделение связано с тем, что LNG-рынок, как и рынок трубопроводного газа, имеет две принципиально разные схемы ценообразования:
- "спотовый" газ: закупки по текущим спотовым ценам на внутреннем рынке без каких-либо гарантий объемов и цен в будущем, сейчас этот сегмент занимает около 20% мирового рынка LNG;
- "формульный" газ: долгосрочные контракты с гарантиями объемов поставок и формульным ценообразованием, привязанным к стоимости альтернативных видов топлива (газойля, угля и т.д.). По сути, эти контракты идентичны долгосрочным контрактам на поставку природного газа трубопроводным транспортом, которые Украина и другие европейские покупатели заключили с "Газпромом", - отмечается в публикации.
Получается, что авторы проекта LNG-терминала в Украине предполагают, что спотовые цены останутся стабильно ниже формульных цен LNG (по сути, эквивалентных ценам "Газпрома") и позволят окупить капитальные затраты на сооружение терминала.
Риски роста спотовых цен и падения объемов поставок никак не учитываются, а ведь они напрямую влияют на показатель загруженности терминала и окупаемость: если "спотовый" газ дороже "формульного" с учетом всех затрат на регазификацию и транспортировку или если на спотовом рынке отсутствуют свободные объемы, то терминал будет простаивать.
По нашим подсчетам, если показатель простоя терминала превышает 25% (а за последние пять лет формульные цены были ниже спотовых в 47% периода наблюдений), более выгодны инвестиции во внутреннюю добычу природного газа или сокращение его неэффективного потребления, чем в строительство LNG-терминала", - указывается в материале.
Как отмечается в статье, "стабильно приемлемые формульные цены могут обеспечить лишь Египет (246 долл.) и Тринидад (233 долл.). Регазификация увеличит стоимость сжиженного газа еще на 5-6%".
При этом в "Египте незагруженных мощностей для сжижения газа, согласно данным департамента энергетики США, остается лишь 4,2 млрд. кубометров, что не позволяет рассчитывать на импортные поставки сжиженного газа только из этой страны".
"Аналогичная ситуация в Тринидаде, свободные мощности которого в 2009 году составили 2,2 млрд. кубометров. Много говорят и о Катаре как о потенциальном поставщике газа. Однако предложения Катара по формульным долгосрочным контрактам с гарантированными объемами поставок непривлекательны (288 долл.).
На поверку оказывается, что разница между формульными ценами долгосрочных контрактов и ценой российского трубопроводного газа (с учетом 30-процентной скидки для Украины) почти нулевая, так что в случае заключения Украиной формульных контрактов с поставщиками LNG-терминал не окупится", - подчеркивается в статье.
"Альтернативой закупкам сжиженного газа в Египте, Тринидаде и Катаре по спотовым и формульным ценам является покупка газа в Азербайджане. Оттуда его можно будет доставить в Украину транзитом через Грузию, где будет построен терминал для сжижения природного газа. В таком случае не требуется и проводка танкеров через Босфор...
В этом проекте Украина сталкивается с конкуренцией со стороны Румынии, которая уже обеспечила свое участие в транзите азербайджанского газа, подписав межправительственное соглашение с Грузией и Азербайджаном в апреле этого года. Поскольку Азербайджан может поставить лишь 7-20 млрд. кубометров природного газа ежегодно, для Украины остается достаточно узкое окно возможностей. Критически важными для окупаемости терминала будут гарантия объемов и стабильных цен со стороны Азербайджана и реальный прогресс в строительстве терминала по сжижению газа в Грузии", - говорится в материале.
"Суммируя аргументы "за" и "против", можно констатировать, что проект LNG-терминала в нынешнем виде:
- ориентируется лишь на текущие спотовые цены, без гарантий объемов и цен в будущем, что очень важно на волатильных рынках газа;
- не будет иметь значительных ценовых преимуществ перед российским трубопроводным газом при условии сохранения 30-процентной скидки на российский газ в течение десяти лет;
- зависит от строительства пока еще проектируемого терминала сжижения в Грузии и от амбиций Румынии;
- не дает ответа на вопрос, сможет ли по-прежнему неэкономный украинский потребитель газа платить за него рыночную цену.
Учитывая все вышеизложенные аргументы, на наш взгляд, проект LNG-терминала для Украины крайне рискован в нынешнем виде и требует детального инвестиционного обоснования и сравнения с проектами-конкурентами", - резюмируется в публикации.
Поэтому Кабмину нужно хорошо подумать, надо ли ему заниматься строительством данного терминала.
Тем более что складывается такое впечатление, что вся эта история затевается только для того, чтобы "распилить" деньги.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме