16:00 09.04.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Националисты у власти обрезают Украине крылья


 Забастовочные пикеты и митинги, которые проводят сотрудники Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХАЗ), симптоматичны для всей отрасли. Это не та ситуация, когда всё можно объяснить внутренними проблемами конкретного завода.

Украинские СМИ в начале апреля полнились заголовками типа "Очередная рабочая неделя на ХАЗ началась протестами". В этой фразе всё неточно. "Очередных рабочих недель" на заводе нет уже не первый месяц: из четырёх с половиной тысяч сотрудников на работу три раза в неделю выходит всего шесть-семь сотен. Даже официально завод работает "в ограниченном режиме", реально – не работает вовсе. О "начале протестов" тоже говорить не приходится: работники выходили на пикеты уже в марте, ведь зарплата не выплачивается восемь месяцев.

Предприятие фактически остановилось сразу после того, как киевский режим решил, что на Украину "напала" Россия. Поскольку основными заказчиками завода были именно российские предприятия, а самые большие проекты (АН-74) ХАЗ делал совместно с Россией и киевскими "антоновцами", то блокирование Киевом всех промышленно-экономических связей с Россией немедленно лишило предприятие (некогда союзного значения) шансов не то что на развитие, а даже на простое существование.

Уже в октябре 2014 года ХАЗ объявил себя банкротом в связи с невозможностью расчета по облигациям 2009 года выпуска на сумму 440 миллионов гривен. Дело о банкротстве было начато в апреле 2014-го. Летом того же года тогдашний губернатор Харьковщины Балута заговорил о снятии директора завода. Забегая вперёд, отметим, что снятие, состоявшееся уже в 2015-м, вызвало двойственную реакцию: с одной стороны, А. Мялица, побывавший в своё время министром промполитики, несёт прямую ответственность за образовавшиеся долги, да и его агитационная активность в 2010 году (сотрудников завода прямо обязывали голосовать за Ю. Тимошенко) не вызывает симпатии. С другой стороны, по словам некоторых экспертов, именно Мялица приносил заводу российские заказы, и если бы не антироссийская активность властей, судьба завода могла бы быть иной.

Так что ситуацию с ХАЗ нельзя назвать внезапной или неожиданной. Продолжающиеся митинги сотрудников с угрозами перекрыть главную улицу Харькова (Сумскую) связаны не только с невыплатой зарплаты за восемь месяцев (43 миллиона гривен), но и с целенаправленным уничтожением предприятия новой киевской властью. Настроения у людей – хуже некуда, и подачки перепуганной областной власти (выплата заработной платы за полмесяца) не могут его изменить. Как утверждают работника ХАЗ, после начала так называемой АТО из завода сделали перевалочный пункт: раненых и погибших в зоне "АТО" привозят и увозят, по словам сотрудников, "пачками", а под содержание трупов отвели целый ангар.

Становится понятно, почему областные чиновники так перепугались угроз перекрыть дороги. В таком режиме протесты перешли бы на политический уровень, а неугодная информация получила широкое распространение. Всё остальное ни сегодняшнего губернатора Харьковщины Райнина, ни его заместителей не волнует: недаром на первом крупном пикете замгубернатора кричал протестующим: "Вы стоите здесь необоснованно и незаконно!", а уже на втором, куда более многочисленном, разговаривал гораздо тише, несмотря на огромное количество милиции. Впрочем, никаких реальных мер власть принимать не собирается. Абсолютно смешным выглядит "объявление конкурса на замещение должности директора" ХАЗ: какой может быть конкурс, если речь идёт о предприятии без копейки денег (если не считать заблокированных счетов в банке "Финансы и кредит") с двумя миллиардами внешнего долга и без какой-либо перспективы?

Перспектива – основная проблема. Разрыв промышленно-экономических и других связей с Россией попросту лишил смысла само существование всей отрасли, не только ХАЗ. Конкурс на замещение должности директора объявлен и на киевском предприятии имени Антонова. В цеху харьковского завода стоят практически собранные АН-74, которые теперь, когда Россия назначена "агрессором", никому не нужны. И когда губернатор Харьковщины Райнин уверенно говорит о том, что до конца мая ХАЗ получит нового директора – "эффективного менеджера", то совершенно очевидно: новые эффективные менеджеры нужны на другом, куда более высоком уровне. Ведь напомним ещё раз: ситуация обстоит сходным образом во всей аэрокосмической отрасли украинской промышленности. Да и как может быть иначе, если все обещанные отрасли деньги правительство отправляет "на войну" (то есть себе в карманы) и о заказах авиакосмической продукции речь даже не идёт?

Проблема заключается в том, что и ХАЗ, и АНТК "Антонов", и днепопетровский "Южмаш" - это элементы единой в прошлом научно-промышленной системы. Без полноценных связей с Россией эти предприятия выживать не способны. А киевская власть даже не скрывает, что намерена попросту уничтожить всё, что так или иначе может интересовать Россию в промышленности.

Режим этим наносит вред только и исключительно Украине. Частные инвесторы не способны поднять такие гиганты, как ХАЗ или "Южмаш", тем более в ситуации блокирования контактов с РФ. Все пути для самостоятельного разрешения проблем предприятиям также перекрыли.

Киевский АНТК "Антонов" тесно связан в производстве с ХАЗ. Если харьковский завод не спасут, а это уже почти очевидно, то "Антонов" в ближайшее время повторит его судьбу по тем же причинам. Уже практически умер днепропетровский "Южмаш", работники которого с начала 2014 года провели более десятка акций протеста. Заказов у предприятия нет, задолженность по зарплате огромна: "Южмаш" даже останавливал работу на два месяца. Президент Порошенко в своё время пообещал заводу заказов на 45 миллионов гривен по изготовлению троллейбусов. Надо быть истинным кондитером в душе, чтобы не понимать невозможность сохранения предприятия таким образом: крупные города (тот же Днепропетровск, Харьков) укомплектованы троллейбусами (причём белорусскими и российскими), а на закупку новых "про запас" в городских бюджетах попросту нет средств – ведь их тоже основательно проредили на нужды "АТО".

Впрочем, Порошенко нечего переживать. Как сказала одна из выступавших на митинге сотрудниц ХАЗ, "конфетки-то свои он в России продаёт, почему же нам самолёты нельзя продать?" Ясно почему: тогда ведь придётся признать, что никакой войны Россия против Украины не ведёт. А это для нынешней киевской власти – самоубийство. Проблемы собственной промышленности её мало интересуют: иностранные "эффективные менеджеры" разберутся.

Остановка "Южмаша", ХАЗ и других крупных промышленных предприятий влечёт за собой гибель десятков смежных заводов и фирм. И не только их: для кого будет выпускать своих специалистов, например, Харьковский авиационный институт, десятилетиями работавший на ХАЗ? И совершенно очевидно, что обещания, которые в испуге даёт украинская власть, выполнены не будут: ведь в одном только Харькове предприятий, работники которых будут воодушевлены примером хазовцев и тоже выйдут на протесты, не менее десятка, причём среди них приборостроительный завод имени Шевченко, работавший некогда "на космос", завод имени Малышева, якобы заваленный заказами на танки и БМП для "АТО", вот только без какого-либо финансового обеспечения, ХТЗ, бесплатно (с соответствующим результатом) ремонтирующий бездарно угробленную "добровольческими батальонами" бронетехнику.

Неудивительно, что работников ХАЗ уже неоднократно пытались обмануть, собирая "официальные" митинги, на которых представители обладминистрации разливались соловьями, лишь бы отвлечь протестующих от идеи блокирования дорог. Работникам "Южмаша" грозили обвинением в госизмене: ведь предприятие военно-космическое, а время-то "военное". При этом на всех предприятиях активно идёт принудительная мобилизация, которая также позволяет выбить из протестной колеи наиболее активных работников.

Поэтому всё чаще и чаще работники ХАЗ вслед за коллегами с "Южмаша" уезжают работать в Россию и возвращаться оттуда не собираются. Остаются те, кто не имеет такой возможности или не хочет уезжать, чтобы не дать власти развалить родное предприятие. Именно так воспринимают действия украинской власти большинство сотрудников не только ХАЗ, но и всей аэрокосмической отрасли, да и всего тяжпрома.

Киевская власть для них – настоящие враги страны и народа, уничтожающие и предприятия, и людей. На Донбассе – стрельбой и бомбёжками, на самой Украине – блокированием связей с Россией, инфляцией и мобилизацией. При всей разнице в позициях и взглядах выходящих на протесты людей в одном они безоговорочно сходятся: с этой властью никакой перспективы ни у предприятия, ни у всей страны нет.

Александр ГАЙДАМАК 

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме