18:30 07.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"На пустой трубе сидели": нефтетранспортная система Украины является нерентабельной

07/11/2012

В связи с продолжением снижения объемов прокачки нефти в страны Евросоюза нефтетранспортная система Украины находится за пределами рентабельности.

Об этом 1 ноября 2012 г. пишет газета "День" в материале "Слезы для отечественной трубы".

Как сообщает издание со ссылкой на Министерство энергетики и угольной промышленности, в январе-сентябре 2012 г. транзит через отечественную нефтепроводную систему сократился до 10,660 млн. тонн.

Это почти на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, хотя в сентябре транзит в европейские страны и увеличился по сравнению с сентябрем 2011 г. на 2,6% - до 1,307 млн. тонн.

Газета напоминает, что объемы транзита нефти падают уже несколько лет: так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. транзит нефти в Европу сократился почти на 12% - до 17,771 млн. тонн.

По мнению специалистов отрасли, такие объемы прокачки нефти для нефтетранспортной системы Украины уже далеко за пределами рентабельности.

Как отмечает президент энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук, ее входящая мощность - 110 млн. тонн нефти в год. И нынешние объемы прокачки - просто "слезы для отечественной трубы".

При этом в текущем году рискует не сбыться даже пессимистический прогноз транзита нефти.

В конце прошлого года специалисты прогнозировали объем прокачки в 2012 г. на уровне 17-18 млн. тонн.

Впрочем, как отмечает издание, даже такая цифра - тоже за пределами рентабельности (по материалам Finance.ua).

Обнуление транзитного статуса,

или "Ударим автогеном по наследию тоталитарного прошлого!"

 

Как видно, наша страна, получив в наследство от Советского Союза мощную нефтетранспортную систему общей протяженностью 4,5 тыс. км, продолжает терять статус транзитера нефти, в результате чего, по мнению экспертов, ее содержание "уже сегодня" является экономически нерентабельным.

В подтверждение этого тезиса достаточно посмотреть динамику объемов поставок нефти за 20 лет независимости, размещенную на сайте НАК "Нафтогаз Украины" в разделе "Направления деятельности" в рубрике "Транспортировка":

1991 г. - объем транспортировки 94,9 млн. тонн,в том числе транзит – 43,1 млн. тонн.

1992 г. - объем транспортировки 78,0 млн. тонн, в том числе транзит – 41,1 млн. тонн.

1993 г. - объем транспортировки 66,9 млн. тонн, в том числе транзит – 47,7млн. тонн.

1994 г. - объем транспортировки 68,5 млн. тонн, в том числе транзит – 50,6млн. тонн.

1995 г. - объем транспортировки 65,3млн. тонн, в том числе транзит - 50,1млн. тонн.

1996 г. - объем транспортировки 64,6 млн. тонн, в том числе транзит – 53,4 млн. тонн.

1997 г. - объем транспортировки 64,1 млн. тонн, в том числе транзит – 52,9 млн. тонн.

1998 г. - объем транспортировки 65,4 млн. тонн, в том числе транзит – 53,4 млн. тонн.

1999 г. - объем транспортировки 65,2 млн. тонн, в том числе транзит – 53,9 млн. тонн.

2000 г. - объем транспортировки 64,0 млн. тонн, в том числе транзит – 56,4млн. тонн.

2001 г. - объем транспортировки 63,6 млн. тонн, в том числе транзит – 48,6млн. тонн.

2002 г. - объем транспортировки 48,0млн. тонн, в том числе транзит – 27,4 млн. тонн.

2003 г. - объем транспортировки 56,7 млн. тонн, в том числе транзит – 33,2 млн. тонн.

2004 г. - объем транспортировки 55,3млн. тонн, в том числе транзит – 32,4млн. тонн.

2005 г. - объем транспортировки 46,6млн. тонн, в том числе транзит – 31,3 млн. тонн.

2006 г. - объем транспортировки 44,9 млн. тонн, в том числе транзит – 33,2млн. тонн.

2007 г. - объем транспортировки 50,9млн. тонн, в том числе транзит – 39,8млн. тонн.

2008 г. - объем транспортировки 41,0млн. тонн, в том числе транзит – 32,8млн. тонн.

2009 г. - объем транспортировки 38,5млн. тонн, в том числе транзит – 29,1 млн. тонн.

2010 г. - объем транспортировки 29,8млн. тонн, в том числе транзит – 20,1 млн. тонн.

2011 г. - объем транспортировки 25,2 млн. тонн, в том числе транзит – 17,8 млн. тонн.

При этом, как признал 31 октября 2012 г. на заседании Кабинета Министров министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, украинским властям не удастся увеличить транзит нефти в текущем году.

"Украина сейчас транспортирует 18 млн. тонн нефти в Чешскую республику по трубопроводу "Дружба", и мы бы хотели транспортировать больше, но в связи со строительством БТС-2 (Балтийская трубопроводная система-2 – российская система магистральных нефтепроводов, позволяющая транспортировать нефть из Западной Сибири к Финскому заливу) нам не удается увеличить транспортировку", - сказал глава профильного министерства.

Такая ситуация – прямой результат отсутствия реального, а не декларативного "стратегического партнерства" Киева с Москвой, что толкает Россию к созданию новых нефтепроводов в обход Украины с целью диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов в Европу.

То же самое относится и к полученной в наследство от СССР мощной газотранспортной системе общей протяженностью 283,2 тыс. км, которую при таком подходе украинских властей в долгосрочной перспективе ожидает аналогичная участь.

Как известно, ГТС Украины может быть рентабельной только в случае ежегодного транзита по ней не менее чем 60 млрд. куб. м газа.

Соответствующие расчеты озвучил 19 декабря 2011 г. в кулуарах саммита Украина-ЕС в Киеве руководитель Администрации президента Сергей Левочкин.

"Если мы начнем качать меньше 60 миллиардов кубометров газа в год, то наша газотранспортная система нерентабельна", - сказал глава президентской канцелярии.

Поэтому нашим властям пора осознать, что Украина может сохранить статус транзитного государства только благодаря тесной кооперации с Россией, поскольку в противном случае отечественные нефте- и газопроводы будет дешевле порезать на металлолом, чем содержать их за бюджетный счет.

В связи с прохождением в Верховную Раду прикормленной властью партии "Свобода", можно предположить, что идеологическое сопровождение данному процессу обеспечит как раз фракция "Палата N6" во главе со "Злобным доктором Вырвибоком", у представителей которой "Рука не дрогнет" порезать систему трубопроводов на металлолом в рамках "борьбы с наследием тоталитарного прошлого".

В то же время такой шаг позволит загрузить дешевым сырьем металлургические предприятия, собственники которых и привели в парламент неонацистскую "сволоту".

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме