15:30 06.12.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

НК для малого и среднего бизнеса:ужасный конец заменён ужасом без конца


2 декабря 2010 г. Верховная Рада приняла в целом проект Налогового кодекса с учетом предложений президента.

За соответствующий законопроект N7101-1 проголосовали 268 народных депутатов из 417 зарегистрировавшихся в зале.

При этом: Партия регионов – 176, БЮТ – 7, НУ-НС – 13, КПУ – 26, Блок Литвина – 20, внефракционные – 26.

Президент подготовил 12 пунктов замечаний к Налоговому кодексу, направленных на сокращение полномочий налоговых органов и расширение прав налогоплательщиков.

В первую очередь был ликвидирован принцип презумпции виновности при процедуре административного оспаривания решений Государственной налоговой администрации. Теперь доказывать правомерность действий должны налоговики, а не плательщики.

Кроме того, налоговая администрация будет обязана предоставлять плательщику копии приказов о решении начать документальную или фактическую проверку. В первоначальном варианте действия налоговиков ограничивались лишь устным распоряжением руководства, что не давало возможности бизнесу оспорить результаты проверки.

Налоговая администрация получила право налагать арест на имущество плательщика лишь на 96 часов. Ранее она могла в судебном порядке добиваться неограниченного срока ареста. И, наконец, налоговый залог теперь должен быть равен сумме задолженности, а не двойной ее сумме, как в предыдущем варианте кодекса.

В то же время из документа исключена глава 1 раздела 14 относительно упрощенной системы налогообложения и сохранен действующий формат этой системы, которая на сегодня регулируется указом президента Леонида Кучмы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" N 727/98 от 3 июля 1998 г.

Сохраняется действующая ставка единого налога на уровне 200 грн при годовой выручке до 500 тыс. грн для физических лиц-предпринимателей, помимо которой предприниматели уплачивают взнос в Пенсионный фонд в размере 300 грн.

Действующая упрощенная система налогообложения может быть применена как физическими лицами-предпринимателями, так и юридическими лицами.

Впрочем, полной победы "упрощенцам" добиться не удалось: согласно новой редакции Налогового кодекса предприятиям запрещено относить на валовые затраты покупку у "упрощенцев" товаров и услуг, а значит она теперь фактически облагается налогом на прибыль.

Иными словами, предприятия не смогут сотрудничать с субъектами предпринимательской деятельности, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

В то же время, как заявил глава комитета Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики, член фракции Партии регионов Виталий Хомутынник, в течение 2 месяцев должен быть разработан новый законопроект по упрощенной системе налогообложения.

По его словам, упомянутый указ президента действует до внесения предложенных изменений в раздел 14 Налогового кодекса относительно упрощенной системы налогообложения.

Согласно принятому Налоговому кодексу, ставка налога на прибыль, составляющая сегодня 25%, будет снижена в 2011 г. до 23%, в 2012 г. – до 21%, в 2013 г. – до 19% и с 2014 г. – до 16%.

Помимо этого, налог на добавленную стоимость с 2014 г. также будет уменьшен до 17% с нынешних 20%.

В части налогообложения доходов физических лиц нынешняя единая ставка 15% преобразована в малопрогрессивную шкалу за счет дополнительной ставки 17% для доходов, превышающих десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (сейчас минимальная зарплата составляет 922 грн в месяц).

Согласно Налоговому кодексу, с 2015 г. вводится налогообложение доходов по депозитам по ставке 5%.

Документ впервые вводит налог на недвижимость, однако освобождает от нее тех, у кого площадь жилой недвижимости не превышает 120 кв. м при проживании в квартире и 250 кв. м - в доме (по материалам сайта Верховной Рады, "NEWSru.ua", "Коммерсант-Украина", "Интерфакс-Украина").

 

Временные уступки

при сохранении философии кодекса для богатых

 

Как видно, власть пошла на временные уступки малому и среднему бизнесу, сохранив действующую упрощенную систему налогообложения для физических и юридических лиц и убрав из кодекса наиболее одиозные нормы, направленные на расширение карательных функций Государственной налоговой администрации.

Вместе с тем, говорить о достижении компромисса между властью и представителями малого и среднего бизнеса, к сожалению, не приходится, поскольку кодекс фактически запрещает предприятиям, пребывающим на общей системе налогообложения, работать с "упрощенцами".

Более того, в скором времени планируется принятие отдельного закона по упрощенной системе, призванного заменить соответствующий указ президента Л. Кучмы, в котором наверняка всплывут скандальные нормы, направленные на уничтожения упрощенной системы как таковой.

Тем самым, власть наверняка попытается переиграть ситуацию в пользу крупного бизнеса, в интересах которого изначально и разрабатывался проект Налогового кодекса с целью устранения его конкурентов.

Как раз по этой причине в кодексе не предусмотрен налог на роскошь, о необходимости введения которого не говорит только ленивый.

Как и не предусмотрена классическая прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, в результате чего миллионеры и миллиардеры будут платить чуть больше, чем рядовые граждане со средним и низким уровнем доходов.

Налог на доходы от депозита также коснется рядовых граждан, поскольку наши чиновники и крупные бизнесмены давным-давно хранят свои деньги в зарубежных банках, а ограничивать вывоз капиталов власть упорно не собирается.

Уйдя от налога на недвижимость по общей площади, владельцы роскошных вилл и огромных квартир позаботились о своих собственных интересах, т.к. жилая площадь там сравнительно небольшая. Огромные апартаменты зимних садов, бильярдных, саун и пр. – это все общая площадь.

В поэтапном снижении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в первую очередь также заинтересованы владельцы крупных экспортоориентированных предприятий, это они потребовали государственной поддержки. Вырастет прибыль олигархов, крохи перепадут и бюджету.

Суть этой проблемы заключается в том, что т.н. "эффективные собственники" не вкладывают финансовые средства в модернизацию собственного производства, предпочитая вывозить полученные прибыли в оффшорные зоны, в результате чего на сегодняшний день износ основных производственных фондов этих предприятий достиг критического уровня.

Таким образом, посредством принятия Налогового кодекса власть заменила ужасный конец малого и среднего бизнеса ужасом без конца для его представителей.

Ведь власть не отказалась от намерений пересмотреть действующую упрощенную систему налогообложения, что чревато новыми массовыми акциями протеста мелких и средних предпринимателей.

Как и не изменила подход к крупному бизнесу, за представителями которого Налоговый кодекс закрепляет статус "хозяев жизни", которые ничего не должны государству.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме