00:30 06.04.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Меморандум по газопроводу "Ямал-Европа-2": Украина превращается из транзитной монополии в бесприданницу

05/04/2013

5 апреля 2013 г. российский газовый монополист "Газпром" и польская компания "ЕвРоПол Газ" подписали в Санкт-Петербурге меморандум о взаимопонимании по проекту строительства газопровода "Ямал-Европа-2" в обход Украины.

Как сообщает УНИАН со ссылкой на пресс-службу "Газпрома", с российской стороны документ подписал председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, с польской - генеральный директор "ЕвРоПол ГАЗ" Мирослав Добрут.

"Документ предусматривает реализацию проекта "Ямал-Европа-2" через территорию Польши в направлении Словакии и Венгрии мощностью не менее 15 млрд. куб. м газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено в течение шести месяцев", - говорится в сообщении.

Газопровод позволит увеличить транзитные мощности для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию, а также сократить издержки при его транспортировке. Кроме того, проект позволит в перспективе нарастить объемы экспорта российского газа в страны Центральной Европы.

"Проект "Ямал-Европа-2" предусматривает строительство дополнительных газотранспортных мощностей для обеспечения надежного, гарантированного снабжения российским газом европейских потребителей. Маршрут газопровода пройдет по территории Польши, а проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров", – сказал А. Миллер.

Как сообщалось, 3 апреля 2013 г. президент России Владимир Путин поручил "Газпрому" проработать строительство газопровода "Ямал–Европа-2" в обход Украины через Беларусь.

"Мы в связи с "Северным потоком" и "Южным потоком" фактически отказались от "Ямал–Европа-2". "Южный поток": мы уже практически начали работы, строительство набирает обороты. Тем не менее, я просил бы вас вернуться к проекту "Ямал–Европа-2". Знаю, что вы активно прорабатываете этот вопрос с партнерами. Речь идет о повышении надежности газоснабжения Польши, Словакии, Венгрии", - сказал В. Путин.

В свою очередь, комментируя 4 апреля 2013 г. инициативу российской стороны, первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко заявил, что Минск выступает за строительство второй ветки газопровода "Ямал-Европа".

"Решение удвоить газотранспортные мощности по самому короткому маршруту (через Беларусь – Прим.) - это абсолютно реальное и трезвое предложение", - сказал В. Семашко.

Он пояснил, что Беларуси данный проект принесет выгоду в виде налогов от работы на ее территории газотранспортного предприятия. "Чем больше транзит, тем больше налогов", - отметил первый вице-премьер.

Как известно, проектная мощность действующего газопровода "Ямал-Европа", по которому российский газ поставляется через Беларусь и Польшу в Германию, составляет 33 млрд. куб. м газа в год.

Собственником газопровода "Ямал-Европа" на территории Польши является "ЕвРоПол ГАЗ". Основными акционерами компании "ЕвРоПол ГАЗ" являются российский "Газпром" и польская компания PGNiG.

При этом накануне подписания меморандума о строительстве газопровода "Ямал-Европа-2" газета "Коммерсант-Украина" сообщила о приостановлении украино-российских переговоров по созданию газотранспортного консорциума.

Переговоры о создании консорциума для управления украинской ГТС "приостановлены по инициативе российской стороны", сообщил изданию высокопоставленный источник в Минэнерго Украины.

Таким образом, состоявшееся подписание меморандума о начале подготовки к строительству нового газопровода в обход территории нашей страны следует расценивать как очередной провал украинских властей, способных только к провоцированию бесконечных "газовых войн" против российской стороны, а никак не к конструктивному диалогу с нашими стратегическими партнерами.

Последствия такого рода "энергетической дипломатии" Украины вполне предсказуемы: Россия как приступила к интенсивному строительству обходных маршрутов при "оранжевых", так и продолжает реализацию таких проектов при "бело-голубых", на практике убедившись в том, что представители этих двух политических лагерей отличаются друг от друга "ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего" (по выражению дедушки Ленина).

Это ведет к сокращению объемов прокачки российского газа через украинскую территорию в Европу, в результате чего наша страна на глазах превращается из транзитной монополии в лишенную "главного национального достояния" бесприданницу.

Ведь общеизвестно, что ГТС Украины может быть рентабельной только в случае ежегодного транзита по ней не менее чем 60 млрд. куб. м газа.

"Если мы начнем качать меньше 60 миллиардов кубометров газа в год, то наша газотранспортная система нерентабельна", - озвучил соответствующие экспертные расчеты 19 декабря 2011 г. в кулуарах киевского саммита Украина-ЕС глава Администрации президента Сергей Левочкин.

Следовательно, нашим властям пора уже начинать мыслить государственными категориями, а не категориями "нацаревать 100 рублей и удрать", осознав тот непреложный факт, что Украина может сохранить статус транзитного государства только в тесной кооперации с Россией, поскольку в противном случае отечественную трубу будет дешевле порезать на металлолом, чем содержать за казенный счет.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме