00:15 06.03.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Медом ли Европа мазана? Свой взгляд
К украинскому сознанию ржавыми гвоздями прибита пропагандистская матрица "вот-вот!". Помним, что вот только прояснится, кто покусился "на наше сало", как сразу все обрастет райскими кущами. Вот только вступим в рыночные отношения, как берега Днепра станут кисельными. Вот только заставим палкой всех говорить на едином государственном, как все самообразуется.
Вот только изберем новый парламент, как законы будут греть душу - лучше всякой "вышиванки". Вот только примут в дружные ряды Европы, как черная полоса тут же засияет радугой... После схода СССР эта "идея Европы" стала навязчивой, особенно для украинской элиты, которой если следовать и дальше Л.Кравчуку, нет в принципе. А потому ничто и никуда не переходит. Разве что в противоположность. Или в драки, достойные кисти Рембрандта. Который год подряд.
Идеологические матрицы становятся устойчивыми понятиями по разным причинам - политическим, военным, религиозной целесообразностей, интересов элит, "дежурного" восприятия сознанием. Но всегда с прочной экономической подоплекой. То же произошло с названием "Европа", ставшим "вдруг" частью света, чуть ли не самостоятельным материком, неким эталоном образа жизни. И вовсе не в древности. Это всего лишь та самая искусственная матрица, что на потребу времени, закреплена в сознании средневековым чиновником-историком Василием Татищевым. Отражая интересы царского дома Романовых, бывших в немалой степени под влиянием Ватикана с его известным принципом "разделяй и властвуй", он поделил даже континент на две части, проведя их границу по Уралу - реке и горам. Но любое понятие имеет временные пределы. Исчерпав свой положительный ресурс, оно являет проблемы.
К слову, это объясняет, кстати, почему вроде бы "азиатскую по менталитету" Турцию уже причислили к Евросообществу. Изменились подходы в оценках и привычные понятия перестали отвечать требованиям экономического интереса. Когда требует время, любой понятийный аппарат либо отметается, либо кардинально уточняется. Тому свидетельство и мнение одного из участников недавнего Давосского форума-2013, заявившего, что сегодня "Европа представляет собой бомбу с часовым механизмом, и ее еще только предстоит обезвредить". Настолько, видим, высоки кризисные тенденции в этой части континента, твердо избранной Украиной в качестве ориентира своего будущего развития. В рамках, очень далеких от принципов рынка как таковых.
Ориентир - это хорошо, лишь бы только его собственное состояние не подставило подножку. Но подставляет, что видно по нашей же практике отношений между ветвями власти. Проблемы Европы в той или иной степени сказываются на развитии украинских событий как таковых. Видим их и в недавней резкой оценке Президентом практически не начатой еще деятельности Правительства. Вне всяких сомнений это след нервозности - цели объявлены, а движения к ним нет.
След того, что объявленные реформы не идут, что вместо обещанных темпов экономического роста раскручивается новая спираль рецессии, что Парламент превращен в ринг по правилам уличного боя, что в геополитике - паутина, в которой запутались. Но только ли украинское Правительство виновно в острокризисной ситуации, которую никак не можем оторвать от общемировых процессов? В любом случае предлагаемых мер - со стороны всех ветвей власти недостаточно, чтобы перехватить негативные тенденции в экономике.
На них тычет пальцем и Всемирный банк, считая, что украинская экономика вырастет в наступившем году не на 3,8 процента, как рассчитывало Правительство, а всего на два. Если не меньше. Но иного и быть не может при стабильном уменьшении на нашем внутреннем рынке доли национального производителя. Если в 2008 году она составляла 71 процент, то сейчас ниже 50.
Тормоза, представляется, не столько в Кабинете Министров, сколько в Парламенте, общем состоянии мировой экономики, и в отсутствии понимания, какие реформы нужны. На Украине же все сводится к интересам олигархата с отвлечением внимания на языковую политику - во всех смыслах понятия. Государство может добиться благополучия только на линиях гражданской солидарности. А как не было, так и не предвидится. Страна в лоскутном виде и линии раздела расширяются. Похоже, намеренно.
Новые законы и смутные идеи по реформированию этот раздел не устраняют. Поскольку к реализации поступают в искаженном виде, с выхолощенной основой. Если так будет продолжаться, то придем к политике референдумов, что закономерность в условиях конфликтующего на протяжении двадцати лет парламента. Результат перед глазами. Сама ситуация побудит Президента в скором времени напрямую обратиться к народу. Скажем, по вопросу перестройки политической системы из парламентской в президентскую, или переходу к федеративному устройству государства. А оппозиция усиленно подталкивает именно к такому варианту развития событий. Здесь и ее практика дерусификации, и отказ от политики двух государственных языков и навязывание тех линий экономической ориентации, которые не приносят декларируемого результата.
При этом помним, что даже референдум в условиях украинской реальности уже не может дать гарантий искомого результата - по причине дискредитации этого инструмента политической корректировки событий.
Так происходит всегда, когда у власти нет ни четкой видимости решений возникших проблем, ни решимости по достижению цели. Потому и шпыняют КМ, конкретных чиновников и политиков. Президента можно понять. Ведь оппозиция или тем, кто объявил себя таковой, чуть что-то не по шерсти, тут же начинает крики, драки с использованием всех информационных ресурсов и откровенно провокационных поддержек из-за рубежа. Как это выглядит на практике, в том числе с использованием возможностей имформ-Сетей, хорошо знаем.
Мы часто критикуем наш Кабинет Министров за вроде бы излишнее вмешательство в экономику - в условиях отсутствия действительно серьезных реформ. И при этом не хотим видеть, что успехи в рыночной экономике и глобальной конкуренции таких стран как Индия, Бразилия, Китай, Казахстан, Белоруссия, сумевших добиться серьезных результатов и вытащить не только себя из кризиса, но и поддержать оптимистичные мировые тенденции, обеспечены эффективностью соотношения разнородных начал. С привлечением функций планирования, координации, стратегического управления, осмысленного патернализма со стороны государства. Они ведь все работали с опорой на возможности и плана и рынка, то есть осмысленного сочетания и социалистического и капиталистического начал.
На возможности конвергенции мы не раз уже обращали внимание наших читателей. Теперь на них указывают уже реалии самой жизни, практика преодоления острокризисных ситуаций в общемировой экономике. На практику парадокса, уже вылившуюся в понятие философии тринитаризма - третьего начала. Ходим по спирали. От высших кругов - к низшим. Без осознания, что Украина - сложнейшая геополитическая конструкция, закономерности которой априори отметаются ее же властью.
Потому и оказались в самом сложном положении на всем континенте - с Европой или без нее. И не от того, что недодумал что-то Кабинет Министров - в конце концов, это исполнительная структураё и тем более не от европейской рецессии, на которую часто ссылаются, хотя частично и это связано с нашим плачевным результатом, а от нашей неопределенности в геополитических построениях. Курс взяли только на ЕС и уже двадцать лет находимся в объятиях ожидания. Все ждем и надеемся, что вот-вот нам дадут мандат ассоциированного или какого там еще члена.
Но мало что для нас изменит. Потому, что сама Европа в такой же ситуации. Поэтому режим ожидания растянется для украинского государства еще на пять-десять-пятнадцать лет. А Украина и так уже почти везде замыкающая. По уровню производительности, по темпам роста, по валовому доходу на душу населения, по уровню зарплаты... Уже забыли, что были в лидерах не только СНГ, но и Европы. Теряем свою привлекательность для нее. По результатам "газовых войн". И не только газовых.
Впрочем, Украина не может утратить своей транзитной привлекательности - ни по газу, ни по другим направлениям. Проблема в том, как она распоряжается своей пространственной выгодой. Вспомним схемы транзита, которые ее политики вкупе с "озадаченными науковцами" составляли при Кравчуке и Кучме. Речь, напомним, о "коридорах" Берлин-Борщовка, Париж-Крыжопль. То, что произошло с газовыми потоками, - прямое отражение этого тупикового подхода.
Собственно, об этом заявил В.Путин, объявляя о завершении очередной части обходных потоков. И сегодня по этому руслу можно уже перекачивать в Европу 55 млрд. кубометров газа, которые могли бы поддерживать экономику Украины. Значение Украины резко снижено не только для Европы, но и для самой себя.
Возможно, сложилось бы иначе, будь сама Европа в нормальном состоянии. Но его нет, и не предвидится. Оценку Давосского форума приводили. И кому придет в голову принимать новых квартирантов в дом, который рушится от экономических, и политических проблем? Как скоро удается настроить ЕС на выход из прогрессирующей рецессии? Разве не об этом заявляет непотопляемый С.Берлускони. И есть ли в этих условиях место для Украины? Или и дальше поведет линию романтического настроя - куда настроились, там и отыщем свое место под солнцем. Но ведь можем и не дотянуть до восхода. А искать альтернативные подходы явно не хочется. Так может и вправду лучше присмотреться к федеративному устройству? Как варианту развязки сложных узлов украинского бытия. Тем более, что на таком варианте как этапе реального украинского расчленения, настаивает сама Европа, обращая внимание на те места в мировых рейтингах, которые она отводит Украине.
Но ведь можно и развалиться к тому времени, когда Европа определится в отношении страны, "жаждущей членства". Поэтому есть смысл внимательней присматриваться к ситуации, в котором находится мировая экономика. Даст ли она шанс выгрести из нынешнего состояния?
Суждения на этот счет разные. Говорят даже о том, что кризис уже преодолен. В то же время как другие аналитики жмут на педаль катастрофичности ситуации. На прошлом форуме уверяли, что Европа погибнет, а Португалия выживет. Сегодня подвели итог - прогнозы не сбылись. Поэтому решения приходится принимать по текущей ситуации. В этом особенность нашего времени. А оно динамично и изменчиво, что прямое следствие глобализации как общецивилизационного явления. Отсюда и сложность предположений, и полярные точки зрения.
Подтверждение тому и вялый рост в США. ВВП у них по 2012 году около 2 процентов. На 2013 год ожидается 2,5-3 процентов. По Китаю 2012 видим ВВП в 7 процентов, а был 10.4. Углубляются рецессия по Евросообществу. Минус 0,6 процента. А это уже спад. Нам же нужен сегодня хотя бы умеренный оптимизм. Кто и что могут его дать?
Сегодня же стало понятным, что модель капиталистического роста достигла своего предела. Она уже не работает, исчерпала себя и не может дать эффективного результата. Это не наш вывод и известных классиков - констатация Всемирного банка. Он выстраивает его на том основании, что достигла своего предела индустриализация. События же 2008 года показали банковское напряжение, перерастающее в кризис государственных задолженностей. Это и подводит к подрыву политическую систему капитализма.
Нужна новая модель. Ее поиск идет. Не случайно канцлер А.Меркель заговорила о сообразной рыночной демократии. Правда, без пояснений, что это такое. Зато все чаще слышим сомнения в эффективности либеральной революции. Эту же мысль З.Бжезинский в интервью "Евро-Ньюс" оформляет в "нехватку дальновидных политиков". Типа его самого и М.Саркози, который вопреки принципам голлизма, втянул Францию в НАТО. И свой капитал выводит сегодня в Великобританию.
С.Берлускони заявил, что видит Евросоюз, организованным по типу США. Мексика же наоборот, хочет избавиться от этого своего названия. Это все поиск оттенков нового глобального мира. В его рамках слышим заявления о необходимости построения двухуровнего ЕС, но без пояснения его принципов. Есть точки зрения на предмет укрепления позиций Европы за счет расширения ее границ. Но чаще слышим обратное. И есть, наконец, точка зрения о построении Федерации Независимых государств с централизованной властью. Ж.Баррозу "во имя утверждения ЕС в мире" предлагает странам Евросоюза ограничить свой суверенитет. Но как это стыкуется с положениями украинской Конституции?
Но пока гипотетичные Соединенные Штаты Европы держатся на капитале Германии. В этой ситуации она проводит собственную идеологию, уже политическую. Деньги даром не дают.
Далее, нарушена ось по линии Германия-Великобритания-Италия-Франция. По ней нет ни солидарных, ни гармоничных отношений. Значительная часть англичан поддерживают идею выхода из ЕС. Разнобой видим и по внешней политике. Франция постоянно подрывает авторитет ЕС войнами и несогласованными действиями - то Ливия, то Мали... Единой, целостной Европы, которую Украина выбрала для себя в качестве образца, нет в принципе. Зато есть ее экономика, которая балансирует уже не на уровне рецессии, а спада, и которой не удается перезагрузить модель развития на выход из острокризисной ситуации. Понятно, что это не лучшее время вешать себе на шею еще и мечты Украины, так не вышедшей из состояния инфантильности. Больше того, наметилось растущее недоверие и к идее самой европейской интеграции. Даже Германия как якорь евроединства испытывает экономические сложности, по итогу которых выборы в Нижней Саксонии показали поражение партии Меркель. Не случайно Бавария заговорила о самостоятельном курсе. Как и Каталония в Испании.
Европа сегодня серьезно проигрывает и развивающимся странам, и США. А утечка мозгов на этом критическом фоне. Только из Испании, Португалии эмигрировало полмиллиона преимущественно белых воротничков. И перераспределяются не внутри Евросообщества, а в Латинской Америке, США, России. Значительная часть ирландцев и греков бегут в Австралию. То есть закладываются проблемы под будущее ЕС. А сама Европа еще ничего не думает. Далее надо иметь в виду, что слабость ЕС открывает тенденции к захвату его рынка. В частности Китаем. Он сегодня кредитует ЕС, скупая облигации, акции, долги. Товарооборот Китая в ЕС астрономический. Ясно, что Китай спасает Европу не из чувства интернационализма.
И, наконец, бедность. Соотношение между трудом и капиталом обостряется. Чем беднее становится ЕС, тем острее борьба с богатыми. Эти тенденции уже побуждают богатых людей бежать другие страны. Тем самым подрывается финансовая основа оставленных государств. Налоги на богатство во Франции достигли 70 процентов. В Германии - 50 процентов. Это уже не свободная либеральная экономика, это уже социализмом попахивает. О нем и говорят. Украине, похоже, нужна такая экономика для перспективного развития.
Твердость выбранных позиций играет далеко не лучшую роль в определении тактики выхода из стабильно ухудшающейся украинской ситуации. В условиях не кризиса систем, а масштабной перезагрузки цивилизации. Глобализация побуждает не заплатки ставить на старый корабль, а строить новый. И закладка его идет на верфи треугольника из США ЕС и России с ее очень быстро нарастающим потенциалом развития. Как это не покажется кому-то странным, но именно этот треугольник будет иметь новые качества отношений в ближайшие годы. Украинская власть это обстоятельство в силу разных причин активно игнорирует. И не видит, что именно Россия, а не Украина, активнее всего интегрируется в Евросообщество. Исходя из континентальных позиций, а не европейских. И именно Россия реально помогает ему выбраться из сложнейшей ситуации.
Она не видит, что у России уже и товарооборот с ЕС под 100 млрд.? У нее привлекательная инвестиционная политика - особенно в экономику Дальнего Востока и Сибири. И политическая составляющая России в ЕС намного сильнее украинской. Очевидны уже изменения в отношениях России и США. Полагаю, что именно об этом будет идти речь во время первого визита Б.Обамы в Россию.
Это все к тому, стоит ли нам так резко отвергать условия Таможенного Союза, который Украину особо жестко не привязывает к постоянству? Но экономическую выгоду дает ей серьезную. А потерять сегмент рынка и этот фактор реального будущего своего развития очень легко. Россия предлагает пути к значительному увеличению и так не хилого экономического результата. По 9 млрд. долларов в год. С увеличением объема ВВП за короткий отрезок времени на 20 процентов. Плюс снижение реальной цены на газ, с которой мы испытываем сложности во всех сферах экономики.
Не Украина, а Россия выстраивает и запускает в работу реальный транзитный общеконтинентальный сухопутный коридор. Океанские тоже. Усиление их активности по всем экономическим составляющим позволит и Незалежной быстро вернуть утраченные позиции в экономике, в науке и в культуре. Но главное, что Россия предлагает вместе идти в единое экономическое пространство Европейского сообщества. Скорее всего, так и будет. И не потому, хотим мы того или не хотим. Есть логика развития ситуации. И она определяет только этот маршрут. Иные уже обозначили свою бесперспективность. Новые условия требуют от власти большей решительности в принятии решений. Но ее мы сегодня не видно. Даже по принятым решениям правящей партии. которая имеет сегодня законодательное большинство. Русский язык. Таможенный союз... Ведь это в программе было. Но свои предвыборные обещания большинство так и не смогло провести.
2013 год может быть для Украины лучше предыдущего. Но только в случае принятия действительно эффективных решений. Очевидно, что ЕС само балансирует на развилке. И оно не принесет Украине решения ее проблем. Посмотрим на США, Европу, Китай. Пытаясь найти ответы на вызовы времени, они ведь уже не о кризисах говорят. На Украине же полное отсутствие социального оптимизма. И отступать некуда - уже стали худшими даже по списку стран СНГ. Такого в дурном сне привидеться не могло. Потому что свое, но чаще чужое видение Украины навязывают люди с провинциальным мышлением, неспособные ни к чему. Разве что к скандалам (фото). Если хотим изменений, то нужно искать действительно свою нишу. А ее невозможно отыскать при неопределенности в геополитике, что и подтверждено собственным опытом Украины. Не добиться ей и устойчивого динамизма, объявленного Давосом-2013 лозунгом дня.
ЧЕРЕВАНЬ Владимир Павлович, доктор экономических наук профессор;
МАСЛОВ Александр Федорович, журналист, писатель
Киев, март 2013
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме