18:00 26.12.2008 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Материалы Круглого стола на тему: "Масштабы и последствия экономического кризиса и пути его преодоления"


Заседание Круглого стола открыл политтехнолог Минин Юрий Анатольевич, главный редактор журнала "Имена" (Николаев). Во вступительном слове он подчеркнул, что целью заседания является не поиск виновных, а поиск путей выхода из кризиса. Он представил участников заседания. Мы знакомим Вас с основным содержанием выступлений.

Витренко Наталия Михайловна, доктор экономических наук

Уважаемые товарищи! То, что мировой финансово-экономический кризис сейчас набирает обороты – это очевидно всем. Однако, всё-таки далеко не все у нас в стране и за рубежом хотят признать реальные причины возникновения этого кризиса. Если реальные причины не обозначить, то отсюда непонятно будет, каким образом этот кризис можно будет преодолеть.

Во-первых, важно подчеркнуть, что человечество еще никогда не знало подобного финансово-экономического кризиса, потому что он имеет глобальный характер. Его сравнивают с Великой депрессией в Соединенных Штатах Америки, с кризисами в советской экономике или в любой другой стране, но тогда кризисы были локальными, и отсюда для всей мировой экономики их преодолеть было легче.

Почему этот кризис произошел и предсказывали ли ученые, что так будет? Да, предсказывали. Ученые-экономисты в разных странах мира видели, что либеральная экономическая модель, породила виртуальные деньги, финансовые расчеты, абсолютно не подкрепленные ни товарными потоками, ни золотым обеспечением. Специалистам было понятно, что такая экономическая модель, безусловно, приведет к краху экономики.

Сначала я хочу сослаться на работы Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии 2001 года, вице-президента Всемирного банка. Его главная работа "Глобализация: тревожные тенденции" как раз посвящена тому, что происходящие процессы глобализации несут угрозу всему человечеству. И он не просто обозначал основные штрихи либеральной модели, он показывал, какие институции эту модель навязывают всему человечеству – это Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация. За аргументированный анализ угроз глобализации, угроз либеральной модели он получил Нобелевскую премию. В своей работе Джозеф Стиглиц пишет: "Уровень бедствий, создаваемый в странах в процессе глобализации и развития согласно рекомендациям МВФ и других международных экономических организаций, далеко превышал допустимый". То есть он констатировал заранее, что эта навязываемая МВФ либеральная экономическая модель несет бедствия народам.

Вопросами макроэкономики я занималась фундаментально как профессионал-экономист и в своей научной работе, и с трибуны парламента, когда я уже стала народным депутатом Украины, я подчеркивала, что воплощение рекомендаций Международного валютного фонда в Украине также приведет к краху нашей экономики.

Сейчас это становится всё более понятно теоретикам и практикам в Украине. Возьмем номер газеты "Зеркало недели" за 13.12.2008 г., в котором опубликована статья министра экономики Украины Богдана Данилишина. Статья начинается вроде бы правильно: "Мировая экономика столкнулась с кризисом, свидетельствующим, что старая финансовая модель, которая на предыдущем этапе развития мировой экономики обслуживала товарообменные процессы, в условиях ускорившейся глобализации оказалась неэффективной, а в отдельных случаях – и откровенно беспомощной. Однако именно в восстановление прежней модели вкладываются огромные средства. При этом преимущественно подчеркивается лишь большая прозрачность и контролируемость финансовых рисков". А потом Данилишин даёт абсолютно неправильные рекомендации нынешней власти.

Казалось бы, если понятно, что причиной финансового мирового краха стала прежняя экономическая модель, то, во-первых, нельзя ее повторять, а во-вторых, нужно думать чем её заменить. Ведь к чему эта финансовая модель привела человечество? Вот эти виртуальные деньги, которые в качестве кредитов, залоговых сумм, акций получены теми или иными структурами на сегодня составляют 1,4 квадриллиона долларов! А вся мировая экономика, внутренний валовой продукт всех стран мира, за год составляет 70 триллионов долларов. Следовательно, если даже всё что в мире произведено, бросить для погашения этих фиктивных долгов, всё равно эта малая толика абсолютно ничего не решит.

Поэтому я хотела бы в своем выступлении обозначить свое видение: что нужно делать человечеству в целом, что нужно делать Украине, в частности, что в том числе нужно делать Николаевской области.

Итак, человечество в целом. Если человечество в целом не ликвидирует эти фиктивные деньги, то оздоровить финансовую систему не-воз-мож-но! Нужно идти на массовое банкротство банков. Идти на обнуление долгов, потому что порождены они мультипликатором банком. Начинать всё с чистого листа, аккумулируя реальные деньги и направляя их на кредитование реальной экономики.

Никоим образом нельзя сохранять мировой диктат доллара – валюты, не обеспеченной ни золотом, ни товарами. Должны быть новые региональные валюты, которые начнут защищать свои товарообменные процессы в регионах.

Когда было заседание "двадцатки" 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, весь мир ждал, что скажут эти ведущие страны о спасении человечества. Они ничего не сказали. Они провалили этот саммит. Может, потому что Буш вел его, а Буш уже уходит с политической арены, всем понятно, что он неспособен что-то радикально менять. Но плохо то, что никакой другой позиции участники этого саммита не заявили и, более того, начали поддакивать Бушу в том, что нужно сохранять модель свободного рынка и никоим образом не идти на политику протекционизма. Чушь! От модели свободного рынка нужно немедленно отказываться! Переходить к неокейнсианской модели, к модели жесткого государственного регулирования и идти на политику протекционизма. Да, собственно, страны уже начали защищать себя политикой протекционизма и будут дальше так защищаться. Это то, что касается мировых тенденций.

Теперь по поводу Украины.  Украина встретила кризис в ситуации, когда совокупный внешний долг Украины составлял, в начале кризиса, 110 миллиардов долларов. Когда отрицательное сальдо торгового баланса составляло 15 миллиардов долларов, когда дефицит бюджета составлял 3 миллиарда долларов и накапливались внутренние долги по НДС, исчисляемые в миллиардах.

Финансовые потрясения, банкротство банков, отток валюты потом уже перешли в промышленность, строительство, сферу услуг. Падение объёмов производства и потребления в ведущих странах мира снизило спрос на экспортную продукцию Украины. А с учётом того, что Украина отказалась от вступления в Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном, а выполняя требования НАТО, вступила во Всемирную торговую организацию, то Украина еще и потеряла гарантированные рынки для сбыта своей продукции. В результате Украина оказалась в тяжелейшей экономической ситуации.

Что нужно делать украинской власти? Я как руководитель Блока Наталии Витренко "Народная оппозиция" дала распоряжение депутатам местных советов, что нужно делать органам местной власти. Это распоряжение я представила в виде трёх блоков. Если первые два блока относятся к функциям местных советов, то третий блок построен на требовании местных советов перед центральной властью.

Что же нужно делать Украине? Понятно, что это решается в центре. Но требования должны идти снизу. Необходимо, немедленно полноформатно входить в Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это разблокирует товарные связи. ЕЭП даст возможность получения необходимых инвестиций. Потому что с Запада инвестиции для развития реального сектора экономики в Украину идти не будут. Они могут идти только на продолжение финансовых спекуляций. А в ЕЭП должны быть общие программы развития судостроения, авиастроения, автомобилестроения, сельхозмашиностроение и пр. Что, в частности, для развития судостроения позволит получать российские инвестиции.

Создание ЕЭП – это, конечно же, сразу же воссоздание научных школ. Без развития нанатехнологий, без внедрения новых технологий, без создания высокотехнологичного производства нельзя выйти из кризиса и выиграть конкуренцию. В XXI веке это невозможно.

Кроме того, создание ЕЭП как раз даёт возможность ввести новую валюту для межгосударственных расчетов. Президент Казахстана Назарбаев предложил назвать её алтын. Как бы её не называли, нужно чтобы это была новая валюта, которая со стороны каждой страны, участвующей в ней, должна быть обеспечена своими товарными ресурсами и имеющимся золотым запасом.

Создание полноформатного ЕЭП даст возможность Украине сохранить и восстановить рабочие места. Вот это то, что я всё время хочу чтобы было услышано. Самое страшная для страны трагедия, – это даже не остановка предприятия, не остановка движения транспорта, – это потеря рабочих мест, это выбрасывание людей на улицу. Поэтому трудовые ресурсы необходимо всеми силами сохранять.

Украине нужно немедленно начинать процедуру национализации. Поверьте, я сейчас говорю не о политизации ситуации, а об экономической стороне вопроса. Я автор Закона "О национализации". Я с трибуны Парламента объясняла, что не может быть улицы с односторонним движением. Если приняты законы по приватизации, то обязательно должны быть законы об обратном процессе, о национализации. А если частный собственник оказался недобросовестным собственником? Пример? Пожалуйста – Черноморский судостроительный завод. Чуркин не только Николаев подорвал. Сегодня он подорвал и Львов, Львовский автобусный завод. И государство не в состоянии себя защитить? Там где собственники недобросовестны (это могут быть банки, предприятия), то необходим или возврат в государственную собственность, или в коммунальную собственность, или передача предприятий в руки трудовых коллективов, создание так называемых народных предприятий.

Следовательно, мы должны с вами быть обеспокоены тем, чтобы собственники были эффективными. Если есть необходимость помощи собственнику, да банки должны помогать. Как? И мы с вами подходим к обязательной проблеме реформы банковской системы. Без реформы банковской системы никакую страну, а тем более Украину, спасти нельзя. Должен быть мониторинг банковской системы, а затем обнуление активов. Нужно начинать с чистого листа. Выделяя из Стабилизационного фонда или из других источников в банк деньги, государство должно установить процентную ставку за кредит. В условиях кризиса это должно быть 2 % для долгосрочных кредитов, 4 % – для краткосрочных кредитов. Те банки, которые не захотят по таким условиям работать должны быть национализированы. Кроме того нужно обязательно защитить мелких вкладчиков. Немедленно! Люди, которые взяли кредиты гривневые или долларовые, должны получить цивилизованную возможность их погасить. Мы предложили как первый шаг нашего Правительства народного спасения, информация о котором размещена на нашем сайте www.vitrenko.org.

Что еще должна сделать Украина? Это тоже решение, требование которого должно идти снизу, но решение принимает в парламенте. Немедленно перевести страну на модель дорогой рабочей силы. Хватит держать на голодном пайке и трудящихся, и пенсионеров! Реальная величина прожиточного минимума в Украине на сегодня в три раза выше (!), чем та о которой идет речь в проектах бюджета на 2009 год. Отсюда в три раза (!) занижена минимальная зарплата и пенсия. Людям не дают возможность выживать и потом ещё требуют, чтобы они платили за коммунальные услуги при росте цен и тарифов. Как же людям нормально питаться в условиях кризиса, когда идет рост цен? Конечно, тогда население будет только вымирать.

А где взять деньги для того, чтобы решить эти проблемы? Нужно освобождать экономику Украины от долларизации. Нужно переходить к дедолларизации экономики. И вытеснением доллара из расчетов сразу делать эмиссию национальной валюты и эта эмиссия должна быть целевая, что сразу же даст возможность увеличить ёмкость потребительского рынка.

По поводу регионов. Это отдельная проблема. Почему? Потому что когда начнутся бунты, то они будут в регионах, на местах. И бить пойдут не Ющенко (хотя он в первую очередь этого заслуживает как гарант Конституции), а пойдут бить своего мэра и своих депутатов, потому что они рядом. Следовательно, эти процессы нужно упредить, не допустить, чтобы они развивались.

Поэтому когда я писала распоряжение нашим депутатам, то первый пункт моих распоряжений было приостановление перечисления средств, зарабатываемых предприятий, находящимися на территории, в центральную казну. Почему? Я понимаю, что если никто не будет платить центру – это развал страны, на это нельзя идти. Но нельзя и соглашаться с тем, что делают в центре. Вы знаете, сколько денег предусмотрено потратить на Мемориал голодомору? До миллиарда гривен. А памятник Бандере, который построили за бюджетные деньги в Ивано-Франковской области? 75 миллионов гривен. А средства, выделяемые на пропаганду НАТО? 30 миллионов гривен. Это чтобы с утра до вечера по телевизору и по радио звучала агитация за НАТО, а 84 миллиона гривен выделяют для того, чтобы обучить местных депутатов и чиновников языкам стран-членов НАТО. Кто давал право на выделение денег на такие нужды?

Еще одна проблема – Евро-2012. Если мы сегодня в стране не можем одеть и обогреть свой народ, значит нельзя из бюджета выделять 160 миллиардов гривен для проведения Евро-2012. Недопустимо выделять эти деньги из бюджета! Есть богатые люди, если им некуда девать свои деньги, пусть они свои средства выделяют, пожалуйста, но не из бюджета.

Но с нами не считаются, хотим мы или нет. Почему? Потому что так построен бюджетный кодекс, так построена налоговая система. Значит, в условиях кризиса, мэры областных центров, губернаторы областей должны ставить вопрос: "Товарищи, давайте так, мы оставляем средства у себя, но мы создаем согласительную комиссию с представителями каждой области, которая соберется в Киеве и обоснует минимально необходимые средства для функционирования администрации президента, правительства, парламента, армии и т.д."

Что еще должны делать в регионах? В регионах немедленно нужно составлять региональный баланс, делать полную инвентаризацию, проверять состояние дел на предприятиях, состояние больниц, детских садов, школ, имущественное положение проживающего населения. Почему? Потому что нужно из местного бюджета выделять деньги для создания бесплатных столовых, для усиления питания в детских садах, в школах, в больницах. Чтобы усилить финансирование образования и здравоохранения. Ничего нет более ценного, чем человек, мы не имеем. Нужно из местного бюджета думать какие дотации давать по оплате коммунальных услуг. Никоим образом не отключать людей от тепла, воды – это все проблемы местного бюджета. Вот для чего нужны средства местному бюджету.

Конечно же, на местном уровне нужно работать со своими предприятиями. Думать каким образом завершить строительство и удешевить стоимость жилья. Только в этом русле должен идти диалог. Для удешевления нужно изыскать ресурсы и тогда продажа квартир может быть средством и аккумулирования денег, которые лежат у людей под матрацами, и улучшения жилищных условий для особо нуждающихся. Нужно думать о строительстве инфраструктурных объектов – это и производственная инфраструктура, и социальная. Особенно водопровод, канализация, лифтовое хозяйство, общественный транспорт. Чтобы выделялись средства на все эти нужды. Тогда мы сможем использовать металл, производимый в Украине. Тогда мы сможем за счет финансирования инфраструктурных объектов дать возможность и металлургическим предприятиям, и другим предприятиям иметь заказы, развивать производство.

То есть, как я понимаю, у местных советов сегодня работы очень много. Но если задача поставлена правильно, то есть поставлена цель отказаться от либерально экономической модели и перейти на трудовую экономическую модель в рамках Единого экономического пространства, вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, то я глубоко убеждена, что у Украины есть все шансы в течении двух лет выйти из кризиса. Если эти предложения не будут использованы, Украина сможет продержаться максимум 3-4 года и она будет разорвана на части. Украина потеряет свою целостность и страны, которые оккупируют большую часть Украины, будут просто использовать оставшееся наше население как рабов для выполнения их заказов, для удовлетворения их интересов.

Мне очень бы не хотелось, чтобы наша страна, такая богатая и трудовыми, и природными ресурсами, и уже созданными производственными мощностями, чтобы наша страна из-за продажной власти и бездарного управления, потеряла свои приоритеты.

Вот почему я благодарна за организацию такого Круглого стола и за то, что пригласили меня выступить. Очень хочу, чтобы и мой вклад помог Украине выйти быстрее из кризиса. Спасибо!

Чайка Владимир Дмитриевич, мэр города Николаева

Уважаемая Наталия Михайловна, уважаемые коллеги! Я очень признателен нашему журналу за то, что он пошел путем действительно вот таких диалогов и круглых столов для того, чтобы ещё раз определить судьбу нашего региона и нашего города, и Украины в целом.

Наталия Михайловна, три тезиса, которые Вы только что сказали, я однозначно поддерживаю. Дедолларизация – это однозначно единственный путь Украины для стабилизации всей банковской и финансовой экономической системы. Мы, действительно, загнали наши банки в долларовую систему и каждый раз, когда мы с вами получаем 0,1 копейку, мы считаем, что получили результат положительный, если мы снизили на 1 копейку, грубо говоря, доллар.

Во-первых, давайте вспомним историю. Мы радовались с вами, когда доллар был 4,6 и загнали сразу нашу экономику экспортно-направленную на потери. В итоге страдают наши металлурги, машиностроители, я уже не говорю о корабелах. Потому что мы отдавали тогда за доллар 4,6 и радовались, а это загоняло нашу экономику в тупик.

Во-вторых, я думаю, что действительно и Национальный банк, и правительство, и Верховный Совет неправильно поступил, когда продавали наши банки за очень короткие деньги и практически загнали наши банки в иностранные банки, которой управляют сегодня той кровеносной системой. Тут Наталия Михайловна абсолютно права.

И, в-третьих, если мы не поймем, что внутренний потребитель – это гражданин Украины и наше общество, если мы не обнулим активы банков, то ничего хорошего не получится, потому что банки своё взяли. Они сократив то количество людей, на которое опираются, всё равно будут пользоваться теми средствами, которые мы заработали. А часть из них (думаю, не 50 %, а 70 %) вывезена за границу и пользуется нашим достоянием.

Город Николаев одним из первых после развала Советского Союза получил кризис. Нет ни одного города с населением 500 тыс. в мире, чтобы здесь было 3 крупнейших верфи Советского Союза. Когда распался Советский Союз мы еще до 1996 года были закрытым городом, не зная, куда и на какой путь стать. Особенно это касается судостроения итяжелого машиностроения. 70 % трудового потенциала нашего города были выброшены за ворота наших предприятий и организаций. Это была глобальная наука: и судостроение, и машиностроение, мы всё это потеряли.

И тогда, когда я пришел на должность мэра города, я понимал прекрасно, что государство оставило нас один на один с людьми. Напомню, 30 тыс. человек работало на Черноморском судостроительном заводе, 12 тыс. на "Судостроительном заводе им. 61 коммунара" и 10 на заводе "Океан". И тогда, конечно же, нам пришлось выходить из этой ситуации путём передачи для наших людей бесплатной земли, бесплатной коммунальной собственности и научить их первым шагам малого и среднего бизнеса. Могу сказать вам, что т. к. правило "единого окна", правило "одного центра" в городе Николаеве впервые было создано. Мы таким образом дали людям надежду, что малым и среднем бизнесом они начнут себя защищать. И нам это удалось. На сегодня в бюджете города имеем более 35 % налогов с малого и среднего бизнеса. И слава Богу, те люди, которые остались без работы, не остались полностью заброшенными.

Еще раз подчеркну, Украина – это большое морское государство с транспортными коридорами. Украина, а особенно Николаев со своей развитой инфраструктурой, могла бы стать и должна стать большим транспортным коридором. А для этого нужно создавать свой отечественный, гражданский флот, пока не потеряны кадры. Через два года мы этих кадров, увы, не найдем. Во время приватизации нам удалось какую-то часть вернуть на некоторое время, думая, что приватизация даст нам положительные результаты. Но как оказалось бездумно, безаппеляционно, а самое главное, преступно, эти предприятия были переданы в частный капитал без каких-либо условий.

Вдумайтесь только, всё жилье, все объекты соцкультбыта были переданы без каких-либо формулировок бюджетного пополнения. Что касается бюджетной сферы, мы её поддерживаем и будем поддерживать дальше.

Почему мы провели такой Круглый стол? Для того чтобы, силами ученых, руководителей предприятий и организаций создать антикризисную программу, программу спасения. Мы просим каждого, кто имеет хоть малейшее представление о том, что нужно сделать в городе Николаеве, внести свои предложения. Это будет посильный вклад каждого.

Я могу вам сказать, что и первым, и вторым, и третьим правительством и даже на последнем заседании Совета безопасности, уже были помечены программы с учетом Ассоциации судостроителей и судостроителями города Николаева вместе с местными органами власти, что нужно сделать, чтобы наше судостроение имело право на жизнь. Правильно Вы сказали, Наталия Михайловна, – внутренний потребитель – это потребление металла на внутреннем рынке и регулирование должно быть в государственном плане. Потому что стратегия государства должна была быть в опоре на судостроение, машиностроение как на тягловую лошадь. Потому что у нас всё есть в государстве, для того чтобы это сделать. Да сегодня мы не можем построить корвет, о котором мы говорим 8 лет, но всю остальную часть мы можем сделать.

Сегодня говорят, что в этом кризисном состоянии страны, органы местного самоуправления должны как никто повлиять. Могу вам сказать, что далеко не так. Нас в парламенте не слышат, в Кабинете Министров не слышат, нас не слышат министры. На последнем заседании мы Ассоциации сказали, что если не будет бюджет принят в сторону 50 на 50 % (то, что сегодня заявляет премьер), тогда не будет решения у нас в регионах. От рождения ребенка и до последнего пути человека все вопросы решаются здесь на местах, в регионах. А нам оставляют буквально 29-31 %. При чём самое главное все дальше перекручивается на исполнение государственных полномочий на наших объектах жилья, соцкультбыта, в наших больницах и школах. Государство ни копейки не отдает для того, чтобы те же полномочия были подкреплены финансами.

Недавно я был на заседании в Москве. Там все прекрасно понимают, что выжить одному государству невозможно. Как раз там была поддержка со стороны наших городов, что объединение в Союз Россия-Беларусь-Казахстан-Украина может сегодня повлиять на геополитическую ситуацию в мире.

Кто сегодня может сказать, какой суммой крутит Америка по всему миру? Этого сказать никто не может. Потому что для американцев война – это радость, война для них в Ираке и Афганистане – это победа в их экономике, потому что всё их население будет занято. Но потихоньку их сателлиты выводят войска и когда они останутся один на один, тогда у них будет больше проблем, чем они себе думают.

То, что касается строительного корпуса. Мы тут внесли предложение, и я его поддерживаю однозначно. Если два государственных банка получив из Международного валютного фонда, средства для стабилизации, то мы бы хотели бы видеть их в регионах. И в тех банках, где Национальный банк под контролем правительства отдаст и скажет: "Я вам отдаю, но только на завершение строительства жилья, объектов соцкультбытом, которые построены на 50-70 %". Это даст возможность людям из матрасов вытащить деньги и в конечном итоге приобрести эти квартиры. Это внутреннее потребление. Если мы этого не сделаем, то никакие программы государство не спасут.

Я хотел бы еще сказать о том, что в нашем решении есть самое главное – не допустить увольнение работников коммунальных служб, сокращения коек в больницах. Ни в коем случае! Мы и раньше поддерживали наших врачей, учителей, и отдавали им одну заработную плату на оздоровление. Этот социальный пакет мы выдержим и сегодня. И будем поддерживать те тарифные ставки по электроэнергии, газу, которые есть сейчас.

Я признателен, что Вы, Наталия Михайловна, к нам приехали. Заканчивая, ещё хочу сказать, что на сегодняшнем этапе очень благодарен вашему Блоку Наталии Витренко "Народная оппозиция", и Никонову, и другим депутатам вашего блока, что есть понимание. Сегодня городской совет как никогда монолитен, скандалов у нас нет. Мы сегодня определяем судьбу нашего города и вот тут как раз нам нужно объединить наши усилия. Мы не можем согласиться с таким положение, которое у нас сегодня в стране.

Смирнов Александр Николаевич, председатель комиссии по вопросам

 планирования бюджета и инвестиций Николаевского областного совета

Я как любой гражданин тоже думаю о том, что нужно предпринять, чтобы удержать лодку на плаву.

Что же сегодня в этой связи? Мне представляется, что опираться все-таки нужно на средний и мелкий бизнес. Прежде всего, нужно проанализировать весь импорт, который сегодня в страну завозится и постепенно заменить все товары, которые мы получаем извне, и организовать их производство на нашем внутреннем пространстве. Я думаю, что это даст и рабочие места и даже, если стоимость этих товаров будет несколько и выше, чем та, к которой мы сегодня привыкли, но у нас есть специалисты, сырье и многое, чтобы наладить выпуск определенных видов продукции. Это даст работу большому количеству людей.

Второй момент. Меня очень беспокоит ситуация в молодежной среде. У нас огромное количество людей сегодня получают образование и в принципе для них получение первого рабочего мест является самой большой проблемой. Поэтому, думаю, нужно пойти по такому варианту, когда вместе с дипломом о высшем образовании выпускник должен получать рабочую профессию.

Следующий момент, который меня волнует. Я предполагаю, что немедленно нужно принять меры к стабилизации финансовой системы и ситуации на валютном рынке. Абсолютно согласен с необходимостью вытеснения доллара из обращения на территории нашей державы. Это быстро не удастся, но так обваливать курс нашей национальной валюты и создавать неуверенную ситуацию и тем, кто производит продукцию, и тем, кто ее потребляет – это преступно!

Необходимо в первую очередь навести элементарный порядок в верхних эшелонах государственного управления и в Верховном Совете Украины.

Аптекарь Александр Иосифович, специалист в области судостроения, 

(в недавнем прошлом и.о. генерального директора "Судостроительного завода им. 61 коммунара")

Наша отрасль для Украины во много раз специфична. За 17 лет независимости в нашей стране так и не создана структура, которая каким-то образом влияла на судостроение. Когда-то только в Николаеве работали на судостроительных заводах порядка 50 тысяч человек. Учитывая, что город сейчас имеет со всеми пригородами 500 тысяч, то сами понимаете, что это за люди. Этого нет давно. К сожалению, то, что сейчас происходит, не внушает оптимизма совершенно. Самое страшное, что нет сейчас тех людей, которые были бы заинтересованы в развитии нашего региона и в области судостроения, потому что, во-первых, это непривлекательно для тех людей, которые имеют деньги, а в судостроение надо вкладывать длинные деньги (возврат минимум через два года, пусть даже с небольшой прибылью), поэтому привлекательности для такого бизнеса эта отрасль не имеет.

К сожалению, в Украине нет олигархов, способных поднять такие серьезнейшие отрасли. Те россияне, которые сюда приходят и которые проявляют интерес, на поверку оказываются не способными поднять отрасль. Вот про Чуркиных Наталия Михайловна говорила, что это первые россияне, которые обещали судостроительный бум, и вот результат – нет ни Чуркиных, ни судостроения, ничего.

Поэтому что предложить? Если сейчас остановится судостроение, его уже не поднять. Даже мелкая локальная остановка на месяц – очень тяжело потом реанимировать все. Что произойдет, люди уедут, они найдут где себя применить. Мы все зависим от банков, от кредитов, потому что учитывая, что судостроительной концепции у нас в стране нет, ни военной, ни гражданской, заказчиков у нас собственных нет, иностранные открывают аккредитив, а банки кредиты не дают.

Чтобы строить военные корабли, нужно определиться: мы вообще кто – внеблоковая страна? И что мы будем строить? Если мы идем на четыре буквы, (в НАТО, я имею в виду), то корвет мы должны строить по французским технологиям или еще по каким-то, если мы остаемся, такм где сейчас – тогда что? Если придет металл, то мы сразу начинаем строить, не надо никаких модернизаций.

Соловенко Ольга Николаевна, заместитель председателя Одесского областного совета

Для меня большая честь от Одесского региона принять участие в таком солидном заседании, и очень интересно выслушать всё, что здесь будет сказано, и рассказать, что происходит у нас.

Я являюсь заместителем председателя областного совета, председателем фракции Блока Наталии Витренко "Народная оппозиция". То, что происходит в Николаеве, в Одессе, в других регионах, касается меня как министра региональной политики оппозиционного правительства.

Тема кризиса сегодня модная, в Одессе тоже проходит много разных совещаний. Но они только сейчас начали готовиться, а наша политическая сила, наша фракция в областном совете знала об этом заранее, и мы готовились к этому.

По нашей инициативе областной совет рассмотрел и реализовал наши предложения по связи с регионами России. Одесская область работает с Россией на 80 %, нет России – нет экономики Одесской области. Так, инициатива нашей фракции – это региональное сотрудничество. Мы всё понимаем и хотим быть с Россией, но там, наверху, что-то не срабатывает, создаются искусственные препоны и эти связи не развиваются. Ссылаясь на региональную Хартию о приграничном сотрудничестве, областной совет вышел на эту инициативу самостоятельно и обратился к совету, в данном случае Санкт-Петербурга, Ленинградской области, о взаимном сотрудничестве.

На сегодняшний момент уже не только Ленинградская область хочет с нами сотрудничать, а 11 областей России! Я, пользуясь случаем, предлагаю и Николаевской области участвовать в этом проекте.

Если у нас не получается на верховном уровне, мы должны крепить связи регионов. Позиция нашей партии – не хочет центр помогать регионам, и мы не будем отчислять.

Что касается проблем самого кризиса: мы выделили четыре направления деятельности в нашем регионе. Это то, что мы можем сделать с вами. Первое – это тарифы. Когда я на заседании с губернатором заявила о тарифах ЖКХ, там вроде посмеялись. Если мы не управляем тарифами, то мы не управляем процессом кризиса вообще. Я доказала, что это интересы миллионов жителей области, и бюджет может на этом сэкономить. Раньше мы помогали регионам, выделяли миллионы на разные программы. Сегодня тоже подняли вопрос на согласительном совете, чтобы помочь одной из территориальных громад и выделить деньги. Я говорю: выделяем, но под снижение тарифов. Прошло решение.

Еще есть такое направление –  региональная кооперация. Мы задали такое направление работы для нашего управления экономики и что же мы можем сами у себя купить? Если государство сегодня не заботится об Одесской области, давайте будем заботиться о ней сами. Это направление очень важно. В этом случае Одесская и Николаевская область могут работать вместе. Давайте изучим два региона – что мы друг у друга можем покупать. А это значит, что в каждом магазине, на каждом заводе должен быть список – вот это я должен купить в Николаеве, понятно, что это не корвет, но многое мы таким бы образом тоже решили. Ведь товар региональный – это и пенсия, и зарплата, и учеба, и так далее.

Следующее направление, которое тоже интересно, оно выстрадано нашей фракцией, касается безработных. Одесская область придумывает разные общественные работы, задействует людей, оплачивает безработицу. Мы сформулировали свою позицию, она нашла поддержку – общественные работы проводить только в сфере ЖКХ. То есть мы красим подъезды, ремонтируем крыши, и дважды решается вопрос и развития региона, и трудоустройства наших людей.

И национализация. До сегодняшнего правительства не достучаться, но я думаю, и ваше управление экономики готовит такую программу, в которой следует четко записать: просмотреть те заводы, которые уже свободны и их за бесценок готов Фонд госимущества продавать. Посмотреть и не направлять больше деньги, чтобы зарыть в землю, а направлять и создавать рабочие заводы областной коммунальной собственности.

Возвращаясь к поездке в Санкт-Петербург по нашим региональным связям, я хочу привести пример: там строится огромный порт, у которого будет город на 35 тысяч жителей. Строит государство, и одним из инвесторов этого завода на территории Ленинградской области является областной совет. Он инвестор. На 35 тысяч мест будет строиться город (!), будет развиваться порт, который будет работать как раз в транспортной инфраструктуре. Мы побывали в Усть-Луге, мы встречались с руководством этого порта, и они сказали, что с удовольствием готовы работать и на Одесскую, и, я думаю, что и на Николаевскую область. А если будет работать этот путь – транспортный коридор, то конечно, понадобятся суда, которые бы перевозили все те грузы, которые нам будут нужны.

Головченко Надежда Андреевна, директор ЧП "Панорама-Инвест"

Сегодня в Украине сложилась критическая ситуация с использованием энергоносителей. Так как большая часть газа импортируется из-за границы, естественно, цены постоянно растут. Учитывая важность экономии расходов тепла в жилых домах и объектах социальной структуры, которые находятся в эксплуатации, мы обратили внимание на конструкцию стен, которые не соответствуют современным технологиям и стандартам энергосбережения.

Наше предприятие начало реализацию комплексного проекта по энергосбережению. Проект по изоляции стен жилых домов и социальных объектов предусматривает ремонт фасадов зданий, а также, по необходимости, ремонт тепломагистралей, крыш и подъездов. Естественно утепленные по евротехнологии фасады зданий дадут старым домам вид новостроек, обновят городской пейзаж и сделают его современным. А значительная экономия газа на отопление уменьшит загрязнение окружающей среды

Проектом предусмотрено выполнить фасадное утепление 40 тыс. кв. м. поверхности стен на сумму 14,8 миллиона гривен. Данные средства планируется получить из государственного бюджета через Министерство регионального развития и строительства Украины и Министерства ЖКХ, а также из местного бюджета.

Также планируется замена деревянных оконных и дверных блоков на сумму 12,4 миллиона гривен. Данные средства планируется получить за счет привлечения средств жителей данных домов.

Уже подписано соглашение с украинско-немецким форумом, который готов оказать содействие в выделении инвестиционных средств в размере 1,6 миллиона евро на долевое участие в реализации данного проекта.

Реализация данного проекта позволит снизить потребление импортного газа на отопление и стоимость затрат жильцов на отопление своих квартир на 60 %. Согласно нашему проекту, потребление газа на отопление данных квартир – это 1648 квартир – вместо 5,376 миллионов кубов газа потребуется всего 2,42 миллиона кубов газа, экономия составит 2,956 миллиона кубов газа, что на 55 % уменьшит затраты газа на отопление этих зданий.

В случае присоединения данного проекта к механизмам продажи квот выбросов парниковых газов, городской бюджет получит экономии использования импортного газа на 2,956 миллиона кубов газа., это составит 1,567 миллион тонн эквивалент. В случае продажи данного количества эквивалента по самой низкой цене (хотя бы по 5 евро, в то время как сегодня Европа, Германия, Чехия и т.д. продает от 10 до 14 евро), прибыль составит 7,835 миллионов евро за один отопительный сезон. Это тот ресурс, который может получать наш бюджет, принимая эту технологию.

Учитывая то, что теплоизоляция фасадов зданий позволит экономить не только расходы газа на отопление, но и значительно снизит затраты на электроэнергию и на кондиционирование зданий в летний период.

В настоящее время, при поддержке мэра города Николаева В. Д. Чайки, мы приступили к замене топочных котлов на твердом топливе и газе на электрические модульные установки с применением ночного тарифа. Эти модульные установки уже более 5 лет используются у нас в Украине, в том числе и в Николаеве. Применение данных установок позволит уменьшить расходы потребления газа, а следовательно, и затраты заказчиков на отопление примерно в 2-3 раза. Использование ночного тарифа позволит снизить провалы потребления электроэнергии в ночное время. Поэтому наша программа нашла поддержку у Николаевоблэнерго.

21 ноября 2008 года в Киеве нами был проведен украинско-немецкий форум, на котором рассматривали вопрос о вовлечении предприятий в процесс реформирования жилищно-коммунальных хозяйств и содействие со стороны отраслевых объединений. Данный проект был одобрен представительствами Министерства ЖКХ, Министерства промполитики. Также наш проект был рекомендован для внедрения, как пилотный комплексный проект по темам модернизации зданий и сооружений.

Учитывая то, что данный проект предусматривает софинансирование государственных и местных бюджетов, а также предусмотрено реформирование ЖКХ, "Украинско-немецкий форум" также признал данный проект значимым и определил его как проект, который имеет экономическое и социальное значение. Поэтому "Украинско-немецкий форум" включил наш проект в план совместного внедрения, путем продвижения его реализации для получения инвестиционного финансирования в размере 1,7 евро через Мировой банк реконструкции и развития, а также через другие частные инвестиционные компании.

Поэтому я прошу поддержать наш проект и реализовать его воплощение в жизнь.

Сегодня мы вышли на "Укрэксимбанк" – это банк, которому дано право финансировать такие программы. Но утром они дают этот кредит, а к вечеру уже перестали. Коммерческие банки нам предлагают процент кредитования 40 %. Когда я на "Украинско-немецком форуме" озвучила эти кредитные ставки, то немецкие партнеры были просто в шоке. Потому что сегодня эти программы успешно работают в Германии, Польше, Чехии, Литве, Белоруссии и России.

Король Александр Васильевич, директор ООО "Мост-Н"

Город Николаев переполнен автомобилями, идущими транзитом. Давно вызрела потребность строительства обводного моста. Было принято решение еще советским правительством, в 1991 году господин Фокин подписал распоряжение о строительстве такого моста, причем было сказано, что 50 % средств дает государство, 50 % – предприятия города Николаева. На это все и остановилось. Для реализации этого проекта самое подходящее, начиная с Трумэна – дороги, мосты, это выход из экономического кризиса Америки. Причем деньги уже найдены. Японцы уже готовы дать. Стоимость этого проекта около 500 млн. долларов. Для Николаева это порядка 4 тыс. рабочих мест. По конструкции проезжей части японские специалисты со специалистами нашего завода поработали еще четыре года назад. При присутствии на Украине индустрии строительства мостов порядка 75 % материала и до 90 % работ могут быть выполнены нашими предприятиями.

Говорить больше не о чем! Кто нас держит? Но нас опередил Борисполь. И ни прошлое правительство, ни нынешнее не могут дать ответ на письмо в адрес японского банка. У японцев есть определенное количество свободных денег, они хотят их сохранит во времени и у них есть программа "Официальная помощь развитию", которую они дают развивающимся государствам. Когда я начал заниматься этим проектом в конце 90-х – начале 2000-х годов, то проценты были таковы – 0,75 % годовых, 30 лет срок кредита и 10 лет льготного периода. Для таких структур хорошие условия. И сейчас остаются для нас приемлемыми, потому что сейчас 11,4 % годовых, 25 лет кредитования и 7 лет льготного периода. Могу сказать, то этими кредитами воспользовались практически все развивающиеся страны и страны Восточный Европы, которые прежде в ЕС не входили – Румыния, Словакия, Болгария. Казахстан, Узбекистан, Азербайджан взяли уже несколько кредитов.

Но Украина не может никак разобраться со строительством одного терминала в Борисполе. Мост в Казахстане был построен за 2 года 8 месяцев. Последний раз Япония запросила возможность кредитования официальным письмом 14 ноября 2007 года. На заседании Кабмина Пинзеник сказал, что мы не можем взять такой кредит в связи с тем, что курс доллара к иене не очень хороший. Это глупо. Проект не имеет никакой альтернативы, еще в 2002 году депутаты утверждали закон об Украине как о транзитной державе, там есть распоряжение Кабмина, распоряжение президента. В 2005 году Тимошенко обращалась к правительству Японии, но ничего никто сказать толком не может. А Министерство финансов ищет хитрую схему, кто может это сделать – как такие деньги, и вдруг будет николаевская коммунальная структура их осваивать? Подрядчик выбирается международным тендером. Какая задумчивость в нашей стране наступает! И Кинах всегда говорил "да", но даже когда был премьер-министром, то подписал только одно поручение, работали в основном государственная администрация и мэр. Когда японцы в прошлом году нас посетили, то сказали, что была информация из посольства, что это мост одного частного лица.

Шевченко Александр Васильевич, председатель правления предприятия "Николаевская теплоэлектро централь"

С 2004 года я являюсь председателем правления этого предприятия. То, что я увидел, прийдя на это предприятие, так это сумасшедшие долги по зарплате, по газу. Была несбалансированность тарифной политики, которая существовала с конца 90-х годов, и как следствие, невозможность начинать отопительный сезон.

Только через три года кропотливой работы нам удалось выйти на тот показатель, который у нас имеется. Не каждая теплоснабжающая организация может похвастаться 100 % оплатой за прошлый отопительный сезон. Мы это сделали. И сделали только благодаря своим силам и расчетам населения. Тарифы в Николаевской области самые низкие в Украине. Сбалансированная тарифная политика – это залог успеха любого предприятия, которое работает на рынке электроэнергии и тепла. Уровень расчетов нашего потребителя в этом году составил 100 %. Мы убедили своего потребителя, что без должной оплаты за нашу продукцию не будет и услуги, которую они привыкли получать от нашего предприятия. Сегодня удалось сбалансировать тарифы на местном уровне, то идет полная разбалансировка на государственном уровне.

На сегодняшний день та продукция, которую производит большая и малая генерация, убыточна уже второй месяц. Потому что в тарифы, которыми мы пользуемся круглый год, был заложен газ уже по новой цене. Сначала реализацию газа подняли на 30 %, а с 15 ноября, никого не спросив, еще подняли стоимость газа. Так, за ноябрь мы по нашему предприятию получили уже убыток. А что мы можем говорить о большой генерации, которая работает в 10 раз мощнее, чем мы? Поэтому, ни в коем случае нельзя допускать разбалансировки тарифной политики. Потому что это будет снежный ком, который мы уже наблюдали в конце 90-х годов, это кризис неплатежей, это самое страшное для государства.

Мечет Игорь Григорьевич, ректор по работе с промышленными предприятиями

Южной академии повышения квалификации кадров Минпромполитики Украины

Я хотел рассказать о механизме, который мы как специалисты, экономисты, видим в качестве антикризисного для нашего города, нашего региона и, может быть, для Украины в целом.

Мы от академии и от общественной организации "Областной центр инновационного развития регионов" предлагаем создать муниципальный прогнозный центр с проблемной лабораторией не для написания стандартных стратегий, не для рекомендаций научного характера, а для решения двух задач. Первое. Чтобы этот центр собирал максимальную, не политизированную информацию со всех отраслей жизнедеятельности горожан. Второе. Этот муниципальный центр должен провести кластерный анализ нашего города, который позволяет определить по отраслям жизнедеятельности города максимально приоритетные для развития, которые могут быть максимально использованы для разработки реальных антикризисных мер!

Мотус Михаил Константинович, директор ООО "Городской информационно-расчетный центр"

Жилищно-коммунальная система именно в период кризиса имеет возможность сделать небольшой шаг вперед и прожить в этом запасе достаточно длительное время. До 2000 года, когда нынешний премьер были вице-премьером по ТЭК, тяжелые времена были – векселя, все друг друга обманывали, энергетика была в таком же состоянии, что и сейчас. Наши предприятия начали разваливаться – Черноморский завод, "Океан". Людей, которых можно было взять с предприятий, специалистов, мы забрали к себе в свое хозяйство, но в то время все предприятия жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно выполняли капитальные ремонты. Туда пришли специалисты. Я пришел в мэрию работать в 2001 году, средств на капитальный ремонт выделялось 9 млн., мы выполняли определенное количество работ. Сегодня Николаевщина имеет на капитальный ремонт порядка 90 млн. Пусть эти программы свернутся. Будет 45 млн., но все равно бюджетные средства будут, так вот сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве эти работы выполнят некому. Привлекаются разные карманные фирмы. Кроме того, появились частные жилищно-эксплуатационные предприятия, которые творят с тарифами то, что они хотят и в их работу вмешиваться мало кто хочет, потому что они считают, что заключив договор с мэрией, они стали абсолютно самостоятельны, а наш департамент жилищно-коммунального хозяйства, который в Николаеве имеется, он контролировать их деятельность и качество работ не изволит.

Я предлагаю, чтобы программы и эти предприятия получили право проводить капитальный ремонт, да, действительно, за счет людей, которые неизбежно будут сокращены – среднего и высокого класса специалисты, они придут работать на эти предприятия, если там будет заработная плата и работа. А работа должна быть.

Следующий момент. У нас есть программы по энергосберегающим технологиям в жилищно-коммунальной сфере. Но этим занимаются два предприятия – Николаевская ТЭЦ и облтеплоэнерго, те, кто его производит. Те, кто его потребляют, абсолютно этим не занимаются. У нас есть достаточно мощная индустрия строительных материалов. Производство теплоизоляционных материалов для утепления стен – это самое легкое, что может быть для этих предприятий, и это наше. У строителей тоже могут быть сокращения объемов работ, да, будут что-то финансировать, но город может финансировать им выполнение работ по утеплению больниц, детских садов, панельного домостроения. Окна, понятно, можно пластиковые ставить на больницах и школах и жилых домах, но у нас же полгорода панельные – это сплошные трещины и сквозняки. Но здесь есть поле, для того, чтобы сохранить у себя в городе не на макроэкономическом уровне, а на месте у нас сохранить, чтобы сдержать на месте у себя этот курс.

И очень важно, чтобы был диалог между сферой жилищно-коммунального хозяйства и населением Последняя строка в этом документе – не допустить социального взрыва. Чтобы этого не допустить, не мэр, конечно, я ее подчиненные чиновники должны придти к народу и к жителю, и тогда люди будут чувствовать, что с ними говорят, и уже не будет того, что было в прошлый раз, когда был прошлый кризис и рынки создавались.

Сегодня уже почетные граждане города все рынки захватили, торговать уже нечем, негде, покупать некому. Поэтому диалог этот должен быть одним из важнейших, чтобы с людьми говорили и успокаивали людей, тогда можно избежать взрывов, бунтов и удержать это хозяйство на плаву.

Шанайца Александр Сергеевич, Генеральный директор ООО "Николаевский домостроительный комбинат"

Сегодня очень много было сказано по поводу кризиса. Я думаю, что кризис заставляет нас всех задуматься о том, что мы сделали, к чему пришли. Если говорить о нашем предприятии, то кризис сильно отразился на нас, потому что мы в первую очередь пострадали от этого кризиса.

Если смотреть на предприятия, то мы одни из многоотраслевых предприятий, которые и строят дома и производят железобетон, и в то же время выполняют генподрядные работы. Проанализировав ситуацию на предприятии, можно понять, что сегодня строительство жилья почти полностью остановлено, в силу того, что люди, которые хотели бы купить квартиры, они этого сделать не могут. Потому что сегодня банки не выдают кредиты. В то же время люди берегут свои сбережения, которые годами копили, и боятся их вложить в строительство, потому что не знают, будет ли сдан дом или будет заморожен, как многие объекты.

Мы, по сути, молодая компания, которая сегодня выходит на рынок с производством железобетонных изделий. Нас единственное, что сегодня спасает – это генподрядные работы. Мы ищем те предприятия, у которых сегодня есть деньги: это зерновики, это поиск бюджетных заказов. Ведем поиск компаний, которые сегодня еще находятся на плаву.

На мой взгляд, мы сегодня в первую очередь должны привести курс доллара в то положение, в котором он был полгода назад. Потому что если сегодня этого не сделать, то мы получим на рынке дешевое жилье, дешевые автомобили, дешевые товары. За счет того, что банки начнут отбирать у людей имущество, которое они отдали под залог.

Тут же пострадаем и мы, как строители. Сегодня у нас себестоимость строительства – 600, 700, 800 долларов, то сегодня это же жилье на рынке мы получим ниже себестоимости. Поэтому я считаю, что тот ресурс, который мы получили от МВФ, нужно направлять на стабилизацию курса валюты.

Сегодня наш президент говорит о доступном жилье. Где это доступное жилье, где эта программа? Реальный механизм – это сегодня заставить строителей работать. Только за счет вливания в локомотивную отрасль – строительство – мы сможем получить выход из кризисной ситуации.

Только за счет нашего внутреннего резерва, нашего потенциала мы можем выйти из этого кризиса. Не нужно искать помощи где-то за границей, мы должны эту проблему решить внутри страны.

Попков Василий Васильевич, профессор кафедры

политологии Одесского университета им. Мечникова

Уважаемые коллеги! Я непосредственно не задействован в системе производства и экономики, моя тема – это политическая глобалистика, геополитика и т.д. И я думаю, что с моей стороны конкретным предложением будет только одно – более четко представлять себе, в каком масштабе происходят все эти процессы, и процессы кризиса, и связанные с этим политические процессы.

Если вы обратили внимание, тема кризиса очень тесно связана с темой глобализации. Наиболее активно тему глобализации раскручивает Билл Клинтон, который пытался развивать эту тему после эпохи Рональда Рейгана, как известно, воевавшего с Империей зла, после старшего Буша, который подбросил Горбачеву тему нового мышления. Билл Клинтон поставил своей задачей переварить и поглотить остатки Советского Союза, интегрировать его в мировую экономику. Эту задачу он старался выполнять.

Фактически, главная цель глобализации – это сокращение всех барьеров, всех национальных границ, всех рубежей национальных экономик, то есть фактически формирование глобального гигантского Титаника, где любая пробоина в конце концов может быть фатальной. Такая пробоина произошла в Соединенных Штатах Америки, когда прошел ипотечный кризис и потопление корабля началось. Он охватывает все большие масштабы. Это одна сторона дела, и мы сталкиваемся с тем, что максимальный механизм глобализации используется для того, чтобы как-то спасти доллар, спасти эту структуру, но в то же время совершенно инстинктивно целый ряд регионов идет по другому пути.

Сейчас, видимо, процесс глобализации завершается и начинается процесс фрагментации экономик, фрагментации систем, цивилизаций и т.д. Я согласен с тем, что в конце концов будут сформированы некие суперрегионы типа Североамериканского региона, куда войдет Канада, США и Мексика; Латино-американского региона; явно позиционирует себя как специфический социально-экономический регион Европа, которая имеет свое ядро; Россия, безусловно, будет позиционировать себя как такой центр; Китай и проч. Мир начинает жить по Хантингтону, который в свое время говорил, что рано или поздно глобальный процесс приведет к распаду и мы столкнемся с миром воюющих цивилизаций и сталкивающихся цивилизаций. И каждая цивилизация будет иметь свой стержень. Скажем, Европа имеет свое ядро в виде Франции и Германии, Североамериканское ядро позиционируется Соединенными Штатами Америки, дальневосточное ядро – Китаем, а Евразийское ядро – Россией. В этой ситуации Украина должна четко для себя выбирать ориентиры, явно она не вмонтируется в европейское ядро, явно она должна работать по схеме евразийской православно-славянской цивилизации. Это и ментальные, и экономические, и социальные наши приоритеты. Тем более, наши коллеги обратили внимание на то, что в колоссальном кризисе находится украинское судостроение, а на фоне того, что сейчас Россия разворачивает довольно сильные военно-морские программы, то я думаю, что как раз здесь можно было бы установить достаточно серьезные, интенсивные, плодотворные контакты.

Это первый момент. То есть, мы должны совершенно четко учитывать и выходить из кризиса, понимая то обстоятельство, что действительно никакие инъекции, никакие попытки МВФ, (эта та структура, которая очень жестко и мощно пробивала все национальные барьеры и реализовывала процесс глобализации), ни к чему хорошему не приведут.

Более того, фактически глобализация создала пирамиду неравенства, во главе которой находятся сверхтехнологичные США, в середине находятся страны, которые являются среднеразвитыми и являются гигантами периферии. Причем подсчитано, чтобы такому государству как Украина выйти на уровень американского потребления, для того, чтобы все эти ресурсы задействовать, необходимо расширить поверхность земного шара в четыре раза. Понятно, что это невозможно.

Учитывая все это, выход только один – в поиске цивилизационных системных связей. Это глобальный момент, а момент внутриполитический – должна быть изменена вся параллель нашего государственного развития. Долгое время наше государство развивалось под идеологией национального суверенитета, государственного суверенитета и т.д. Главная задача сейчас – резкое изменение всего вектора, всей парадигмы общественного развития и провозглашения тезиса суверенитета личности над суверенитетом государства. То есть, обеспечивая суверенное развитие личности во всех её аспектах – экономическом, духовном, обеспечивая соответствующие геополитические возможности развития личности и подчиняя этой цели государство, можно действительно выйти из кризиса.

Кстати, я хотел бы процитировать вам одну интересную фразу, которая звучит так: человек не может быть свободен, если чрезмерно свободно правительство. Эту фразу  не сказал ни Маркс, ни кто-либо из левых представителей. Эту фразу сказал Рональд Рейган, который так оценивал возможности и невозможности своего национального государства.

Заключительное слово Витренко

Я считаю, что умные люди должны изучать опыт, накопленный человечеством, чтобы не повторять ошибок. Можно было не допустить развития кризиса в нашей стране, тем более в таких формах, если бы бездумно или при давлении с Запада, политики не выполняли в Украине требования Международного валютного фонда. Нет ни одной страны мира, где реализация этих рецептов дала бы положительный результат. Когда мы говорим об успехах Китая, то успехи потому, что Китай не вступил в МВФ. И свою страну, тогда очень слабую, превратил в мощное государство, а только потом на равных вступил в ВТО, когда уже мог выигрывать конкуренцию. А не то, что сделали с Украиной. Поэтому не нужно закрывать глаза на ошибки и преступления политиков. В Библии сказано, что каждому должно быть воздано за то, что он совершил.

О том, что кризис неумолим, говорят статистические данные. Если объем промышленного производства за месяц сокращается на 28%, если каждый день на биржу в Украине, с регистрацией в качестве безработного, становится 13 тысяч человек, то это кризис. Самое страшное в нем, что он не завершен, он только набирает обороты. Василий Васильевич, как специалист в глобалистике, может подтвердить, что этот кризис, дай Бог, чтобы мы остановили  за год. Латвия подсчитала, что им нужно четыре года для преодоления кризиса. Я глубоко убеждена, что к этим процессам, этим явлениям нужно подходить серьезно.

В данном случае, мне представляется, что Круглый стол, который прошел, имеет колоссальное  значение для всей Украины. Нам совместно нужно думать о том, как из этого кризиса выходить, как остановить развитие этого кризиса.

Очень важно то, что все присутствующие услышали те акценты, которые делает наша партия. Многие нашу партию упрощают и думают, что мы можем только пикироваться с нашими политическими оппонентами, или пикетировать НАТОвцев. Мы это можем, но это далеко не всё. В нашей партии, в нашей команде уже выкристаллизовались специалисты, которые в состоянии возглавить разные сферы народного хозяйства. И вот уже три левые партии подписали соглашение о создании Правительства народного спасения. Правительство создано, и это качественно иное состояние левого движения в Украине.

Сегодня говорят, что есть оппозиционное правительство. Какое? Олигархическое? Такое же, как Тимошенко? Миром движут интересы, и все окружение Юлии Тимошенко, с нею во главе – это богатые люди, которые стали богатыми за счет либеральной экономической модели, за счет того, что беспрепятственно накапливали и вывозили капитал.  И что, эти люди откажутся от этого? Ни за что!

Точно такая же ситуация в Партии регионов – такие же олигархи. У них счета в банках на Западе, интересы их на Западе. Они головы не поворачивают в сторону России. Они не понимают, что только Россия – это наша цивилизация. А я думаю, что действительно все развивается по Хантингтону. И в мире 8 цивилизаций. Поэтому нам нужно определяться, если мы православно-славянская цивилизация, то мы должны быть вместе с Россией и Белоруссией. Если мы обслуга Запада, то нас вмонтируют в западную цивилизацию. Перекодируют, мы будем уже не православными людьми, а католиками или протестантами, и мы будем там. Это тоже очень важный выбор – цивилизационный выбор, то есть это всё переплетено.

Мы на местах видим – не только в Николаеве или Одессе, но и  во Львове люди говорят, что мы хотим, чтобы работал автобусный завод, давайте нам заказы из России. А власть Украины плевать на это хотела. И вместо Единого экономического пространства втягивает Украину  в ВТО и НАТО. Почему власть позволяет себе такое?  Потому что молчат на местах. Следовательно, это общая наша с вами задача.

Подытожим,  что мы здесь с вами обсудили, к каким выводам пришли. Я не услышала особой критики предложенного документа по Круглому столу. Значит, участники Круглого стола не возражают по поводу предложенного проекта  документа  "Основные принципы и подходы к проблеме выхода из финансово-экономического кризиса в Украине". Он стал итогом нашего обсуждения.

Итак,  мы с вами произвели сегодня огромной важности интеллектуальный продукт, приняв вот такой документ. И мы с вами обязаны этот документ положить в основу деятельности всей власти в Украине. Более того, к этому голосу должна прислушаться и Россия, и Беларусь, и Казахстан – они должны увидеть, почувствовать, какое настроение здесь у нас.

Если говорить, что есть хорошее в кризисе – это то, что он заставляет всех задуматься. Я хочу уверить Вас, что наши депутаты, члены нашей партии – это самые убежденные сторонники применения всего комплекса мер, чтобы только сберечь страну, чтобы защитить наш народ. Конечно, нам нужно работать всем вместе. И передовой опыт нам нужно тиражировать.

В целом, я очень благодарна вам, что мы все с вами собрались и вы меня пригласили. И хочу пожелать всем нам в следующем году, чтобы этот год был  последним годом кризиса, чтобы Украина стала из него выходить.

15 декабря 2008г., г.Николаев

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме