17:00 02.02.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Крым не был аннексирован
Карл Альбрехт Шахтшнайдер - один из ведущих специалистов в области государственного права Германии, профессор. Среди прочих вел процессы против введения евро в 1998 году, против Лиссабонского соглашения в 2009 и против так называемой помощи Греции в мае 2010.
Был ли референдум на полуострове Крым в марте 2014 года нелегитимным? Была ли поддержка российской армии актом агрессии? С правовой точки зрения – нет, поскольку право народов на самоопределение по статусу выше и значимее, чем сохранение территориальной целостности государства.
Мир с Россией – вот наша задача. Но Запад атакует. Продвинувшись практически вплотную к границам Российской Федерации, Запад пытается затянуть Украину в свою коалиционную систему: в Евросоюз и в НАТО. Средством достижения этой цели была выбрана смена режима на Украине или, как это называется в международном праве, грубое вторжение с последующим формированием удобного Западу марионеточного правительства. Именно против этого и поднялись некоторые регионы страны.
Когда отделение части государства является легитимным?
Обвинение России в аннексии Крымы является по сути элементом политики холодной войны, которую Запад проводит в отношении России. Нужно признать, что очень немногие понимают разницу между аннексией (насильственное присоединине части территории) и сецессией (отделение части территории государства).
В западных странах, особенно в Америке, право на сецессию по большей части, не признается, но есть исключения: например референдум в Шотландии, который был проведен с соблюдением всех правовых норм. В случае с отделением Косово также не было выявлено нарушений международного права, согласно экспертизе Международного суда проведенной в 2009 году. Таким образом практика признания права на сецессию все-таки существует, правда в особых, экзистенциональных случаях.
Право народов на самоопределение есть элементарный принцип международного права и объединенных наций, его правовая основа. В противовес праву на самоопределение стоит территориальная целостность государства основанная на суверенитете. А суверенитет предполагает запрет на разного рода агрессии, включая аннексию.
Крым все же особый случай, в смысле права его жителей на самоопределение. Все мы знаем, что передача Крыма Украине представляла собой акт произвола со стороны Н. Хрущева. Воля жителей Крыма к отделению от Украины проявилась более остро и однозначно, когда Украина, сменив политический режим в феврале 2014 года, взяла курс на Евросоюз и, соответственно, на сближение с НАТО. Именно против этого выступило большинство крымчан.
Когда помощь извне легитимна?
Народная воля была закреплена референдумом, который состоялся 16 марта 2014 года и был проведен довольно быстро и четко. А спекуляции по поводу того, что крымчане якобы голосовали на референдуме под дулом автоматов Калашникова просто не выдерживают никакой критики.
Владимир Путин признал, что военная помощь России во время референдума была оказана и заключалась в том, чтобы блокировать высадку украинских солдат на полуостров. В противном случае референдум попросту не состоялся бы.
Итак, жители Крыма запросили помощь и Россия ее оказала. С точки зрения международного права все легитимно.
Однако Украина объявила этот референдум противозаконным, поскольку Конституция Украины запрещает сецессию. Но вместе с тем нигде в мире, ни в одном государстве не существует правомерного запрета на сецессию! Украина хотела силой воспрепятствовать проведению референдума, что является прямым нарушением права на самоопределение в соответствии с международным правом. Существует большая, единогласно принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году, декларация по вопросам суверенитета и сецессии, которая по сей день является действующим авторитетным документом, правда не всеми признается. Декларация гласит: если в государстве возникает ситуации сецессии, она ни коем образом не должна быть подавлена силовым путем.
Если же этому процессу пытаются воспрепятствовать силой, то сепаратисты имеют право обратиться за помощью к третьим странам. А третьи страны, к которым обратились за помощью, имеют право эту помощь оказать.
Источник: Compact-Magazin 1/15
Перев. Н. Андрианова
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме