18:30 16.03.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Кризис в Украине: налог на бедных


Поступившая на нынешней неделе "благая весть" из Вашингтона о перечислении первого транша на 5 млрд долл. дает Киеву только вздохнуть с облегчением, но никак не является поводом почивать на лаврах.

Очевидно, что МВФовских денег хватит только на то, чтобы избежать дефолта , обеспечив оплату внешних долговых обязательств и критического импорта. Да и то если украинские власти будут неукоснительно соблюдать условия подписанной программы, выполнение которых будет проверяться каждые три месяца , являясь условием выделения последующих порций финансирования.

Однако той самой макроэкономической стабилизации, которая является ключевой целью вышеназванного документа, точно не удастся достичь, не обуздав сорвавшихся с цепи цен, уже ставших одним из ключевых факторов дестабилизации экономики и продолжающегося обнищания населения. Так что широким слоям украинского населения передохнуть некогда - приходится все туже затягивать пояса, платя сполна за стабилизацию пошедшей вразнос системы госфинансов. А вот системных изменений, способных оправдать выставленный счет, пока не видно.

Всего за два месяца с начала нынешнего года индекс потребительских цен вырос уже на 8,6% (даже без уже анонсированного повышения энергетических и других коммунальных тарифов). Это - третья часть от заложенной в госбюджете годовой инфляции в 26% . Рост официального ценового индекса к прошлогоднему февралю достиг 35-процентного уровня, причем по многим значимым позициям ситуация еще хуже. Так, за последний год хлеб подорожал почти на 49%, рыба - на 60, яйца - на 80, подсолнечное масло - на 49,5, проезд - на 60%. И то ли еще будет.

Так называемая базовая инфляция - индикатор, позволяющий учитывать влияние на динамику цен "печатного станка" НБУ, - повысилась до 34,5% в годовом выражении. Конечно, вследствие девальвации гривни автоматически увеличились затраты на импорт и его конечную стоимость, но заодно в Украине подорожали и товары с минимальной импортной составляющей. Частично на это, конечно, повлияло подорожание энергоресурсов, но в большей мере - негативные потребительские ожидания, спровоцированные несогласованной риторикой правительства и НБУ. Более того, как звучащие заявления, так и принимаемые решения заставляют сомневаться, что надлежащая работа над ошибками уже сделана.

Как отмечается в опубликованном на нынешней неделе решении совета НБУ , "прирост потребительских цен по итогам 2014 г. существенно превысил уровень, предусмотренный Основными принципами денежно-кредитной политики НБУ (19%) и предварительно согласованный с параметрами меморандума с МВФ, в котором уже было учтено влияние обстоятельств, связанных с обострением социально-экономической ситуации".

 

Очевидно, что в 2015-м ситуация однозначно ухудшится. Вопрос: на сколько?

В феврале Кабмин озвучил прогнозы по основным макропоказателям нынешнего года. Документ предполагает три сценария, в которых индекс потребительских цен колеблется от 26,7 до 42,8%. В поправках к госбюджету учитывалась инфляция в 26%, то есть самый оптимистичный вариант из предложенных. До этого прогнозы также разнились - и 13, и 19, и 27%. И это лишь усиливало негативные ожидания общества, которые, в свою очередь, провоцировали волны потребительской паники, заставляя простых украинцев массово скупать товары первой необходимости, "пока не подорожало".

Игорь Шумило, бывший исполнительный директор НБУ по экономическим вопросам, обращает внимание на то, что действиям правительства и НБУ все еще недостает аргументированности, и потребительская паника спровоцирована как непониманием ситуации населением, так и несогласованностью действий власти.

"Проблема заключается в том, что расчеты, на которых основан озвученный прогноз (вполне реалистичный, на мой взгляд), совершенно не ясны. Почему нам не объяснят, откуда взялись эти 26%? Если власть хочет доверия, она обязана предоставлять полную информацию населению и убеждать его в правильности своих действий. Когда глава НБУ говорит о сальдо текущего счета, сальдо финансового счета и резервах, я надеюсь, что она видит связь этих показателей и уверена, что деньги будут идти в страну, а не из нее. Надеюсь, но не уверен, - отмечает г-н Шумило. - Естественно, когда появляется информация, без каких-либо объяснений и аргументации, она только усиливает негатив в обществе. Без разъяснений любые принятые меры не сработают. Логика бизнеса проста - ввести ограничения легко, отказаться от ограничений сложно. Именно поэтому НБУ необходима основательная аргументация его действий. Кроме того, расчеты Кабмина и НБУ не должны отличаться, их действия должны быть согласованы, а сотрудничество не должно ограничиваться лишь совместными пресс-конференциями".

Но, к сожалению, правительство не обнародовало исходные допущения, применявшиеся при разработке его прогнозов, что не позволяет оценить их достоверность. К тому же на Украину очень сильно влияют внеэкономические факторы, способные вносить принципиальные изменения в прогнозы экономистов. Вполне вероятно, что даже при наихудшем сценарии поступления в бюджет по-прежнему будут докручиваться за счет "инфляционного налога". Но расходную часть наверняка придется корректировать. Без этого снижение уровня жизни населения и, как следствие, схлопывание экономики неминуемо продолжатся.

"Проблема состоит из двух факторов - монетарной инфляции, связанной с эмиссией, и инфляции расходов, связанной с влиянием внешних факторов на ценообразование. Если мы начнем разбираться в проблеме, то поймем, что правительство изначально не закладывало в прогноз инфляции рост тарифов. Очевидно, МВФ указал на это, и прогноз поправили с учетом того, что поднятие тарифов начнет формировать немонетарную составляющую инфляции. Чему и соответствует прогноз в 26%, - объяснил ZN.UA экономист Борис Кушнирук. - Худший сценарий возможен, если продолжится девальвация, а заложенный в бюджет курс превысит 21,7 грн/долл. Причем причиной девальвации в наибольшей степени будет деятельность, а точнее, бездеятельность правительства и колоссальный дефицит, заложенный в бюджет и требующий эмиссии".

Многие сочли недавнее резкое повышение Нацбанком ставки рефинансирования демонстрацией решимости в обуздании девальвационно-инфляционных процессов монетарными инструментами. Правда, с оговоркой, что продолжительное применение завышенной ставки может окончательно задушить экономику. Так что Нацбанку необходимо срочно искать эффективные способы ее кредитно-денежной подпитки. Это будет очень непростой задачей, учитывая нынешний разгон цен. Свой вклад в него, что бы ни говорили на Институтской, вносит и осуществляемая в поддержку госбюджета и банков эмиссия. А точнее, ее непродуктивный характер (подробнее - в материале Т.Унковской " Как спасти национальную валюту " в текущем номере ZN.UA).

Как объясняют опрошенные ZN.UA эксперты, в теории ставка центрального банка действительно должна быть выше уровня инфляции. Но на практике все сложнее. Если поднятие ставки - краткосрочная мера, призванная бороться со спекулянтами, то это допустимый шаг, который вместе с тем предполагает скорейший возврат к более низким ставкам. Но если это долгосрочное решение, то в нынешних условиях, когда превалирует немонетарная составляющая инфляции, оно инфляцию лишь усугубит, повысив затраты бизнеса. Фактически НБУ может спровоцировать рост цен, а не их снижение. В то же время Нацбанк может сохранять высокие процентные ставки по краткосрочным кредитам, что позволит бороться со спекулянтами и повысит ответственность банков. Но в условиях, когда долгосрочные ресурсы имеет только регулятор, ставки по долгосрочным кредитам должны быть снижены, чтобы стимулировать экономическую активность в стране. Конечно, есть и другие факторы, которые могут повилять на ситуацию, - эффективная бюджетная политика, детенизация, борьба с коррупцией, но все они не дадут моментального эффекта.

Вместе с тем, как отмечается в упомянутом выше февральском вердикте совета НБУ , несмотря на наличие объективных дестабилизирующих факторов немонетарного характера, существенно ухудшили ситуацию непоследовательные и неэффективные действия самого регулятора на валютном рынке. В частности, речь шла об отсутствии действенного банковского надзора при рефинансировании и регулировании ликвидности. НБУ так и не удалось сдержать девальвационные процессы и рост потребительской инфляции, но его действия спровоцировали возникновение теневых рынков и резко сократили международные резервы (на 12,9 млрд долл.).

При этом прирост монетарной базы в прошлом году за допустимые рамки не выходил, однако особенности выпуска средств в обращение свидетельствовали о значительных недостатках в осуществлении монетарной политики как таковой. Рост объемов рефинансирования банков при неэффективном валютном и банковском контроле лишь поощрял желание использовать полученные средства для валютных спекуляций и углубления девальвации. Очевидно, что риск для ценовой стабильности в среднесрочной перспективе создал и выпуск денег в обращение путем монетизации Национальным банком значительных объемов государственных облигаций для финансирования бюджетного дефицита (свыше 181,9 млрд грн и 0,09 млрд долл. в течение года). За 2014-й объем ОВГЗ в портфеле НБУ увеличился с 147,1 млрд грн до 318,1 млрд, а доля Нацбанка в общем объеме находящихся в обращении гривневых госбумаг выросла с 58 до 69,5%. Эта ситуация, с учетом размера дефицита нынешнего бюджета, может повториться и в 2015 г. И в конечном итоге доминирование целей фискальной политики над целями монетарной политики сделает переход к инфляционному таргетированию невозможным.

Кроме того, в течение четвертого квартала 2014-го реальные процентные ставки по активным операциям Национального банка, с учетом текущего уровня инфляции, имели отрицательные значения, следовательно, не создавали стимулов для восстановления положительной динамики депозитов и лишь способствовали дополнительному давлению на валютный курс. Значительные объемы кредитов рефинансирования в сочетании с отрицательными реальными ставками были "дополнены" валютными ограничениями, которые приостановили приток долларов в страну и способствовали тенизации валютного рынка. Это еще больше усиливало девальвационное давление на национальную валюту, провоцируя формирование самоусиливающейся девальвационно-инфляционной спирали. Что и стало основным разрушителем ценовой и финансовой стабильности в стране, доходов граждан и экономики в целом.

"Высокий темп инфляции ухудшает инвестиционный климат в стране, размывает покупательную способность населения, препятствует бизнес-стратегированию, усложняет бюджетное планирование. Так как природа нашей инфляции обусловлена девальвационным ростом издержек, сторона спроса не раскручивается и будет раскручена вряд ли. Бюджет для этого средств не имеет, бизнес тоже страдает от слабой активности, - рассказал ZN.UA Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований. - Поэтому надо учитывать, что неадекватная антиинфляционная политика (в частности, монетарное ужесточение) может принести экономике больше вреда, чем сама инфляция, так как будет вести к дальнейшему ее замедлению. Лучший вариант, на мой взгляд, это структурные антиинфляционные меры, например, снижение издержек и монопольной прибыли - при канализации мер монетарной политики на целевых направлениях, таких, как кредитование аграриев, экспортеров, малого бизнеса".

В текущей ситуации все действия правительства должны быть направлены на стимулирование экономической активности и защиту наибеднейших слоев населения. В противном случае неясно, каким образом страна планирует выйти из текущего кризиса. Однако никаких стимулов бизнес пока не заметил, что уж говорить о домохозяйствах. И это несмотря на то, что именно по бедным слоям населения придется основной инфляционный удар. Минимальная заработная плата сейчас составляет 1218 грн, а прожиточный минимум - 1178 грн. Следующее повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума состоится лишь в декабре 2015-го (до 1378 и 1330 грн, соответственно). Принято считать, что соцстандарты "заморозили", но в действительности из-за галопирующей инфляции они снижаются (причем катастрофически. - Ред. ). Ведь уровень реальной заработной платы определяется не номинальной суммой денег, которую получает работник за месяц, а тем количеством товаров и услуг, которое он может за нее приобрести. И с каждым месяцем количество этих товаров и услуг становится все меньше.

Исследование информационно-аналитического центра Info-Light говорит о том, что после экономического кризиса 90-х и до 2015 г. в Украине уровень минимальной заработной платы в основном рос не только номинально, но и реально. О чем свидетельствует в том числе и динамика минимальной заработной платы по отношению к курсу доллара. Исключением был лишь 2009 г., когда после экономического кризиса курс доллара поднялся с 5 до 8 грн. Наибольший скачок заработной платы в долларовом эквиваленте состоялся в 2007-м - практически на 30%. Так как в течение 2005–2008 и 2010–2014 гг. курс гривни был номинально стабилен, на начало 2014-го минимальная зарплата достигла долларового максимума за всю историю Украины - 152 долл. (1218 грн при курсе 7,99 грн./долл.). Однако за прошедший год ситуация изменилась в корне. По состоянию на начало года минимальная заработная плата опустилась до 77 долл., а 1 марта достигла минимального за 12 лет значения в валютном выражении - 43,8 долл.

 

На 150-долларовом уровне минимальная зарплата украинцев была соразмерна с аналогами таких государств, как Туркменистан или Азербайджан. Сейчас же с МЗП в 43 долл. Украина стала в один ряд с Либерией, Ботсваной и Конго.

При этом потребительская корзина принципиально не пересматривалась с 2000 г. Согласно законодательству в нее входит набор продуктов для полноценной жизни, товары непродовольственного назначения, коммунальные платежи, стоимость проезда. Исходя из их стоимости и определяется прожиточный минимум и, как следствие, минимальные пенсия и зарплата. Очевидно, что только за последний год потребительская корзина подорожала, причем ощутимо. При сокращении доходов и росте затрат снижение покупательной способности населения неизбежно.

По данным последних социологических исследований, свыше 61% украинцев отмечают уменьшение своих доходов за последнее полугодие. 54% опрошенных отметили, что именно инфляция является негативным фактором, влияющим на их жизнь. Свыше 56% опрошенных подтвердили, что уже начали экономить на продуктах питания, дабы удержаться на плаву. Помочь простому украинцу могут только предстоящие осенью выборы в местные советы. Ради привлечения электората правительство может пойти на пересмотр социальных стандартов, вот только не пришлось бы НБУ ради этого запускать печатный станок. Ведь эмиссия гривни, колоссальная в прошлом году и неминуемая в этом, лишь усугубит инфляционное давление.

Какое-то время инфляция будет сдерживаться низкой покупательной способностью и потребительским пессимизмом, который уменьшает склонность к потреблению. Безусловно, инфляционные доходы на руку правительству и бюджету с огромными расходной и доходной частями. Вот только бремя по выполнению доходов наряду с предприятиями будут нести и обычные украинцы. "Налог на бедных" в результате приведет к снижению продаж и экономической активности тех же предприятий. Инфляция, как сжимающаяся пружина, рискует выйти из-под контроля и привести Украину к экономическому коллапсу.

Благодаря кредиту МВФ ситуация на валютном рынке стабилизируется, раскручивание девальвационно-инфляционной спирали замедлится, но надолго ли? Первый транш, по заявлению правительства, будет потрачен на погашение внешних займов и пополнение золотовалютных резервов. Ситуацию с инфляцией в среднесрочной перспективе это не улучшит. С одной стороны, стране нужны стимулы, повышающие экономическую активность как бизнеса, так и населения, с другой – необходимы посылы, позволившие бы успокоить негативные ожидания экономических агентов и стабилизировать ситуацию. К сожалению, недавний призыв премьера "не думать о себе, а о детях и будущих поколениях" и возвращение к риторике "камикадзе" играют против правительства, да и против экономики.

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме