21:45 05.05.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Кнут вместо пряника: быть или не быть выборам на Донбассе?
В ходе проходившего 25-27 апреля 2016 г. визита в Киев помощник госсекретаря США Виктория Нуланд привезла своим майданным подопечным вместо привычных сладких пряников жесткий кнут в виде требования об имплементации политической части Минских соглашений (включительно с проведением местных выборов в самопровозглашенных республиках Донбасса), формально выдвинув ультиматум от Вашингтона.
Однако учитывая, что правящая верхушка не собирается в полной мере выполнять принятые обязательства, видя в них угрозу собственному доминированию над «Единой Страной», то это делает вполне вероятным реализацию двух ключевых сценариев с целью срыва достигнутых договоренностей, первый из которых заключается в возобновлении полномасштабных боевых действий в зоне конфликта, в то время как второй – в одностороннем выполнении действующих соглашений без согласования с ЛДНР, что позволит майданной власти в обоих случаях восклицать, мол, «невиноватая я!».
Соединенные Штаты Америки настаивают на внесении изменений в Конституцию Украины для введения «особого статуса» неподконтрольных территории Донецкой и Луганской областей, амнистии ополченцев и проведении выборов уже в июле этого года.
Об этом шла речь во время встречи помощника госсекретаря США В. Нуланд и представителей парламентских фракций, сообщила 26 апреля 2016 г. пресс-служба «Самопомощи», которую на встрече представляла народный депутат Виктория Войцицкая, передает «Корреспондент».
«Минские соглашения необходимо имплементировать до конца 2016 года, альтернативы им нет. Хотя «Минск» и плохой, но Украина, как государство на него согласилась. Причем отмечается, что мы должны понимать, что никто не отведет тяжелое вооружение. Тяжелое вооружение должно быть «закрыто» и за его «хранением» должна наблюдать специальная миссия ОБСЕ», - сообщила народный депутат.
При этом в «Самопомощи» заявили, что требования США о предоставлении «особого статуса» неподконтрольным территориям и проведении там местных выборов являются «фактической капитуляцией», добавив, что «именно этого хотел Кремль, развязывая войну против Украины».
Вместе с тем в этой политической силе галицкого разлива, которую острословы окрестили «Партией львовских онанистов», предпочли умолчать о том, что Минские соглашения, зафиксировавшие факт гражданской войны на Украине, были подписаны официальным Киевом, после чего одобрены на уровне Резолюции Совбеза ООН, получив статус обязательного к исполнению международно-правового акта.
Правда, 27 апреля 2016 г. в эфире телеканала «112 Украина» В. Нуланд опровергла появившуюся утечку информации со встречи с представителями парламентских фракций Верховной Рады, на которой она якобы назвала июль в качестве возможной даты выборов на Донбассе.
«Мы не называли никаких конкретных дат относительно того, когда должны состояться выборы. Мы совершенно четко дали понять, что для выполнения требования проведения выборов в соответствии с минскими договоренностями, нужно обеспечить мирные условия, безопасность, что ОБСЕ должна обеспечить соответствующий доступ и должны быть условия для кандидатов, которые выдвинули свои кандидатуры, чтобы агитировать за себя, общаться с избирателями. Это прописано в минских договоренностях, это является логичным требованием для любой страны», - сказала она.
Тем не менее, в тот же день на просьбу прокомментировать заявление В. Нуланд в Киеве, официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер на брифинге заявил, что США будут приветствовать проведение местных выборов на Донбассе к июлю, но только при их соответствии международным стандартам и конституции Украины.
«У меня нет точного графика или конкретных дат. Думаю, наша главная обеспокоенность заключается в соответствии (выборов) международным стандартам и украинской конституции. Если они пройдут к июлю и будут отвечать этим требованиям, то мы бы это приветствовали», - цитирует его агентство ТАСС.
При этом представитель Госдепа в очередной раз подтвердил, что США призывают восстановить безопасность в Донбассе, обеспечить доступ наблюдателей ОБСЕ, провести обмен пленными и подготовку к выборам. «Обе стороны должны выполнить свои обязательства согласно «Минску» (Комплексу мер по выполнению Минских соглашений - прим.), - резюмировал М. Тонер.
В свою очередь, выступая 28 апреля 2016 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке по Украине, постпред США в ООН Саманта Пауэр заявила, что условия на Донбассе не отвечают необходимым требованиям для проведения выборов.
«Для проведения демократических выборов граждане и наблюдатели, которые проводят мониторинг, нуждаются в безопасности, чтобы иметь возможность передвигаться, чтобы люди могли свободно выражать свое мнение, собираться без опасения за свою жизнь. Но те условия, которые созданы на востоке Украины, они никоим образом этим стандартам не соответствуют», – цитирует ее Радио Свобода.
На первый взгляд может показаться, что США публично поддержали позицию России, Германии и Франции как государств-гарантов выполнения Минских соглашений, озвученную по результатам проходивших 4 марта 2016 г. переговоров «Нормандской четверки» в Париже, в ходе которых Украине рекомендовали провести местные выборы на неподконтрольном Донбассе до июля текущего года.
«Мы выразили желание, чтобы эти выборы прошли до конца первого полугодия 2016 года», - выразил консолидированную позицию участников переговорного процесса глава МИД Франции Жан-Марк Эйро, передает «Украинская правда».
Французский министр также сообщил, что на переговорах «стороны подчеркнули важность принятия (Украиной) закона о выборах, который бы позволил провести выборы в местные органы власти в первом полугодии 2016 года».
На исполнение достигнутых договоренностей российская сторона подготовила «дорожную карту» по имплементации политической части Минских соглашений в первом полугодии текущего года, о чем сообщил 20 апреля 2016 г. журналистам полпред России в контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Борис Грызлов.
«Лишь реализация Минских соглашений способна обеспечить долгосрочную стабильность. Именно поэтому считаю необходимым уже сегодня достичь договоренности о «дорожной карте». Ее цель: решение задач политического урегулирования, сформулированных в комплексе мер по выполнению Минских соглашений. Такая «дорожная карта» российской делегацией подготовлена. Она предусматривает реализацию уже в первом полугодии 2016 года всех политических пунктов, предусмотренных Комплексом мер по выполнению Минских соглашений», - цитирует его агентство ТАСС.
При этом 29 апреля 2016 г. представитель России в контактной группе Б. Грызлов по итогам встречи группы в Минске выразил мнение, что для создания оптимальных условий для проведения выборов Киеву необходимо отменить режим «антитеррористической операции» на Донбассе и снять экономическую блокаду с неподконтрольных территорий.
«Выборы (в Донбассе) должны проводиться по стандартам ОБСЕ. А соблюдение этих стандартов, очевидно, невозможно в условиях так называемой антитеррористической операции. Следовательно, данный режим должен быть отменен, как и экономическая блокада юго-восточного Донбасса. Нельзя одновременно проводить АТО и заниматься политическим урегулированием», – приводит его слова РИА «Новости».
Однако в действительности между позицией Москвы, Берлина и Парижа с одной стороны и Вашингтона и Киева с другой существует принципиальное отличие: если Россия, Германия и Франция выступают за политическое урегулирование даже в условиях режима «ожесточенного перемирия», то США и Украина – увязывают вопросы политического процесса и несоблюдения режима прекращения огня.
Тем самым США фактически предоставляют карт-бланш майданному режиму на постоянное нарушение перемирия, позволяя ему, как говорится, убить одним выстрелом двух зайцев: неизменно перекладывать ответственность за срыв перемирия исключительно на донбасских ополченцев, таким способом целенаправленно снимая с себя ответственность за невыполнение политической части достигнутых в белорусской столице договоренностей.
И такой подход полностью устраивает представителей нынешней власти, которые ранее списывали свое нежелание выполнять Минские соглашения на политический кризис, завершившийся формированием новой правящей парламентско-правительственной коалиции, а сейчас мотивируют собственное бездействие якобы отсутствием необходимых условий для начала процесса политического урегулирования в связи с несоблюдением режима прекращения огня.
Так, 28 апреля 2016 г. в интервью «Европейской правде» представитель Украины в политической подгруппе по урегулированию ситуации на Донбассе Роман Бессмертный заявил, что проведение безопасных выборов на неподконтрольных Киеву территориях ЛДНР возможно не ранее, чем через 3-5 лет.
«Любой, кто понимает этот процесс, знает, что выборов в ОРДЛО не будет ни в этом, ни следующем году. Чтобы подготовить общественное мнение, решить вопросы безопасности, обеспечить демилитаризацию, демобилизацию, восстановить хотя бы по минимуму суверенитет, нужно от 3 до 5 лет», - отметил переговорщик.
По его словам, заявления политиков, в том числе европейских лидеров о возможном скором проведении выборов, не имеют под собой оснований.
«Я изначально был удивлен тем, что 90% участников этого диалога, за исключением отдельных представителей украинской стороны, почему-то рассчитывали на реактивную скорость этого процесса. Я и сегодня, проведя кучу времени на саммитах и встречах, не могу понять, откуда это нетерпение», - добавил он.
При этом Р. Бессмертный также сообщил, что выходит из минского переговорного процесса, отметив, что уже проинформировал об этом президента страны Петра Порошенко.
В тот же день во время брифинга на заседании Совета Безопасности ООН заместитель министра иностранных дел Украины, руководитель аппарата МИД Вадим Пристайко заявил, что Киев готов к проведению выборов на неподконтрольном Донбассе, однако исключительно при условии гарантий безопасности в регионе, передает РБК-Украина.
«Мы подготовили все необходимое законодательство и готовы обсуждать модальности», - заявил В. Пристайко. При этом он добавил, что выборы должны состояться в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинским законодательством, а также подчеркнул, что волеизъявление может пройти только при условии гарантий безопасности.
29 апреля 2016 г. представитель Киева в контактной группе Леонид Кучма по итогам заседания в Минске заявил, что на Донбассе пока нет условий для проведения выборов, поскольку без решения вопросов безопасности перейти к политическим невозможно, озвучила его позицию пресс-секретарь Дарья Олифер.
«Во время заседания трехсторонней контактной группы Леонид Кучма еще раз озвучил позицию украинской стороны: без решения блока вопросов по безопасности невозможно перейти к решению политических вопросов, в том числе, к вопросу о выборах на неподконтрольной Украине части Донбасса: в настоящее время нет никаких условий для их проведения», - написала она в Facebook.
3 мая 2016 г. в эфире телеканала «112 Украина» новоназначенный заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (в прошлом - глава Луганской областной военно-гражданской администрации) Георгий Тука заявил, что на Донбассе в ближайшие полтора-два года не будет условий для проведения выборов.
«Если я скажу (что выборы можно провести – прим.) на протяжении не менее чем полтора-двух лет, это будет очень оптимистично. Выборы нужно и можно проводить, в первую очередь, по украинскому законодательству, обеспечивать доступ прессы, гарантировать безопасность всем участникам выборов. И много таких вещей, которые никто не может гарантировать. Ни о каких выборах в ближайшее время речи идти не может», - сказал он.
Очевидно, что отказавшись от полноценной имплементации политической части Минских соглашений, которая возможна исключительно путем согласования своих действий с республиками Донбасса, майданные власти вынуждены тянуть время по принципу «нам бы день простоять, да ночь продержаться», придумывая все новые и новые оправдания собственному бездействию, что, конечно же, не может продолжаться бесконечно.
Это и создает почву для возможной реализации следующих ключевых сценариев дальнейшего развития событий с целью срыва существующих договоренностей:
1. правящий режим может пойти на эскалацию напряженности в зоне конфликта в надежде на повторение столь вожделенного «хорватского сценария» разгрома непризнанной Республики Сербской Краины, что приведет к возобновлению полномасштабных боевых действий, которые вполне могут обернуться очередным крупным военным поражением киевской группировки в донбасской степи по сценарию Иловайска и Дебальцево;
2. майданные власти могут приступить к имитации выполнения Минских соглашений путем одностороннего принятия целого ряда необходимых нормативно-правовых актов в несогласованной с представителями неподконтрольных территорий редакции, что сделает принятые законы юридически никчемными в глазах самопровозглашенных республик Донбасса, в результате чего они останутся в статусе мертворожденных.
Реализация обоих вышеупомянутых сценариев приведет к фактическому краху Минского процесса, поскольку в этих условиях ДНР и ЛНР вряд ли станут в очередной раз переносить по просьбе «Нормандской четверки» синхронно назначенные на 24 июля 2016 г. собственные выборы, как это уже ранее происходило неоднократно, тем самым завершив формирование полноценной вертикали власти.
Эти выборы, безусловно, не признает Киев, в результате чего формально существующий,но недействующий Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе) по-прежнему останется на бумаге, поскольку по его условиям нормы об «особом статусе» (статьи 2-9) должны вступить в силу только после проведения местных выборов по украинскому законодательству (статья 10).
Как известно, именно эти нормы закрепляют за мятежным Донбассом право на свободное использование русского языка, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной милиции, введение особого режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности с целью восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса, углубление трансграничного сотрудничества с Россией и т.д.
Вместе с тем вполне возможен и третий сценарий – сценарий дальнейшего отказа от имплементации политической части Минских соглашений в любом виде, даже в форме имитации их выполнения, под условным названием «ни войны, ни мира».
Собственно говоря, именно такой сценарий мы наблюдаем и сейчас, когда майданные власти игнорируют принятые на себя обязательства, будучи уверенными, что никаких санкций со стороны Запада за это не последует, реализация которого также способна повлечь за собой самостоятельное проведение выборов в самопровозглашенных республиках.
P.S., или «Спикер со справкой» vs. «помощник госсекретаря с кнутом». 4 мая 2016 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, комментируя в интервью изданию «Цензор.нет» итоги переговоров с В. Нуланд в Киеве, заявил, что помощник госсекретарянастаивает на закреплении «особого статуса» Донбасса в Конституции, однако голосов в парламенте для этого нет.
«Я сказал: по состоянию на сегодняшний день я не вижу голосов под изменения в Конституцию», – заявил А. Парубий, при этом подчеркнув, что В. Нуланд «приняла к сведению» его информацию.
Так что очень похоже на то, что майданные власти продолжат плыть по течению, которое с каждым днем все больше и больше отдаляет Украину от неподконтрольного Донбасса, практически делая невозможным реинтеграцию восставшего региона в состав государства.
Причем все это будет происходить с молчаливого согласия американских кураторов, которые, судя по всему, не собираются стегать кнутом своих нерадивых подопечных, оставляя для них «окно возможностей» для невыполнения Минских соглашений с целью поддержания постоянного очага напряженности на границах Европы и России как геополитических конкурентов США.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме