16:30 19.03.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Клюев дезавуировал Тигипко: консорциум как возможный путь к снижению газовых цен
19 марта 2010 г. в интервью журналу "Профиль" первый вице-премьер Андрей Клюев заявил, что в случае создания газотранспортного консорциума не будет необходимости повышать тарифы на газ.
"Во всем, что касается тарифов, мы будем вести достаточно гибкую и грамотную политику. И если мы доведем до ума тот же газотранспортный консорциум, думаю, у нас не будет необходимости повышать тарифы", - сказал он.
Кроме того, отвечая на вопрос, планируется ли возвратить РосУкрЭнерго в схему транспортировки газа, Клюев заявил: "Если будет газотранспортный консорциум, то вообще ни о каких схемах и речи быть не может".
Также первый вице-премьер подчеркнул, что газовые контракты с Россией, подписанные предыдущим правительством, будут обязательно пересмотрены.
"Конечно, это достаточно длительный процесс. Важно не разрушить работающую систему, пока мы не договоримся о реализации газотранспортного консорциума", - отметил он.
"Ведь мы еще с 2003 года начали заниматься его созданием, и я думаю, что мы восстановим переговорный процесс в этом направлении. Это должен быть трехсторонний проект. Создается он украинской стороной, Россией и ЕС", - заявил Клюев.
По его словам, "отдельно нужно принять закон о передаче в концессию газотранспортной системы, и после этого передать ее газотранспортному консорциуму".
"Никто не посягает на трубу, все остается в государственной собственности. Но за счет того, что мы вовлекаем в орбиту совместной эксплуатации консорциума и Россию, и страны ЕС, мы привлекаем в ГТС достаточно серьезные инвестиционные ресурсы, которые позволяют ее реконструировать", - сказал Клюев.
"И, самое главное, мы значительно повышаем заинтересованность этих стран в транспортировке газа через Украину. Это один из основных вопросов", - заявил первый вице-премьер (по материалам "Украинской правды").
Перетягивание одеяла
от "незакрывающегося рта"
Как известно, накануне, 18 марта 2010 г., вице-премьер Сергей Тигипко сообщил журналистам, что цена на российский газ для Украины "не должна быть значительно выше, чем, скажем, для Беларуси".
При этом он фактически призвал украинскую делегацию во главе с министром топлива и энергетики Юрием Бойко, которая по поручению премьер-министра Николая Азарова на следующей неделе посетит Москву, не делать "никаких уступок" на переговорах по газовому вопросу.
Причем вице-премьер сделал свое заявление вопреки тому, что как раз 18 марта 2010 г. было опубликовано распоряжение Кабмина N 456-р от 17 марта 2010 г. "Об определении вопросов, принадлежащих к компетенции первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров и министра Кабинета Министров Украины".
Согласно его положениям, вопросы топливно-энергетического комплекса, развития энергетического рынка, электроэнергетики, угольной, газо- и нефтедобывающей отрасли; энергосбережения и торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ были отнесены к компетенции первого вице-премьера А. Клюева.
В то же время к компетенции вице-премьера С. Тигипко были отнесены вопросы проведения экономических реформ; формирования положительного инвестиционного имиджа Украины; приватизации госимущества; международной интеграции, в частности ВТО; сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами; координации политики интеграции Украины в ЕС; евроатлантической интеграции; сотрудничества с Советом Европы.
Помимо этого он также будет опекаться вопросами взаимодействия Кабмина с НБУ, "Сбербанком", "Укрэксимбанком" и другими банками, Торгово-промышленной палатой, фондовыми и валютными биржами.
То есть, С. Тигипко изначально знал, что вопросы топливно-энергетического комплекса не относятся к сфере его компетенции и поэтому ему следовало бы прямо сказать об этом журналистам, посоветовав им обратиться за комментариями к А. Клюеву.
Но вместо этого он предпочел дать собственные "директивы" профильному министру Ю. Бойко, занявшись перетягиванием на себя властного одеяла.
Украино-российские отношения
как улица с двухсторонним движением
А. Клюев, в отличие от С. Тигипко, не стал говорить о том, что российская сторона прямо-таки "должна" в одностороннем порядке пойти на уступки и начать продавать газ по белорусским ценам.
При этом он допустил, что снижение стоимости газа возможно в случае создания газотранспортного консорциума.
Как известно, на сегодняшний день Россия занимается строительством газопроводов "Северный поток" (по дну Балтийского моря) и "Южный поток" (по дну Черного моря) в обход Украины в Европу и по этой причине ей и так есть куда вкладывать деньги.
Так что в данном вопросе речь идет как раз об уступках со стороны России, если она согласится снизить цену на газ взамен на создание газотранспортного консорциума, который возьмет в аренду газотранспортную систему.
На это 4 марта 2010 г. в интервью газете "Сегодня" указал депутат Госдумы РФ от правящей партии "Единая Россия" Сергей Марков.
Комментируя возможность снижения цены на газ для Украины в обмен на участие России в газотранспортном консорциуме, он заявил: "Раньше мы очень хотели консорциума, чтобы не вкладывать миллиарды в обходные потоки. Однако сейчас эти миллиарды уже вложены".
"Так что цена газа будет зависеть от решения комплекса экономических вопросов: если Украина станет союзником России на мировом рынке, то цена будет снижена, а если мы останемся конкурентами, то зачем нам спонсировать экономику Украины?", - отметил С. Марков.
Вместе с тем, 5 марта 2010 г., то есть в день визита президента Виктора Януковича в Москву, в интервью газете "Дело" С. Марков конкретизировал, что именно он подразумевает под "решением комплекса экономических вопросов", что позволит Украине "стать союзником России на мировом рынке".
"Скажу прямо: Россия хотела бы видеть Украину членом Таможенного союза", - заявил он.
Аналогичную мысль озвучил 10 марта 2010 г. в интервью журналистам в Москве заместитель председателя Госдумы РФ, член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", президент Российского газового общества Валерий Язев.
По его словам, говорить о снижении цен на российский газ можно в том случае, если Украина будет входить в интеграционные структуры с Россией.
"Нужны особые механизмы, интеграционные группировки, в которые Россия входит, как и Беларусь – единое таможенное пространство, СНГ, единое экономическое пространство. Тогда можно говорить о каких-то особых условиях, а так сегодня существует справедливая формула цены", - подчеркнул он.
В то же время он указал на то, что консорциум выгоден именно Украине, поскольку его создание позволит провести модернизацию газотранспортной системы.
"Консорциум нужен Украине, потому что если не будет консорциума, денег у Украины не хватит для поддержания трубопроводной системы", - сказал он.
"Консорциум будет платить арендную плату, но у него останутся деньги для того, чтобы ремонтировать, поддерживать работоспособное состояние (ГТС)... и ответственность за транзит (газа) была бы на этом консорциуме", - подчеркнул В. Язев.
Конечно же, хотелось бы, чтобы новой власти действительно удалось добиться снижения цен на российский газ, что возможно только вследствие реальной экономической интеграции с Россией, оптимальной формой которой является участие нашей страны в Таможенном союзе.
Хотелось бы, чтобы для реализации проекта создания газотранспортного консорциума в формате Украина-Россия-ЕС правящая парламентско-правительственная коалиция внесла изменения в действующее законодательство, не обращая внимания на истошные крики "оранжевой" оппозиции о "предательстве национальных интересов".
Как хотелось бы и того, чтобы "незакрывающийся рот" С. Тигипко, как ярый противник участия Украины в Таможенном союзе с Россией, Беларусью и Казахстаном, прекратил лезть в те вопросы, которые не относятся к его компетенции, только затем, чтобы покрасоваться перед объективами телекамер.
P.S. 19 марта 2010 г. Еврокомиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Эттингер заявил о необходимости модернизации газотранспортной сети на Украине и выразил уверенность, что проект международного газового консорциума на основе украинской ГТС может быть реализован.
Как сообщает Deutsche Welle, Еврокомиссар по энергетическим вопросам уверен, что есть неплохие шансы для реализации идеи В. Януковича, который предложил возобновить проект по созданию международного газотранспортного консорциума.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме