18:15 09.12.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Кинокомедия "Развод по-украински": брошенная майданная жена требует алименты от "Газпрома"


Сегодня лучшие «мозги нации» всеми извилинами, изрядно отмороженными в период «диких танцев» на Евромайдане, пытаются разрешить неразрешимую по своей сути дилемму: каким образом можно противодействовать «монопольному статусу» «Газпрома» на рынке транзита газа через украинскую территорию, одновременно требуя от российской компании сохранения за Украиной «монопольного статуса» основного транзитера российского газа в Европу?

Однако получается как-то не очень: пока одни майданщики безуспешно пытаются взыскать с «Газпрома» миллиарды долларов за мнимое нарушение антимонопольного законодательства,другие подсчитывают реальные убытки от расширения газотранспортной инфраструктуры в обход Украины, в свете чего финансовые претензии майданной власти к российскому газовому гиганту выглядят как попытки брошенной жены истребовать алименты у бывшего мужа в условиях бракоразводного процесса.

 

5 декабря 2016 г. Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) о принудительном взыскании с «Газпрома» штрафа и пени на сумму около $6,8 млрд.

Как заявил представитель АМКУ по окончании судебного заседания, проходившего в закрытом режиме, решение касается и основной суммы штрафа к «Газпрому» в объеме $3,4 млрд. и пени в таком же размере.

Штраф был выписан украинскими инстанциями еще в прошлом году, на его оплату был дан срок до 12 апреля 2016 г. Российскую компанию обвинили в злоупотреблении монопольным положением на рынке транзита природного газа через украинскую газотранспортную систему.

«Газпром» отказался выплатить в эту сумму, так как не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая ей газ на границе. Позже компания обжаловала штраф в украинском суде, однако иск был возвращен без рассмотрения, при этом другие украинские инстанции также отказали в удовлетворении жалобы.

Очевидно, что с юридической точки зрения данный судебный вердикт, обязывающий российскую компанию выплатить громадный штраф за «злоупотребление монопольным положением» на украинском газовом рынке, вызывает, мягко говоря, недоумение в силу ряда очевидных правовых обстоятельств:

во-первых, «Газпром» действительно не занимается хозяйственной деятельностью в нашей стране,передавая на границе энергоресурсы «Нафтогазу» в лице его дочерней структуры - компании «Укртрансгаз» как госпредприятию по поставке, транспортировке и хранению природного газа;

во-вторых, все спорные вопросы между «Нафтогазом» и «Газпромом» должны решаться не в национальных судах Украины и России, а исключительно в Стокгольмском арбитраже, что прямо определено действующим долгосрочным газовым контрактом двух субъектов хозяйственной деятельности.

Однако с политической точки зрения принятое судебное решение вполне даже вписывается в вывихнутую логику майданной власти, которая с одной стороны пытается дискредитировать «Газпром» как инструмент «энергетического империализма», в то время как с другой – требует от этого самого «российского империалиста» навеки прилепиться к украинской трубе по библейскому принципу «да будут двое - плоть едина».

Результаты столь «последовательного» поведения, как говорится, по лицу: пока правящая власть под надуманным предлогом пытается взыскать деньги с российского концерна, 6 декабря 2016 г. вступил в силу закон о ратификации соглашения Турции и России по строительству газопровода «Турецкий поток»мощностью до 32 млрд. кубометров газа в год в обход Украины.

Закон был опубликован за подписью президента Турции Реджепа Эрдогана в официальном правительственном вестнике Resmi Gazete. Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части газопровода должна составить около 910 км, сухопутной части на турецкой территории - 180 км. Общая стоимость проекта оценивалась в 11,4 млрд. евро. Предполагается, что поставки газа по первой нитке будут целиком предназначены для удовлетворения потребностей растущего турецкого рынка.

В этой связи председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что строительство морской части «Турецкого потока» начнется во второй половине 2017 г., после чего обе нитки будут введены в эксплуатацию до конца 2019 г., при этом назвав одним из вариантов продолжения газопровода «Турецкий поток» проект Poseidon.

Накануне глава российской компании и генеральный управляющий итальянского концерна Eni Клаудио Дескальци обсудили варианты инфраструктурных решений для поставок российского газа на европейский, в частности, итальянский рынок по южному маршруту. Предполагается, что в Италию российский газ будет поставляться через Грецию по газопроводу Poseidon.

Poseidon – проект морской части газопровода ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy) для соединения газотранспортных систем Греции и Италии. Газопровод ITGI протяженностью около 800 км и мощностью 8–10 млрд. куб м изначально задумывался для транспортировки азербайджанского газа по маршруту Турция – Греция – Италия.

Однако в феврале Газпром, Edison и DEPA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа из России по дну Черного моря в Грецию и из Греции в Италию. Стороны заявили о намерении максимально использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon.

В свою очередь, как заявил 6 декабря 2016 г. в рамках своего визита на Южный Урал президент России Владимир Путин, он не сомневается в том, что проект «Северный поток-2» проектной мощностью 55 млрд. кубометров газа в год в обход Украины будет реализован.

Президент напомнил, что, когда строили «Северный поток-1», «была большая возня по этому поводу». В частности, противники были в Германии, однако природный газ очень востребован на немецком и вообще на европейском рынке.

По мнению главы государства, потребности в газе будут расти, в том числе и на европейском рынке, при этом добыча в европейских странах падает, а в России растет.

«У нас колоссальный, мирового объема запас, мы в состоянии обеспечить свои растущие потребности и наших покупателей. Вот сейчас, об этом мало кто знает, Газпром поставляет в Европу столько газа, сколько никогда не поставляли ни Россия, ни Советский союз – более 600 млн. кубических метров в сутки. Такого объема раньше не поставлялось. Это лучшее свидетельство того, насколько этот продукт востребован», - подчеркнул он.

Говоря о противниках реализации проекта, глава государства отметил политические причины.

«Есть совершенно не имеющая под собой оснований идея о том, что те, кто покупают наш газ, попадают в зависимость от России. Это глупый, никчемный аргумент, потому что это взаимозависимость. Ветка «Северный поток-2» должна пройти по дну Балтийского моря в обход возможных транзитных стран, а они могли бы, если бы труба проходила по их территории, получать выгоду в виде транзитной платы. И для нас накладно платить за транзит и для конечного потребителя плохо, потому что в конечном итоге плата за транзит ложится на покупателя», - рассказал он.

Несмотря на это, президент не сомневается, что проект будет реализован. «Для всех выгоднее осуществить проект. Бизнес это прекрасно понимает. Несмотря на то, что возникли сложности, которые заключались в том, что Польша не дала соответствующего разрешения, несмотря на это, все участники в проекте остались, прежде всего, иностранные партнеры, все хотят работать. У меня нет больших сомнений в том, что этот проект будет реализован. Я думаю, что те, кто заинтересован в реализации проекта, они доведут это дело до конца», - подчеркнул В. Путин.

Заявление российского президента прозвучало на фоне принятого 25 октября 2016 г. решения Еврокомиссии об исключении 50% мощностей газопровода OPAL – сухопутного отвода от «Северного потока-1» - из Третьего энергопакета, что позволяет «Газпрому» увеличить прокачку газа в Европу. Ранее «Газпром» имел право лишь на 50% его мощностей, это ограничение было наложено Еврокомиссией в 2009 г. Принятое решение даст возможность российскому концерну приобретать квоты еще на 40% мощностей.

Газопровод OPAL мощностью 36 млрд. кубометров дает выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. Он находится в Германии и объединяет российский «Северный поток-1» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Строительство газопровода было завершено в 2011 г. Газ по OPAL поступает в Германию до границы с Чехией.

Данное решение вызвало настоящий переполох в Киеве: уже 27 октября 2016 г. в «Нафтогазе» подсчитали, что в случае предоставления «Газпрому» дополнительного доступа к 30% мощностей OPAL транзит российского газа через Украину сократится на 10-11 млрд. кубометров в год, а транзитная выручка Украины – на 290-320 млн. долларов. Если же «Газпром» получит доступ к 40% мощностей OPAL, транзитные потери Украины составят 13,5-14,5 млрд. кубометров топлива в год, а транзитные доходы сократятся на 395-425 млн. долларов.

10 ноября 2016 г. президент Украины Петр Порошенко в ходе телефонного разговора с еврокомиссаром Йоханнесом Ханом заявил, что решение Еврокомиссии по расширению доступа «Газпрома» к газопроводу OPAL противоречит Соглашению об ассоциации.

«Важное внимание было уделено завершению ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также проблеме укрепления энергетической безопасности в Европе. Глава государства подчеркнул, что решение Европейской Комиссии по расширению доступа «Газпрома» к газопроводу Opal не соответствует духу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и Договора об Энергетическом Сообществе», - сообщила пресс-служба президента.

В тот же день аналогичную позицию на встрече с руководителем представительства ЕС на Украине Хьюгом Мингарелли озвучила замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, которая выразила возмущение из-за решения Еврокомиссии разрешить «Газпрому» использовать до 90% мощности газопровода OPAL в Германии, считая это нарушением Соглашения об ассоциации с ЕС.

«Одобрение такого рода решений без проведения предварительных консультаций с украинской стороной является нарушением статьи 274 Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, которая предусматривает взаимный учет сторонами потенциала и возможностей энергетической инфраструктуры», – отчитала она своего европейского собеседника.

15 ноября 2016 г. Верховная Рада приняла обращение к парламентам и органам исполнительной власти государств-членов Евросоюза с призывом заблокировать строительство новых транзитных газопроводов в обход Украины.

Об этом говорится в постановлении «Об обращении Верховной Рады к парламентам и органам исполнительной власти государств-членов Европейского Союза (относительно усиления сотрудничества в отрасли энергетической безопасности и потенциальных рисков реализации проектов по строительству транзитного газопровода в обход Украины».

Как сказано в пояснительной записке, «строительство транзитных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» ставит под угрозу дальнейшее использование газотранспортной системы Украины для поставок газа в Европу и существование маршрута Ямал–Европа через Польшу, что является экономически необоснованной инвестицией, и строится исключительно на политических мотивах, главной целью которых является продвижение геополитических целей Российской Федерации по ослаблению Украины и дестабилизации всего региона».

В этой связи украинские парламентарии призвали Европарламент, Еврокомиссию, национальные парламенты и государства-члены ЕС «придерживаться принципа солидарности и не допустить реализации политически мотивированных проектов по строительству газопроводов в обход Украины, что противоречит Энергетической стратегии ЕС по диверсификации источников поставок, а также ставит под угрозу энергетическую безопасность ЕС и Украины».

Правда, очень скоро выяснилось, что майданные власти сами не верят в эффективность своих челобитных в адрес европейских чиновников: 2 декабря 2016 г. стало известно, что «Нафтогаз» отказался от реализации дорогостоящего проекта реконструкции объектов своей инфраструктуры из-за договоренностей Москвы и Анкары по «Турецкому потоку».

«НАК «Нафтогаз Украины» не видит необходимости в реконструкции ряда компрессорных станций, которые задействованы исключительно в поставках газа в Турцию, так как считает это направление неперспективным в виду реализации «Турецкого потока», - сообщила пресс-служба компании.

Уточняется, что оборудование, которое ранее планировали закупить на сумму около 160 млн. долларов, предназначалось для реконструкции станций, задействованных только в транспортировке газа в направлении Турции. На других объектах использовать его было бы невозможно по техническим причинам.

«Учитывая договоренность между Россией и Турцией о реализации проекта «Турецкий поток», который призван заменить транзит российского газа в Турцию через территорию Украины, такая инвестиция является нецелесообразной», - отметили в госкомпании.

После этого 5 декабря 2016 г. в эфире телеканала 3s.tv глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что в случае полного прекращения транзита российского газа в Европу стоимость газотранспортной системы Украины снизится в пять раз. «Во многом стоимость ГТС Украины определяется тем фактом, а будет ли транзит после 2019 г. От этого эта цифра будет колебаться от миллиардов до десятков миллиардов», - сказал он.

По его словам, реализация такого сценария возможна в случае строительства «Северного потока-2» и двух веток «Турецкого потока». «Если будет реализован проект «Северный поток-2» и проект «Турецкий поток» в варианте двух линий, то я предполагаю, что по территории Украины, скорее всего, вообще не будет никакого транзита, что, я бы предположил, уменьшит стоимость ГТС Украины приблизительно раз в пять», - добавил А. Коболев.

Глава «Нафтогаза» также сообщил, что компания на прошлой неделе подала официальную жалобу в адрес немецкого регулятора, который принял решение о расширении доступа «Газпрома» к газопроводу OPAL. «Также мы рассматриваем возможность обжалования решения Европейской комиссии. Есть три варианта, один из них – судебный», - подчеркнул А. Коболев, хотя, как уже отмечалось, в госкомпании не очень-то рассчитывают на помощь ЕС, иначе там бы не отказывались от модернизации объектов ГТС Украины.

Однако, что характерно, в условиях столь незавидных перспектив отечественной газовой трубы доморощенные «эффективные менеджеры» из госкомпании продолжают жить на широкую ногу за казенный счет: средняя заплата руководящих сотрудников «Нафтогаза» выросла в 10 раз, по сравнению с рядовыми украинскими госслужащими, написал 6 декабря 2016 г. в своем блоге киевский экономист Андрей Блинов.

«В среднем член правления НАК «Нафтогаз Украины» получает уже $3920 в месяц против $4000 в прошлом году. Ну ладно, их всего четверо таких. Однако и средняя зарплата в НАКе выросла вдвое. До 61 тысячи гривен в месяц, что в 11 раз выше, чем в целом у госуправленцев. У них там в НАКе что, на порядок выше производительность труда? А вы спрашиваете, почему газ такой дорогой, единой ценой снова не пахнет, а паритет такой импортный... Лондон и Стокгольм - дорогие города», - отмечает экономист.

Эксперт также подчеркнул, что при сохранении нынешней политики украинских властей и международной конъюнктуры, газотранспортная системы Украины превратится из транзитной во внутреннюю. «Собственно, система будет эксплуатироваться на 10-20% от мощности, и «магистралки» постепенно превратятся в систему региональных газопроводов», - добавил А. Блинов.

Как известно, пропускная способность украинской газотранспортной системы по действующему транзитному контракту «Нафтогаза» и «Газпрома» определена на уровне 110 млрд. кубометров в год при пороге рентабельности, по данным экспертов, на уровне 60 млрд. кубометров газового транзита.

Причем если в домайданном 2013 г. транзит российского газа в страны ЕС через Украину составлял 86,1 млрд. кубометров, то в первом постмайданном 2014 г. он рухнул на 29,1% - до 59,4 млрд. кубометров, после чего во втором постмайданном 2015 г. немного вырос на 8% - до 67,1 млрд. кубометров.

При этом в январе-ноябре текущего года транзит российского газа в Европу и Молдавию через Украину составил 73,5 млрд. кубометров, что на 22,3% больше по сравнению с 2015 г, сообщили 2 декабря 2016 г. в пресс-службе «Укртрансгаза».

Как отмечается в сообщении, до конца года в компании рассчитывают выйти на показатель 80 млрд. кубометров, хотя даже если это и произойдет, то по итогам третьего постмайданного года Украина все равно не выйдет на уровень 2013 г.

Как и не выйдет на уровень домайданного года по объемам доходов от российского транзита: 28 марта 2016 г. президент «Укртрансгаза» - оператора ГТС Украины - Игорь Прокопив отчитался, что доход компании от транспортировки газа за 2015 г. превысил 2 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2014 г. почти на 422 млн. долларов.

Казалось бы, можно только радоваться такому росту, устраивая по этому поводу массовые гуляния с прыжками через горящие покрышки на Майдане Независимости в центре Киева, если бы не одно обстоятельство: в 2013 г. доходы Украины от транзита российского газа, по данным Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), составляли 3,6 млрд.долларов и сейчас эта цифра кажется недостижимой величиной.

В случае же увеличения «Газпромом» объемов поставок через «Северный поток-1» на 13,5-14,5 млрд. кубометров газа в год благодаря расширению доступа к трубопроводу OPAL и последующего ввода в строй газопроводов «Северный поток-2» мощностью 55 млрд. кубометров и «Турецкий поток» мощностью около 32 млрд. кубометров ГТС Украины не только окончательно утратит статус «монопольного транзитера» российского газа в Европу, но и окажется в состоянии банкротства, поскольку доходы от транзита не будут покрывать расходы на содержание газотранспортной инфраструктуры.

И тогда брошенной майданной жене останется разве что исполнять на опустевшей газовой трубе забытую мелодию для флейты...

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме