14:45 06.04.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Карабахский фронт Эрдогана: Турция готова воевать до последнего азербайджанца?
В ночь на 2 апреля 2016 г. произошла резкая эскалация напряженности в зоне «замороженного» на исполнение Бишкекского протокола о прекращении огня 1994 г. нагорно-карабахского конфликта: по официальным данным Баку и Еревана, сразу же после возобновления боевых действий погибли 12 азербайджанских и 18 армянских военнослужащих.
Но если союзная Армении Россия на уровне высшего политического руководства и по линии Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху и военного блока ОДКБ призвала прекратить огонь с целью недопущения дальнейшей эскалации конфликта, то союзная Азербайджану натовская Турция заявила о готовности «до конца» поддерживать Баку, пожелав ему военной «победы», что дает основания полагать, что за обострением ситуации стоит именно Анкара.
Армения и Азербайджан синхронно заявили о резком обострении ситуации в зоне карабахского конфликта, при этом взаимно обвинив друг друга в применении оружия и проведении активных наступательных действий.
По данным Еревана, азербайджанская сторона первой открыла артиллерийский огонь, после чего пошла в атаку с применением танков и вертолетов, в то время как по данным Баку действия азербайджанских военных стали ответной реакцией на обстрелы своих позиций из крупнокалиберных орудий армянской стороной.
Как бы там ни было, очевидно одно: после серии перестрелок между сторонами конфликта, которые регулярно происходят по всей линии соприкосновения, азербайджанские военные перешли в наступление практически по всему фронту, тем самым фактически совершив акт вооруженной агрессии и спровоцировав беспрецедентную за последние годы эскалацию напряженности в Нагорном Карабахе.
Как известно, конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха разгорелся в феврале 1988 г., когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 г. в административном центре НКАО городе Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах НКАО Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
В ходе последующего военного конфликта Армия Обороны НКР при поддержке Армении взяла под контроль основную часть провозглашенной территории республики, в результате чего Азербайджан потерял 20% своей территории.
В то же время Азербайджану удалось удержать под контролем часть территории непризнанного государства – около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районовбывшей НКАО, что составляет 15% общей площади НКР.
В состав отвоеванных Армией Обороны НКР территорий также вошли 7 прилегающих к республике районов бывшей Азербайджанской ССР, объявленных Степанакертом «поясом безопасности», из которых НКР полностью контролирует территории 5-ти районов - Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского и Зангеланского, и частично территории 2-х районов - Агдамского и Физулинского.
Соответствующая линия соприкосновения конфликтующих сторон была зафиксирована Бишкекским протоколом о прекращении огня, подписанном в мае 1994 г. между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики с одной стороны и Азербайджаном с другой при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Азербайджан называет «пояс безопасности» оккупированной Арменией территорией, тогда как в резолюциях Совета Безопасности ООН эти территории рассматриваются как занятые не Арменией, а «местными армянскими силами», то есть, Нагорно-Карабахской Республикой, руководство которой считает эти районы частью собственной территории до получения гарантий безопасности и установления контроля над всей заявленной территорией НКР.
Согласно ст. 142 Конституции НКР, «до восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики», то есть, в том числе и на территориях, расположенных за пределами бывшей НКАО и Шаумяновского района, в границах которых была провозглашена НКР.
При этом вопросами политического урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе занимается созданная в 1992 г. Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сопредседателями которой являются Россия, США и Франция. В состав группы также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.
Вместе с тем Азербайджан отказывается вести прямой диалог с руководством Нагорно-Карабахской Республики, поскольку не считает НКР стороной переговорного процесса, несмотря на то, что от имени республики подпись под Бишкекским протоколом 1994 г. поставил председатель парламента НКР Карен Бабурян, в результате чего интересы непризнанной республики на переговорах представляет Армения.
В ноябре 2008 г. президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Армении Серж Саргсян и России Дмитрий Медведев подписали Декларацию по Нагорному Карабаху, ставшую, по словам российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, первой с 1994 г. договоренностью в области урегулирования карабахского конфликта, заключенной «непосредственно между двумя конфликтующими сторонами».
Согласно документу, главы Азербайджана и Армении выразили намерение «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов».
Как заявил на заседании Совета национальной безопасности президент Армении С. Саргсян, в ходе боев в Нагорном Карабахе погибли 18 армянских военнослужащих, еще 35 получили ранения. «По имеющейся на данный момент информации, в ходе боестолкновений с азербайджанскими вооруженными силами погибли 18 армянских военнослужащих, 35 – ранены», – приводит его слова РИА «Новости».
Президент также поручил МИД Армении начать работы по заключению договора о военной взаимопомощи с Нагорным Карабахом, при этом допустив возможность признания независимости самопровозглашенной республики в случае начала полномасштабной войны с Азербайджаном.
«Республика Армения как сторона соглашения о прекращении огня 1994 года продолжит полноценно выполнять свои обязательства по обеспечению безопасности населения Нагорного Карабаха. Более того, я поручил МИД начать работы по заключению договора о военной взаимопомощи с Карабахом. Здесь я должен отметить, и говорил я об этом неоднократно, что, если военные действия будут продолжены и получат более широкий масштаб, Республика Армения признает независимость Нагорно-Карабахской республики», - цитирует его президентская пресс-служба.
С. Саргсян подчеркнул, что дальнейшая эскалация боевых действий может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям, вплоть до широкомасштабной войны. «Это, естественно, повлияет на безопасность и стабильность не только Южно-Кавказского, но и Европейского региона», - сказал он.
По его мнению, очевидно, что прекращение военных действий и мирное урегулирование проблемы исходит также и из интересов европейских стран. «ОБСЕ как структуре, играющей ключевую роль в деле обеспечения безопасности в Европе, отведена в этом вопросе особая роль», - заключил президент Армении.
Накануне Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) сообщило о крупных потерях, понесенных азербайджанской стороной в ходе обострения ситуации в зоне вооруженного конфликта: по данным оборонного ведомства, противник потерял более 200 человек убитыми, уничтожено несколько единиц боевой техники.
«Подразделения Армии обороны НКР ведут бои по всем направлениям передовой, нанося противнику значительные потери в живой силе и военной технике. По оперативным данным, в ходе боевых действий уничтожены два вертолета, три танка и два беспилотных летательных аппарата противника. Потери азербайджанской стороны в живой силе составили более 200 человек, в том числе 30 спецназовцев», – сообщает Минобороны НКР.
В свою очередь, комментируя данные оборонного ведомства НКР, руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана Вагиф Дяргахлы заявил, что информация Степанакерта о 200 убитых азербайджанских военнослужащих на линии фронта – «из области фантастики», при этом официально признав гибель 12 военных.
«На данный момент потери азербайджанской стороны составляют 12 человек. Ситуация на линии фронта остается напряженной. Мы будем периодически информировать общественность», – сказал представитель азербайджанского оборонного ведомства.
Между тем, как сообщается в отчете Управления ООН по координации гуманитарных вопросов со ссылкой на официальные источники в Армении и Азербайджане, в результате обострения конфликта в Нагорном Карабахе погибли 30 военнослужащих и 3 мирных жителя, по информации неофициальных источников, более 200 человек пострадали.
На фоне резкой эскалации напряженности в зоне конфликта российская сторона как на национальном уровне (по линии президента, внешнеполитического и оборонных ведомств), так и на международном уровне (в статусе сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху и партнера Армении по военному блоку ОДКБ) предприняла все необходимые шаги для прекращения вооруженного противостояния.
Президент России Владимир Путин выразил беспокойство в связи с сообщениями о возобновлении боевых действий на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и призвал стороны конфликта к «немедленному прекращению огня» и «проявлению сдержанности».
МИД России призвал стороны конфликта к «сдержанности» и «незамедлительному отказу от какого-либо насилия», при этом глава ведомства Сергей Лавров переговорил с коллегами из Армении Эдвардом Налбандяном и Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым в связи с событиями в Нагорном Карабахе и призвал «воздействовать на ситуацию для прекращения насилия».
Глава Минобороны России Сергей Шойгу провел экстренные телефонные переговоры с министрами обороны Армении Сейраном Оганяном и Азербайджана Закиром Гасановым в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе, в ходе которых заявил о необходимости «безотлагательных мер по стабилизации ситуации в зоне конфликта».
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху выразили серьезную озабоченность сообщениями о масштабных нарушениях режима прекращения огня в зоне конфликта и призвали стороны прекратить огонь, говорится в совместном заявлении послов Игоря Попова (РФ), Джеймса Варлика (США) и Пьера Эндрю (Франция), распространенном пресс-службой организации.
«Мы решительно осуждаем применение силы и сожалеем о бессмысленной гибели людей, в том числе гражданских лиц», - говорится в заявлении. Сопредседатели призвали стороны прекратить стрельбу и принять все необходимые меры для стабилизации ситуации на местах.
«Они подтверждают, что нет альтернативы мирному решению конфликта путем переговоров, и что война не является вариантом (выхода из ситуации)», - подчеркивается в документе.
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа выразил уверенность в том, что конфликт в Нагорном Карабахе может быть решен только политическим путем, сообщил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.
«Этот конфликт может быть решен только политическим путем в рамках действующих международных механизмов, которые уполномочены проводить переговоры по его урегулированию.... Его продолжение чревато дестабилизацией ситуации во всем кавказском регионе», - генсек ОДКБ.
Организация Договора о коллективной безопасности была создана в 1992 г. странами-членами СНГ, участниками ОДКБ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Армения председательствует в ОДКБ с сентября 2015 г.
Однако совсем другая реакция на эти события последовала от Баку и Анкары, что позволило Еревану прямо обвинить Азербайджан и Турцию в развязывании военных действий против Степанакерта с целью «окончательного решения карабахского вопроса», в то время как Москве – дипломатично предостеречь турецкие власти от вмешательства во внутренние дела соседних государств.
Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы заявил о готовности решить карабахский конфликт силовым способом: по его словам, попытки дипломатически урегулировать конфликт с Арменией по Нагорному Карабаху доказали свою неэффективность, поэтому Баку готово выбрать «военный путь».
«22 года идут попытки мирного решения этого конфликта. Ну, сколько же можно? Мы готовы к мирному решению вопроса. Но если не будет решаться мирным путем, то будем решать военным путем», - заявил дипломат в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Президент Азербайджана И. Алиев на заседании Совета национальной безопасности с трансляцией по государственному телеканалу АзТВ назвал операцию азербайджанской армии в Нагорном Карабахе «большой военной победой», при этом высокопарно заявив: «Если армянские солдаты не хотят умирать, пусть покинут наши земли».
В свою очередь, как заявил президент Турции Реджеп Эрдоган, в условиях возобновления вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе официальная Анкара будет «до конца» поддерживать Азербайджан. «Мы молимся, чтобы наши братья в Азербайджане победилив этих столкновениях», - цитирует турецкого президента его администрация.
Между тем, как сообщает армянский новостной портал «ermenihaber.am», атаковать Карабах армии Азербайджана помогают турецкие наемники и инструкторы: «Информированные источники сообщают, что на юго-восточном направлении передовой линии соприкосновения азербайджанским силам помогают направленные из Турции военные инструкторы и наемники».
В ответ заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян обвинил Анкару в поощрении действий Азербайджана против Карабаха.
«Турция поощряет продолжение действий агрессора против самопровозглашенной НКР. Печально, что для Турции вес человеческих жертв обусловлен национальной принадлежностью», - сказал представитель МИД. Он также добавил, что политика Турции укладывается в логику «нестабильности, терроризма и кровопролития не только внутри этой страны, но и за ее пределами».
Аналогичную позицию на встрече с послами стран-членов ОБСЕ в Ереване озвучил президент Армении С. Саргсян: по его словам, заявления Турции по поводу ситуации в Нагорном Карабахе могут создать новый очаг напряженности в регионе.
Он отметил, что Турция, которая часто напоминает, что является государством-членом Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, «открыто поддерживает руководство Азербайджана в его авантюристической политике».
«Заявления Анкары, сделанные до и после создавшейся ситуации, антиармянские подходы, которыми эта страна соревнуется с Азербайджаном, могут создать новый очаг напряженности в регионе. Такой опыт у Турции уже есть на Ближнем Востоке», - цитирует его слова президентская пресс-служба.
По его словам, все, кто желал видеть Турцию среди посредников по карабахскому урегулированию, сегодня понимают, что «эту страну следует держать подальше от процесса карабахского урегулирования».
При этом президент Армении также призвал Азербайджан напрямую вести диалог с властями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, напомнив, что в 1994 г. был принят документ о прекращении огня и одной из сторон, подписавших этот документ, является НКР.
«Азербайджан должен начать прямые переговоры с властями Карабаха, вне зависимости от того, нравятся они ему или нет. Считаю, что каждый случай нарушения режима перемирия должен стать предметом детального изучения и оценки, поскольку это является гарантом эффективного переговорного процесса», - цитирует его РИА «Новости».
Позицию армянской стороны фактически поддержал и глава МИД России С. Лавров: по его словам, несмотря на все призывы, Турция продолжает вмешиваться во внутренние дела соседних государств и оказывать поддержку терроризму, призвав Анкару взять противоположный курс.
«В целом сейчас для наших турецких соседей важно взять курс на прекращение вмешательства во внутренние дела каких-либо государств, будь то Ирак, Сирия. Предостаточно фактов того, что Турция, несмотря на все призывы, продолжает такое вмешательство, продолжает поддержку терроризма. Поэтому, наверное, не берусь судить, какую роль играла Анкара в отношении Нагорного Карабаха, но то, что для всех, включая Турцию и турецкий народ было бы правильным, чтобы сейчас Анкара сконцентрировалась на прекращении поддержки терроризма, думаю, это мысль, которую я смело могу высказать, и в пользу этого мы будем выступать», - заявил глава российского внешнеполитического ведомства.
Кроме того, С. Лавров прокомментировал призывы к изменению формата Минской группы ОБСЕ по Карабаху: по его словам, менять действующий формат переговорного процесса нецелесообразно, поскольку такой шаг может осложнить дальнейший процесс разрешения конфликта исключительно мирным способом.
Как заявил министр, «мы можем констатировать, что есть попытки со стороны тех, кого не устраивают основополагающие подходы к нагорно-карабахскому урегулированию. Подходы, которые были закреплены во многочисленных документах – России, Франции и США, в том числе в документах, которые были подписаны на высшем уровне, президентами трех стран и которые предполагают исключительно мирное, политическое урегулирование карабахского конфликта, у которогоне может быть военного решения».
Таким образом, беспрецедентная по своим масштабам эскалация конфликта, сопряженная с воинственной риторикой Баку и Анкары о необходимости насильственного включения Нагорно-Карабахской Республики в состав Азербайджана даже ценой возможной полномасштабной войны с Арменией в нарушение существующих международных договоренностей по мирному разрешению ситуации, позволяет говорить о причастности к этим событиям турецких властей.
Очевидно, что конечной целью организованной Турцией руками Азербайджана провокации по «размораживанию» конфликта является последующее втягивание в вооруженное противостояние России, которая должна будет выступить на стороне Армении в трех ипостасях: как страна-гарант мирного урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе; как страна-союзница по военному блоку ОДКБ (в армянском городе Гюмри расположена российская военная база, при этом система противовоздушной обороны Армении интегрирована с системой ПВО России); как страна-союзница по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).
Мотивы Турции предельно понятны: таким способом Р. Эрдоган мстит России за несбывшиеся мечты по аннексии сирийской территории с центром в экономической столице – городе Алеппо, что отражено на нашумевшей карте «Новой Турции», опубликованной 23 марта 2013 г. лояльной турецким властям газетой Milliyet, и порушенный совместный бизнес с террористической группировкой «Исламское государство», заключающийся в покупке у радикальных исламистов дешевой нефти с захваченных месторождений в Сирии и Ираке с целью последующей перепродажи энергоресурсов на внешних рынках.
Чего никак не скажешь о мотивах Азербайджана, который хотя и не входит в отличие от Армении в интеграционные проекты России на постсоветском пространстве - ЕАЭС и ОДКБ, однако и не ставит своей ключевой внешнеполитической целью интеграцию в евроатлантические структуры – ЕС и НАТО, выстраивая добрососедские отношения с Москвой, которые сейчас были поставлены под угрозу из-за вооруженной авантюры в Нагорном Карабахе.
Вполне возможно, что эскалации напряженности стала следствием совпадения интересов Баку и Анкары: высшее политическое руководство Азербайджана решило затеять «маленькую победоносную войну» для отвлечения общественного внимания от ухудшения социально-экономической ситуации на фоне резкого падения мировых цен на нефть, торговля которой приносит основную часть доходов в казну государства, из-за чего по итогам 2015 г. девальвация национальной валюты - маната - составила 48%, а уже в январе 2016 г. в стране был введен строгий режим экономии, вызвавший стихийные акции протеста.
В любом случае вполне очевидно, что объективно данный конфликт не в интересах азербайджанского и армянского народов, которые до сих пор не могут залечить кровавые раны, причиненные карабахской войной 1990-х гг., в ходе которой с обеих сторон, по разным данным, погибли до 25 тысяч человек, более 25 тысяч получили ранения, около миллиона мирных жителей стали беженцами, без вести пропали 4 тысяч человек.
Поэтому официальному Баку нужно отказаться от проведения политики реваншизма, вернувшись к безоговорочному выполнению собственных международных обязательств по сугубо мирному урегулированию ситуации в зоне конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, лишив Анкару возможности повоевать до последнего азербайджанца у российских границ в отместку Москве за провал собственных планов в Сирии.
Тем более что своими провокационными действиями вокруг маленького 150-тысячного Нагорного Карабаха эрдогановская Турция вполне может поставить Россию и НАТО на грань большой ядерной войны, победителей в которой точно не будет...
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме