22:45 26.06.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Как премьер "священную корову" продавал: А много ль корова дает молока? - Да мы молока не видали пока


Своими попытками продать часть ГТС Украины компаниям из ЕС и США без гарантий загрузки считающейся "священной коровой незалежности" трубы газом из России майданный премьер Арсений Яценюк напоминает главного героя известного стихотворения Сергея Михалкова, безуспешно пытавшегося продать собственную скотину, за которую никто на базаре цены не давал из-за ее плачевного состояния.

19 июня 2014 г. Верховная Рада с третьего раза включила в повестку дня правительственный законопроект N4116-А "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины".

За такое решение проголосовали 246 народных депутатов из 373, зарегистрированных в сессионном зале.

"Правительство предлагает, принять ряд решений, которые создадут новую модель функционирования ГТС. Первое - труба остается в госсобственности, второе - газохранилища – в собственности Украины, третье - создается компания-оператор, четвертое - контрольный пакет акций также принадлежит Украине, 49% акций может принадлежать газотранспортным компаниям стран ЕС, и при этом они должны быть участниками европейского энергетического сообщества или газотранспортным системам США, которые сертифицированы на газовом рынке", – заявил в своем выступлении в парламенте А. Яценюк.

По его словам, принятие данного законопроекта позволит не только модернизировать ГТС Украины за счет привлечения иностранных инвестиций, но и остановить строительство обходного газопровода "Южный поток".

"Это даст возможность остановить строительство "Южного потока" и направить все объемы через украинскую ГТС, так как в этом будут, в первую очередь, заинтересованы страны-члены ЕС", - заявил А. Яценюк.

"Если этот закон не будет принят, то в Кремле будет салют. Если мы не примем закон, тогда мы сможем транспортировать 40-50 млрд. кубометров газа, а остальное нам с госбюджета придется дотировать. Тот, кто хочет, чтобы ГТС превратилась в груду металлолома, кто хочет подыграть России, чтобы она построила "Южный поток", то за этот законопроект пусть не голосует", - подчеркнул он.

Не приходится сомневаться в том, что в основу правительственного законопроекта заложен опыт Словакии, где 51% собственности компании-оператора газотранспортной системы Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP) принадлежит государству, в то время как остальные 49% - консорциуму иностранных инвесторов, заплатившему за этот пакет акций 2,7 млрд. долларов.

Однако ключевая разница заключается в том, что в словацкий консорциум наряду с немецкой компанией E.ON Ruhrgas и французской Gaz de France также входит и российский "Газпром" как основной поставщик энергоресурсов: общий объем экспорта газа из России в Словакию составляет 5,89 млрд. куб. м. (3,92% доли в поставках "Газпрома" в Европу).

Вместе с тем предложенный Кабмином сценарий реформирования газовой отрасли не предусматривает участия в управлении ГТС Украины российской стороны, что на самом деле делает его непривлекательным для потенциальных европейских и американских инвесторов, деньги которых при отсутствии гарантий поставок необходимых объемов российского газа попросту вылетят в трубу.

Лишним свидетельством тому служит ситуация вокруг реализации пресловутой Брюссельской декларации о модернизации ГТС Украины за счет кредитных средств западных банков, подписанной 23 марта 2009 г. тогдашним премьером Юлией Тимошенко в присутствии президента Виктора Ющенко, которая вот уже целую пятилетку неизменно остается на бумаге.

Хотя по возвращению в Киев признанная актриса разговорного жанра размахивала этим "историческим документом" в духе британского премьера Артура Невилла Чемберлена, который по возвращению в Лондон после подписания печально известного Мюнхенского соглашения о расчленении Чехословакии торжественно провозгласил: "Я привез вам мир!".

Комментируя 24 марта 2009 г. на пресс-конференции якобы достигнутый "газовый мир", Ю. Тимошенко тогда отрапортовала: "Вчера была поставлена точка во многих разговорах по поводу того, что Украину будут обходить альтернативными газопроводами".

"То, что сегодня ЕС готов предоставить коммерческие кредиты Украине для модернизации ГТС, то, что самые большие корпорации мира готовы предоставлять оборудование и совершать работы по реконструкции ГТС, говорит о том, что на много десятилетий вперед наша ГТС будет и в дальнейшем транспортировать ключевой, главный объем газа для ЕС", – отметила она.

Однако хвалебные оды во славу "сакрального символа" самостийности остались пустым сотрясанием воздуха, поскольку с тех пор страны Евросоюза совместно с Россией построили газопровод "Северный поток" и приступили к строительству газопровода "Южный поток", так и не выделив при этом Украине обещанную "брюссельскую капусту" на ремонт газовой трубы.

Позицию по этому вопросу Евросоюза предельно ясно выразил еще 25 января 2011 г. европейский комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, заявивший журналистам в Брюсселе следующее: "Модернизация газотранспортной системы не имеет смысла, если нет газа, а газ поступает из России".

Эти слова вызвали настоящий переполох в высоких властных кабинетах, в результате чего их принялся лично опровергать тогдашний премьер Николай Азаров, доказывая 28 января 2011 г. в эфире программы "Большая политика с Евгением Киселевым" на телеканале "Интер", что на Украине неправильно истолковали заявление комиссара ЕС.

"Мы сделали запрос в ЕС относительно их мнения по этому поводу. ЕС оперативно отреагировал и заявил о том, что это дезинформация. ЕС как считал актуальной модернизацию украинской ГТС, так и продолжает считать", - утверждал он.

Однако впоследствии тот же Н. Азаров неоднократно публично возмущался отказом ЕС от участия в модернизации ГТС Украины, по сути, подтверждая подлинность слов Г. Эттингера, которые ранее были объявлены "дезинформацией".

Так, 30 ноября 2012 г. пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко сообщил журналистам в Осло, что Н. Азаров критикует ЕС за отсутствие интереса к модернизации украинской ГТС.

"Возникает вопрос: зачем Украине очень дорогая и мощная газотранспортная система, если потребители в Европейском Союзе не проявляют интереса к ее модернизации, а поставщики в Российской Федерации строят обходные маршруты поставок?" - процитировал пресс-секретарь слова Н. Азарова, сказанные на встрече с премьером Норвегии Йенсом Столтенбергом.

27 декабря 2013 г. в эфире программы "Экзамен власти" на "Первом национальном телеканале" глава правительства заявил, что ЕС не проявляет интереса к модернизации ГТС Украины.

"Уникальная мировая газотранспортная система, которая может транспортировать 100, 120, 150 млрд. кубометров газа при условии модернизации, обеспечивать потребности Европы, она уже 30 лет не модернизируется. Почему эта система, которая имеет стратегическое значение для Европы, не вызывает интереса у европейцев?", - заявил он.

При этом Н. Азаров также возмутился тем, что Украина должна самостоятельно нести финансовые затраты на модернизацию своей ГТС, в то время как европейская сторона не проявляет никакой активности.

Таким образом, период потерянного пятилетия однозначно подтверждает, что модернизация украинской ГТС возможна только в случае вхождения в консорциум российского "Газпрома" как ключевого поставщика голубого топлива, способного обеспечить ежегодную загрузку транзитных мощностей на уровне 60 млрд. куб. м. газа, ниже которого газотранспортная система становится нерентабельной.

На это указывал 29 апреля 2013 г. на брифинге в Киеве российский посол Михаил Зурабов, по словам которого, Россия готова взять обязательство транспортировать именно такой объем топлива через ГТС Украины, но только в случае создания двустороннего консорциума.

"Мы как наиболее перспективный вариант рассматриваем создание двустороннего газового консорциума, в котором Россия возьмет на себя обязательство транспортировать определенное количество газа. Предварительно это говорится, как минимум, о 60 миллиардах кубометров газа через украинскую ГТС", - сказал он.

При этом М. Зурабов скептически оценил перспективы создания трехстороннего консорциума в формате Украина-Россия-ЕС, "исходя из членства Украины в Европейском энергетическом сообществе", добавив, что "на этих условиях "Газпром" вряд ли пойдет на какие-либо договоренности".

Тем самым российский посол подтвердил свою ранее озвученную 28 октября 2012 г. в интервью журналистам в Киеве позицию по этому вопросу, согласно которой одним из препятствий для создания газотранспортного консорциума по управлению украинской ГТС с участием "Газпрома" является присоединение Украины к Европейскому энергетическому сообществу.

"Возникла идея о том, что может быть создан газовый консорциум, участниками которого могут быть либо Россия-Украины, либо Россия-Украина-потребители газа в Европе, например, какая-то германская компания. И создание такого консорциума предполагает урегулирование вопроса, связанного с теми ограничениями, которые содержатся в так называемых втором и третьем энергопакетах, которые не дают возможность "Газпрому" быть участником этого газового консорциума без некой внутренней реструктуризации, что для российской стороны является неприемлемым", - сказал М. Зурабов.

Что же касается предусмотренного с какого-то перепуга законопроектом допуска к управлению ГТС Украины дяди Сэма, то на это предложение следует ответить словами незабвенного "великого слепого" и "губернатора острова Борнео" Михаила Самуэлевича Паниковского: "Кто такой Козлевич, чтобы с ним делиться?! Я не знаю никакого Козлевича!".

P.S., или Сеня Кулявлоб лает – обходной газопровод идет. 24 июня 2014 г. в Вене в рамках визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Австрийскую Республику Председатель Правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и Генеральный директор компании OMV Герхард Ройсс подписали Соглашение акционеров совместной проектной компании South Stream Austria GmbH, сообщает пресс-служба "Газпрома".

Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по реализации проекта строительства австрийского участка газопровода "Южный поток" с пропускной способностью 30–32 млрд. куб. м в год от границы с Венгрией до конечного пункта в Баумгартене.

В рамках подписанного соглашения принято окончательное инвестиционное решение, основанное на согласованных критериях, по строительству газопровода на территории Австрии, а также план мероприятий по реализации проекта на 2014–2016 гг. Стороны планируют получить все необходимые разрешения для строительства "Южного потока" до конца 2015 г. Ввод в эксплуатацию австрийского участка газопровода намечен на конец 2016 г.

Не знаю, был ли по этому поводу в Кремле обещанный А. Яценюком праздничный салют, но вполне очевидно, что при такой политике майданного Киева в скором времени нам действительно придется не получать доходы от транзита, а дотировать его за счет бюджета.

Тут уж Сеня как в воду глядел...

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме