18:00 18.09.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Южная Корея - выход из кризиса... или Экономические уроки для Украины
Экономический кризис - падение производства в значительных масштабах, сокращение капитальных вложений, рост безработицы, увеличение количества банкротств фирм и компаний, падение курса национальной валюты и ряд других экономических потрясений.
Опыт Южной Кореи в преодолении последствий мирового финансового кризиса и планы по реализации программы экономического роста могут служить примером как для правительства Украины, так и для населения страны.
Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на состояние глобальной финансовой системы и, как по цепной реакции, перекинулся на экономику самых разных государств. Сложившаяся ситуация заставила правительства развитых стран мира консолидировать усилия в поисках решений по выходу из кризиса, а также использовать внутренний потенциал и резервы государства для поддержки реального производства и стабилизации национальной экономики. В этом смысле определенный интерес представляют собой антикризисные шаги правительства Республики Корея, которые основываются на инновационном подходе, мощном финансовом резерве и способности эффективно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику.
Экономика Республики Корея (Южная Корея) считается одной из динамично развивающихся и сильных – сегодня она занимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 15-е в мире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.
Из истории развития экономики.
Резкий рост экономики Южной Кореи берет начало в 60-х годах XX столетия, когда вступил в реализацию принятый правительством первый 5-летний план развития страны (1962 – 1967 гг.). С этого момента в течение последующих 30 лет экономика молодого государства растет очень высокими темпами, в среднем 9% в год, и претерпевает кардинальные изменения: преимущественно от сельскохозяйственной структуры к многоотраслевой, с развитой тяжелой промышленностью и высокотехнологичной электроникой. Валовой национальный продукт на душу населения за этот период вырос со $100 в 1963 году до $32.800 в 2013-м.
Первые успехи Южной Кореи были обусловлены не только серьезными иностранными инвестициями и кредитами под низкий процент, но и экономической политикой, ориентированной на импортозамещение, а впоследствии на экспортное развитие. Одновременно с постепенным укреплением экономического положения руководство страны продолжало использовать все возможности по привлечению инвестиций. Пик инвестиционных поступлений пришелся на 1969 год – тогда их объем составил 41% госбюджета. В течение 70-х годов они колебались в районе 30%, а к 1980 году достигли 70%.
Особую роль в становлении экономики государства и осуществлении экономического скачка, известного в мире под названием "экономическое чудо", сыграли южнокорейские чеболи – многоотраслевые корпорации, созданные и поддерживаемые государством при фактическом управлении и владении частным бизнесом. К наиболее известным относятся Hyundai, Samsung, LG, Daewoo, Lotte, GS Group, SK Group, STX Group и другие.
Республика Корея менее чем при жизни двух поколений стала одним из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении, в производстве полупроводников и электроники. Кроме того, она получила мировую известность как мощный центр развития информационных технологий со своей информационной инфраструктурой, выстроенной системой логистики, которая охватывает всю страну.
Бурный экономический рост в 80-х годах сменился замедлением в следующем десятилетии. Тем не менее, в тот период были сделаны наибольшие вложения государственных средств в финансирование научных исследований и проектов, в укрепление национальной безопасности и системы образования, на развитие городской инфраструктуры, строительство жилья и т.д.
Но азиатский финансовый кризис, который разразился в 1997 году, пошатнул экономику страны. Правительству пришлось обращаться за помощью к Международному валютному фонду (МВФ) и просить о предоставлении крупных займов. В этот период была проведена широкая программа реформ по реструктуризации финансового, корпоративного и государственного секторов, а также рынка труда. В конце 1999 года Республика Корея восстановила свой международный рейтинг кредитоспособности.
После успешного преодоления кризиса иностранные инвестиции продолжали поступать в экономику государства, создавшего условия для их притока и давшего возможность инвесторам поверить в реализацию своих идей и планов. Более 30 ведущих корпораций увеличивают в этот период свой доход в 11 раз. В результате Республика Корея смогла полностью выплатить МВФ $13,5 млрд, выделенных ей в качестве кредита, предназначенного для поддержки экономики. И если накануне кризиса валютные резервы страны составляли около $9 млрд, то в 2012 году выросли до $327 млрд.
Современная Корея и мировой кризис.
К очередному, настоящему, финансовому кризису государство оказалось более подготовленным. Резервный фонд к началу 2008 года составлял $240 млрд (6-я позиция в мире). Однако всеобъемлющий характер кризиса заставил и Южную Корею разрабатывать срочные антикризисные меры внутри страны и вносить предложения на саммите крупнейших развитых стран G-20 по преодолению последствий кризиса на мировом уровне.
Как писала в те дни южнокорейская пресса, финансовый сектор и большинство коммерческих банков испытывают трудности с недостатком ликвидности и межбанковского кредитования. Ведущие банки Кореи, такие как Kookmin, Woori, Shinhan и Hana, забили тревогу в связи с невозможностью кредитования малого бизнеса и частного сектора. Нужно отметить, что согласно финансовому законодательству Республики Корея, банки обязаны оказывать финансовую поддержку малому бизнесу, и неисполнение этой обязанности является нарушением закона. Между тем, если в июле прирост объемов кредитов малому бизнесу составлял $5,5 млн, то в октябре он сократился до $2,6 млн.
Доходы банков уже по итогам 3 квартала заметно сократились, в том числе по причине большого количества просроченных платежей по кредитам. Например, крупнейший коммерческий банк Kookmin показал снижение на 28,6% по сравнению с этим же периодом 2007 года.
Для снятия напряжения правительство гарантировало южнокорейским банкам незамедлительную финансовую помощь в размере $100 млрд. Причем эти гарантии распространились и на внешние заимствования банков, т.е. если южнокорейские банки или их заграничные филиалы получают кредиты за рубежом в период с 20 октября текущего года по 30 июня 2009 года, то правительство предоставляет им гарантии на 3 года. Отметим, что на момент объявления гарантий внешние заимствования южнокорейских банков, по которым сроки платежа наступают до конца июня 2009 года, оценивались финансовыми властями Республики Корея примерно в $80 млрд.
Правительство и Банк Южной Кореи пообещали в дальнейшем еще предоставить банковскому сектору дополнительную долларовую ликвидность в размере $30 млрд за счет валютных резервов, а также снизить налоговую нагрузку в отношении долгосрочных денежных вкладов с целью укрепления стабильности фондового рынка и деятельности компаний по управлению активами.
Кроме этого, в пакет мер по поддержке национальной экономики правительство включило увеличение собственных средств Промышленного банка Южной Кореи за счет госинвестиций на сумму 1 трлн южнокорейских вон (национальная валюта, курс по отношению к доллару $1 = 1475 won на 06.12.2008 г.). По мнению правительства, такое вливание ликвидности позволит выделить дополнительно кредиты, которые будут доступны малым и средним предприятиям.
Несмотря на предпринятые правительством Республики Корея антикризисные меры индустриальный сектор тоже ощутил влияние финансового кризиса.
Первыми кризис почувствовали малые и средние строительные фирмы: в сентябре более 280 строительных фирм признали себя банкротами.
В автопроме началось снижение производства и сокращение продаж на внутреннем рынке, которые в ноябре упали до уровня кризисного 1998 года, составив около 74 тыс. автомобилей (72, 5 тыс. – 1998 г.) В том числе продажи на внутреннем рынке в сравнении с аналогичным периодом 2007 года упали: GM Daewoo – на 56,9%, Hyundai Motor – на 34,4%, Renault Samsung – на 20,7%, Ssangyong – на 59,2%.
По прогнозам Korea Automotive Industries Cooperative Association, компании, производящие комплектующие для автопрома Южной Кореи (около 270 компаний), в 1 квартале 2009 года сократят производство на 30%.
Производство большегрузных автомобилей и автобусов в ноябре месяце упало на 18,2% по сравнению с 2007 годом. В течение ноября потребление на внутреннем рынке сократилось на 27,7%, экспорт снизился на 12,5%.
Серьезные потери в формировании портфеля заказов на перспективу несет судостроительная отрасль. За октябрь-ноябрь судостроительные заводы не получили новых заказов. За 9 месяцев 2008 года сокращение заказов составило 34,5% по сравнению с тем же периодом 2007-го. В связи с падением индексов на фрахтовом рынке ряд заказов, связанных со строительством балкерного флота, канцелированы судовладельцами.
Нужно пояснить, что в Республике Корея около 300 судостроительных заводов, из которых только около 30 могут строить суда дедвейтом более 10 тыс. тонн (DWT). Однако если гиганты судостроительной индустрии имеют портфель заказов на 2 – 3 года вперед, то небольшие и средние заводы вынуждены останавливаться или сокращать производство.
Сократилось и производство полупроводников, мобильных телефонов, дисплеев и другой продукции. По информации Министерства отраслевой экономики, объем производства в сфере информационных технологий в ноябре снизился на $8,64 млрд.
Вместе с падением производства и сокращением продаж на внутреннем рынке упали и объемы внешней торговли Южной Кореи. Общий объем экспорта в ноябре 2008 года сократился на 18,3% по сравнению с 2007 годом, а объем импорта – на 14,6%.
Торговая палата Республики Корея (ТП РК) провела исследования финансово-экономического положения 531 компании по результатам проведенных в них проверок. По заключению ТП РК, в 2009 году спад производства на 3,0 – 3,5% ожидает 23,7% компаний, на 3,5% и более – 16,3% компаний, на 4,0 – 4,5% – 9,8% компаний, на 4,5% – 3,6% компаний.
Вместе с тем правительство рассчитывает на то, что предпринимаемая в рамках антикризисных мер финансовая помощь должна будет оказать положительное влияние на реальный сектор экономики и вывести из кризиса как минимум 40% компаний частного бизнеса: к первой половине 2010 года – 22,3%, к концу 2011 года – 17,7%.
Однако дополнительные проверки и глубокий анализ определили, что 81,5% частных компаний уже ощущают последствия финансового кризиса: и то, что потери будут значительными, считают 22,1% из них, что небольшими –59,4%, что пройдут кризисный период без потерь – 18,5%.
Согласно шкале, определяющей уровень потерь, в ходе исследований был определен уровень производства в следующем году. Такие отрасли экономики, как судостроение, машиностроение и ряд других индустриальных отраслей сохранят производство на уровне 88,2%, металлургический сектор, включая заводы по выпуску цветных металлов, – на уровне 84,2%, автомобилестроение и производство комплектующих компонентов (автозапчасти) – на уровне 84,1%, текстильная промышленность, производство одежды и обуви – на уровне 83,7%.
В настоящее время правительство ведет поиск путей поддержки не только этих отраслей, но и транспортной, телекоммуникационной, пищевой, сельскохозяйственной, рыбообрабатывающей и других. Особую озабоченность южнокорейских властей в связи с резким снижением производства вызывает сокращение рабочих мест.
Международные инициативы.
Южнокорейское правительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии. Прежде всего, имелось в виду то, что Южная Корея продолжит распространение схемы двухсторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках "Инициативы Чианг Май".
Напомним, что "Инициатива Чианг Май" – это соглашение, подписанное в Таиланде 4 мая министрами финансов 13 стран Азии по созданию антикризисного валютного фонда, который в итоге должен прийти на смену существующей схеме двусторонних валютных свопов, трансформировав ее в мощный механизм аккумуляции ресурсов. Объем фонда должен составить минимум $80 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд будут осуществлены Японией, Китаем и Южной Кореей. Оставшиеся 20% вносимых средств возьмут на себя 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По оценке финансистов, это будет региональный эквивалент Международного валютного фонда (МВФ), который создается с целью минимизации зависимости азиатских стран от влияния МВФ. Как заявлял в мае текущего года заместитель министра финансов Южной Кореи Син Чже Юн, создание валютного фонда "продемонстрирует мировому сообществу, что страны Азии прилагают совместные усилия к обеспечению финансовой стабильности".
Тем не менее, меры по стабилизации в финансовой сфере вышли и за пределы страны, и за пределы региона, в ноябре их пришлось обсуждать в формате всемирного форума в Вашингтоне (США). Принимавшая в нем участие Южная Корея поддержала стремление ведущих государств по координации совместных усилий и выработке общих принципов борьбы с кризисом. Правительство Южной Кореи внесло свои инициативы в общую систему выработанных мер и сделало ряд конкретных предложений отдельным государствам.
Так, 17 ноября 2008 года между Республикой Корея и Бразилией был подписан меморандум по увеличению экспорта между двумя странами, использованию корейских судов с буровыми установками для нефтеразведки бразильского шельфа, по оказанию финансовой помощи судостроительным корпорациям, компаниям, ведущим строительство нефтеперерабатывающих и химических заводов, а также предприятиям индустриального сектора, обеспечивающим поставки оборудования.
Южная Корея договорилась с Китаем и Японией обсудить ее предложение о разработке трехстороннего финансового соглашения этих стран, обладательниц крупнейших мировых экономик, – первая встреча должна состоялась 14 декабря 2008 года в г. Фукуока (Япония).
Англии и Бразилии было предложено заключить тройственный Союз по совместной разработке пяти основных направлений стабилизации мировой экономики и финансовой системы и представить разработанную программу к очередному международному саммиту в 2009 году.
Кроме того, южнокорейское правительство осуществило подписание договора о свободной торговле со странами Восточной Азии (блок ASEAN): с Китаем в 2010 году, с Индией, Австралией в 2011-м, с Японией в 2012 году. С другими странами блока договор подписан ранее.
Но все-таки главным направлением правительства Южной Кореи по стабилизации национальной экономики по-прежнему останется инвестиционная политика государства. Рост инвестиций на 2009 год должен составить 3,7%.
Программа экономического роста.
Экономическая программа была разработана авторитетными учеными разного профиля из ведущих университетов и научных центров Южной Кореи. Для ее разработки совместно с Министерством развития экономики была создана рабочая группа под руководством президента Корейского института прогнозирования и научных технологий Сух Нам Руо. В нее вошло более 360 экспертов – академиков, научных работников, специалистов индустриального сектора.
Однако в связи с кризисом ее пришлось корректировать. В результате появилась программа антикризисных мер и экономического развития Республики Корея на 10-летний период New Growth Engines Initiative.
Только на ее разработку правительством выделено $5,48 млрд. Инвестиции в частный сектор, а также в новую схему его развития в рамках антикризисной программы составят соответственно $68,4 млрд и $74,7 млрд, что по расчетам должно увеличить объем выпускаемой продукции в частном секторе экономики со $116 млрд в 2008 году до $253 млрд к 2013 году. Предполагается увеличение экспорта до $795,4 млрд к 2018 году.
Помимо создания благоприятных условий для крупного бизнеса, программа предполагает создание инвестиционного фонда для поддержки малого и среднего бизнеса за счет приватизации ряда государственных компаний, запуск целой сети социальных программ по поддержке незащищенных слоев населения. В целях равномерного развития регионов намечается строительство системы каналов протяженностью более 3 тыс. км для обеспечения грузоперевозок на Корейском полуострове.
Программа предусматривает увеличение финансовой поддержки государством местных администраций, начиная с 2009 года. Инвестиции на развитие индустрии и инфраструктуры в провинциях запланированы в сумме $37,7 млрд, которые распределены между 30 проектами и рассчитаны на 5 лет. В рамках программы правительство ожидает создания около 880 тыс. новых рабочих мест в течение 5 лет.
Антикризисная программа New Growth Engines Initiative сориентирована на развитие 22 приоритетных направлений (проектов), которые объединены в 6 групп:
1. Энергетика и охрана окружающей среды.
2. Транспортная система.
3. Новые информационные технологии (IT).
4. Новые разработки в интеграционной индустрии.
5. Биоиндустрия.
6. Научно-исследовательская работа.
К 1 группе относятся направления: "Увеличение потребления чистого угля", "Разработка биотоплива из биоресурсов океана", "Солнечная энергия и ее использование", "Углеводороды, выбросы, сепарация и переработка", "Создание электростанций нового поколения, способных работать на альтернативном топливе", "Развитие атомной энергетики".
В области энергетики и производства биотоплива программа предусматривает инвестиции в размере $22,9 млрд и $16,5 млрд соответственно в течение 5 лет. Ожидаемый эффект – создание мощностей по производству 80 млн баррелей биотоплива в год, 150 тыс. новых рабочих мест, снижение потребления нефтепродуктов с 13,4% в 2008 году до 43,3% к 2018 году и т.д.
Во 2-ю группу вошли направления – "Биологически чистый транспорт (Green cars)" и "Судостроение и океанские системы". В соответствии с ними развитие транспортной системы намечается в двух направлениях: 1) развитие автоматизированных систем и технологий и 2) взаимодействие морских судов с береговой инфраструктурой. Прямые правительственные инвестиции на транспорт составят $1 млрд в течение 5 лет.
Необходимо отметить, что судостроение и автомобилестроение остаются приоритетными направлениями государственной экономической политики. Южная Корея намерена по-прежнему лидировать в области судостроения, доля которого сегодня составляет 40% мирового судостроительного рынка.
На поддержку судостроения и морской индустрии, в том числе на строительство крупнотоннажного флота и мобильных глубоководных причалов, правительство планирует выделить $551 млн до 2013 года. На автомобилестроение в рамках программы запланировано около $500 млн.
К 3-й группе относятся – "Полупроводниковые системы", "Дисплеи нового поколения", "Мобильные телефоны нового поколения", "Новые технологии освещения (LED lighting)", "Новые системы логистики (RFID/USN)".
Информационные системы и электроника являются одной из базовых составляющих экономики страны. Развитию новых технологий в этих отраслях правительство уделяет самое серьезное внимание и планирует инвестировать $21,2 млрд в течение 5 лет. Главное направление – разработка и выпуск полупроводников и чипов памяти, на которые выделяется большая часть средств – $10,1 млрд.
В составе 4-й группы – "Роботизация", "Новые материалы и нанотехнологии", "Инновационные технологии, новые продукты и процессы", "Развитие и объединение телекоммуникационного и радиовещательного направлений". Инвестиции, направляемые в данный сектор экономики, составят $25,9 млрд. На разработку и внедрение новых материалов будет потрачено $9,5 млрд в течение 5 последующих лет, на развитие радиотелекоммуникационных систем – $14 млрд. Ожидаемый экономический эффект только от внедрения автоматизированных линий (роботизации) – $420 млрд к 2020 году, а в целом – выход на более высокий технологический уровень этих отраслей.
В 5-й группе направлений – "Новая медицина и медицинское оборудование". Инвестиции на развитие биотехнологий предусматриваются в объеме $677 млн в течение 5 лет. Развитие будет сфокусировано на разработку новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования, на увеличение экспорта выпускаемой продукции. В 2007 году импорт медицинской продукции в Южную Корею составил $2,2 млрд, тогда как экспорт – всего $1 млрд. Задача, которую ставит южнокорейское правительство, – обеспечить прорыв в области производства высококачественной и высокотехнологичной медицинской продукции.
В 6-ю группу научно-исследовательской работы входят направления: "Проектирование", "Мягкие материалы", "Медицинское обслуживание", "Культура и наследие".
В целом, учитывая высокий экономический потенциал Южной Кореи и целеустремленную, направленную на высокий результат инновационную экономическую политику правительства, страна безболезненно преодолела последствия кризиса и совершила очередной экономический рывок, который сегодня называют новым корейским "экономическим чудом".
Михаил Мореходов
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме