19:47 12.01.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Ю и В сидели на трубе": "оранжисты" против создания газотранспортного консорциума!


12 января 2009 года заместитель главы Секретариата президента Андрей Гончарук на брифинге для прессы заявил, что Украина не будет принимать участия в переговорах о приватизации своей газотранспортной системы.

По его словам, ГТС является национальным богатством страны и потому не может идти речи о передаче ее в собственность или в аренду другой стране.

"Речь может идти только о взаимовыгодном сотрудничестве", - подчеркнул А.Гончарук.

В свою очередь посол Украины в РФ Константин Грищенко рассказал, что этот вопрос не является предметом переговоров и не может быть, поскольку этого, кроме прочего, не разрешает и украинское законодательство.

Он отметил, что сегодня об этом говорят, поскольку руководство РФ не исключает такой возможности.

"Поэтому важно дать сигнал украинскому обществу, что ГТС находится и будет находиться в украинских руках", - сказал он.

В то же время, комментируя в Евпатории заявление премьера России Владимира Путина, что Россия может участвовать в приватизации украинской ГТС, премьер Украины Юлия Тимошенко заявила, что ГТС Украины останется в собственности государства.

"Газотранспортная система Украины - это огромное национальное богатство и она будет оставаться в государственной собственности, поскольку именно благодаря этой транзитной системе Украина является полноценным участником всех энергетических процессов, которые происходят в нашем регионе, включая Европейский Союз. Украина, если правильно строить работу газотранспортной системы, будет получать от нее очень хорошую прибыль. Поэтому нет никакой необходимости приватизировать ГТС. Наша позиция была и остается последовательной", - заявила она (по материалам УНИАН).

Откуда у страны-банкрота деньги на содержание газотранспортной системы?

Напомним, что ранее, 14 декабря 2007 г. руководитель отдела по вопросам энергетической безопасности генерального директората Еврокомиссии по вопросам внешних отношений Фаузи Бенсарса заявил, что в течение ближайших 5 лет Украина для модернизации своей газотранспортной системы (ГТС) должна инвестировать 2,5 млрд. евро!

"У нас работала совместная группа с "Нафтогазом Украины", которая провела оценку газотранспортной системы", - отметил представитель Еврокомиссии.

"По выводам этой группы в течение следующих 5 лет Украина должна инвестировать 2,5 млрд. евро для модернизации своей газотранспортной системы для того, что сохранить нынешние объемы поставок газа из России в Европу", - добавил он.

После чего, 18 января 2008 г., стало известно, что Министерство топлива и энергетики Украины и Еврокомиссия договорились провести в июле-сентябре текущего года конференцию доноров с целью привлечения средств на модернизацию и реконструкцию ГТС Украины на сумму в 2,5 млрд. евро до 2013 г.

Такая договоренность была достигнута 17 января 2008 г. в ходе встречи министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана с Послом Европейской комиссии на Украине Иеном Боугом и руководителем группы по энергетической безопасности Генерального Директората внешних связей Еврокомиссии Фаузи Бенсарса.

В итоге 12 марта 2008 г. премьер-министр Украины Юлия Тимошенко на заседании Кабинета Министров радостно отрапортовала, что она ожидает 2,5 млрд. долларов (хотя изначально речь шла о 2,5 млрд. евро) инвестиций для модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины.

"Газотранспортная система требует 2,5 млрд. долл. для того, чтобы провести модернизацию и реконструкцию этой системы, и на сегодняшний день есть доноры, которые хотят собраться, как это было по Чернобыльской АЭС, если вы помните. Может быть, это не лучшее сравнение, но это абсолютно такая же технология - собираются доноры и инвестируют на безвозвратной основе большую часть денег", - сказала она.

Правда, несмотря на столь бравурные заявления "Почетного энергетика Украины" (соответствующее звание Ю.Тимошенко присвоило Министерство топлива и энергетики 4 декабря 2008 г.), на сегодняшний день "евродоноры" так и не выделили "на безвозвратной основе" 2,5 млрд. евро на модернизацию газотранспортной системы Украины!

Неужели за это время у "Нафтогаза Украины" появились собственные средства на содержание ГТС, и поэтому отпала надобность в привлечении европейских инвесторов?

Нет, конечно же. В этой связи достаточно вспомнить, что 29 декабря 2008 г. правительство Ю.Тимошенко приняло Распоряжение N1650, которым поручило "Нафтогазу Украины" перечислить около 2 млрд. долларов для погашения задолженности за поставленный российский газ за счет привлечения кредитов двух государственных банков - Ощадбанка и Укрэксимбанка!

"Поддержать предложение НАК Нафтогаз Украины, согласованное с Минтопэнерго, о проведении расчетов за импортированный в ноябре и декабре 2008 года природный газ, в том числе за счет средств Ощадбанка и Укрэксимбанка в сумме до 2 млрд. долларов США", - говорится в документе, обнародованном на сайте правительства.

Сейчас же и без того плачевная ситуация в энергетической сфере также усугубляется и тем, что Украина до сих пор не имеет контракта на поставки газа с Россией.

В этих условиях официальному Киеву следовало бы самому лоббировать идею полномасштабного запуска работы газотранспортного консорциума при участии России и Евросоюза, что и позволило бы нашей стране как обеспечить модернизацию ГТС, так и сохранить за собой статус "транзитного государства".

И если бы правящая власть действительно думала об интересах страны, то она так бы и поступила.

Однако как показывает печальный опыт "оранжевого" правления нынешний режим Ющенко-Тимошенко озабочен только одним - возможностью "тырить" российский газ, чем эта "сладкая парочка" и занимается.

Вот только при такой вот "энергетической политике" ГТС Украины в дальнейшей перспективе превратится из "огромного национального богатства" в пустую трубу, которую придется разве что порезать на металлолом под аккомпанемент "оранжевых барабанщиков".

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме