15:31 30.11.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Янукович нашел отмазку: участие Украины в ЕЭП противоречит Конституции?
Президент Виктор Янукович допускает вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, однако после соблюдения соответствующих процедур, в частности, внесения изменений в Конституцию Украины.
Об этом он сообщил 26 ноября 2010 г. на совместной пресс-конференции с президентом России Дмитрием Медведевым в подмосковной резиденции "Горки".
"Мне задают вопрос, может ли Украина вступить в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана? Это возможно, но у нас есть процедуры, которые мы должны пройти в Украине. Например, изменения Конституции, которые возможны и их можно решить как в парламенте, так и на всеукраинском референдуме", - сказал он.
В то же время Д. Медведев заявил, что Россия хотела бы видеть Украину в составе Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), но это вопрос суверенного выбора Киева.
"Мы хотели бы видеть Украину в составе Таможенного союза и ЕЭП, мы видим в этом большой экономический смысл", - сказал он.
Вместе с тем, президент РФ отметил, что вопрос о том, в каких объединениях состоять – "это вопрос суверенного выбора любой свободной нации".
"Этот вопрос необходимо решать исходя из экономической целесообразности и юридической обоснованности", - подчеркнул Д. Медведев.
Он также отметил, что это же можно отнести и к вопросу вступления Украины в Евросоюз (по материалам "NEWSru.ua").
Последовательная непоследовательность,
или Политика "двойных стандартов" по-киевски
Как известно, в статусе кандидата в президенты В. Янукович заявил 29 января 2009 г. в эфире телеканала "Алекс" в Запорожье, что выступает за скорейшую интеграцию Украины с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Единого экономического пространства, вплоть до создания Таможенного союза.
"Мы обязательно вернемся к работе в едином экономическом пространстве... А учитывая, что они уже далеко продвинулись в этом направлении, даже создали таможенный союз, нам придется все это наверстывать", – сказал он.
Однако уже в статусе главы государства В. Янукович заявил 27 апреля 2010 г. на заседании Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге, что Украина не будет участвовать в Таможенном союзе.
"Украина сделала свой выбор в пользу вступления во Всемирную торговую организацию несколько лет назад. Украина интегрирована в ВТО и, безусловно, вхождение в Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана сегодня является невозможным", - заявил он.
На этот же раз В. Янукович не стал распространяться на тему "невозможности" участия Украины в Таможенном союзе с целью формирования ЕЭП под предлогом членства нашей страны в ВТО, заявив, что для этого нужны "изменения Конституции".
Тем самым, президент фактически воспроизвел собственный тезис, озвученный им в статусе главы правительства 21 сентября 2006 г. в Брюсселе во время своего второго премьерства.
"Я хотел бы, чтобы мы не путали создание таможенного союза с зоной свободной торговли. Я неоднократно отвечал на этот вопрос (вступление Украины в таможенный союз) в рамках ЕЭП: это противоречит украинской Конституции, и этого мы делать никогда не будем", - сказал он.
Вот только с момента подписания Соглашения о формировании ЕЭП и его последующей ратификации Верховной Радой никто из представителей украинских властей так и не объяснил, что именно в данном международном документе противоречит Конституции.
Напомним, что Соглашение о формировании ЕЭП подписали 19 сентября 2003 г. на саммите СНГ в Ялте президенты Украины Леонид Кучма, России Владимир Путин, Беларуси Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев.
"Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика" (статья 1 Соглашения).
Для реализации данного проекта экономической интеграции государства-участники закономерно предусмотрели создание наднационального органа с целью координации совместных усилий по формированию ЕЭП.
"Стороны учреждают единый регулирующий орган ЕЭП, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми Сторонами.В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов устанавливается на основе соглашения Сторон" (статья 4 Соглашения).
17 сентября 2003 г. Кабинет Министров В. Януковича "первого призыва" одобрил проекты Соглашения о создании ЕЭП и Концепции формирования ЕЭП с оговоркой.
Как сообщил журналистам пресс-секретарь премьера Тарас Аврахов, главная суть оговорки состоит в том, что Украина должна принимать участие в соглашении в той части его положений, реализация которых не противоречит Конституции и заключенным международным договорам.
"Формирование ЕЭП должно и будет осуществляться в формах и пределах, которые не препятствуют реализации курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию, и не будут препятствовать скорейшему вступлению Украины во Всемирную торговую организацию", - сказал он.
То есть, в период своего первого премьерства В. Янукович изначально пошел на одобрение данного документа с оглядкой на Запад, пообещав ему неизменность курса Киева на членство в Евросоюзе, НАТО и ВТО даже в условиях участия Украины в формировании ЕЭП.
20 апреля 2004 г. Верховная Рада ратифицировала данное Соглашение со следующей оговоркой: "Украина будет участвовать в формировании и функционировании Единого экономического пространства в пределах, соответствующих Конституции Украины".
В ответ народные депутаты, голосовавшие против такого решения, обратились в Конституционный Суд с требованием признать Закон Украины "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства" (включительно с Соглашением о формировании ЕЭП и Концепцией формирования ЕЭП) неконституционным.
В своем обращении в КС депутаты заявили, что данный закон с вышеупомянутой оговоркой является таким, что не отвечает Конституции.
По их мнению, это предостережение "не фиксирует с необходимой точностью позицию Украины, а, следовательно, дает возможность толковать его как согласие Украины принимать участие во всех этапах формирования Единого экономического пространства и его образованиях".
Они также указали, что положения Соглашения обусловливают передачу единому регулирующему органу части суверенитета Украины.
Как утверждается в обращении, в соответствии с Соглашением "единый регулирующий орган не только дополнять систему национальных органов государственной власти, но и, по сути, ставить их в подчиненное положение", поскольку "его решения обязательны для исполнения всеми сторонами".
В этой связи они отметили, что таким способом народ Украины лишили части суверенитета на своей территории, что противоречит положениям Конституции.
Но 1 марта 2005 г. КС вынес постановление об отказе в открытии конституционного производства по данному делу, указав, что суд может давать заключения о соответствии Конституции действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду для их последующего одобрения исключительно по обращению президента или правительства.
Таким образом, отклонив данное депутатское обращение по формальному признаку, КС так и не ответил на ключевой вопрос: противоречит ли вообще Конституции членство Украины в международных организациях, в рамках которых предусмотрено создание наднациональных органов?
Возьмем, например, Международный валютный фонд и Всемирную торговую организацию, куда вошла Украина, тем самым, делегировав часть своих суверенных полномочий этим наднациональным структурам, что ни разу не вызывало возмущения украинских властей.
МВФ. Высшим руководящим органом является Совет управляющих, который формируется по квотному принципу, исходя из размеров взносов в уставной капитал Фонда государств-участников, величина которых определяется уровнем экономического развития страны.
И хотя размер квот формально пересматривается каждые пять лет, с учетом изменения уровня экономического развития стран-участниц, однако это никак не влияет на их распределение в пользу ведущих экономически развитых стран мира во главе с США, что позволяет им использовать право вето при принятии важнейших решений в руководящем органе Фонда.
Государства-члены МВФ также обязаны систематически информировать Фонд о состоянии своей экономики, в то время как Фонд выделяет кредиты странам-участницам под гарантии выполнения ими конкретных обязательств, невыполнение которых позволяет Совету управляющих пересматривать условия предоставления кредита.
ВТО. Высшим руководящим органом является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов организации, которая проводится не менее одного раза каждые два года.
В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции возлагаются на Генеральный совет ВТО.
По общепринятому правилу, ВТО принимает решения путем консенсуса, однако при отсутствии консенсуса решение по рассматриваемому вопросу принимается голосованием.
На заседаниях Конференции министров и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос. Если Евросоюз использует свое право голоса, то он получит число голосов, равное числу государств-членов ЕС, которые являются членами ВТО.
При этом в подчинении Генерального совета находится специальная комиссия - Орган по проведению обзора торговой политики, призванная следить за выполнением странами-участницами своих обязательств в рамках ВТО.
Под руководством Генерального совета также действует целый ряд других комиссий, созданных на основании заключенных в рамках ВТО соглашений, главными из которых являются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, имеющие право на создание своих вспомогательных органов.
Одной из ключевых структур ВТО является Комиссия по урегулированию споров, решения которой должны выполняться странами-членами организации.
Можно также вспомнить, что 24 сентября 2010 г. Украина подписала протокол о вступлении в Европейское энергетическое сообщество.
Высшим руководящим органом Энергетического сообщества является Совет Министров, который определяет принципы общей политики, а также принимает процедурные акты, включающие делегирование конкретных заданий, полномочий и обязанностей для реализации политики объединения Постоянно действующей группе высокого уровня, Совету регуляторных органов и Секретариату.
В состав Совета Министров входят по одному представителю от каждой из Сторон и два представителя от Евросоюза.
Целью Энергетического сообщества является приведение законодательства стран-участниц в соответствие с нормативно-правовой базой Евросоюза. При этом в роли координатора этого процесса выступает Еврокомиссия.
Кроме того, на сегодняшний день Украина ведет переговоры о заключении Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающего создание зоны свободной торговли, в рамках которого также предусмотрено создание наднационального органа.
Как сообщает еженедельник "2000" (N38 (430) от 19-25 сентября 2008 г.) в материале "Ассоциация без кандидатства", "создание ассоциации с Евросоюзом требует наднационального органа, каким является Совет ассоциации",решения которого носят "обязательный" характер.
В качестве примера издание приводит нормы Соглашения об ассоциации между Тунисом и ЕС, в которых говорится: "Совет Ассоциации для достижения целей настоящего Соглашения обладает полномочиями принимать решения по вопросам, оговоренным в Соглашении. Решения являются обязывающими для сторон, которые примут необходимые меры для их имплементации".
"Аналогичные положения есть и в других договорах об ассоциации, которые заключались как с европейскими, так и с неевропейскими странами. Эти же договоры предусматривают, что если спор зайдет в тупик, то все решат мировые посредники. Ясно, что они скорее склонятся в поддержку ЕС как более влиятельной и нужной ему стороны. Такой совет по сути - это, конечно, мягкая форма ограничения суверенитета", - отмечает издание.
Наконец, можно вспомнить Закон Украины "Об основах внутренней и внешней политики" от 1 июля 2010 г., где в нормах статьи 11 закреплен стратегический курс на "обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для обретения членства в Европейском Союзе".
Вполне очевидно, что в рамках реализации этого курса Украина должна привести свое внутреннее законодательство в соответствие с законодательством стран-членов ЕС.
Как очевидно и то, что членство в ЕС повлечет за собой передачу Украиной значительной части своего суверенитета наднациональным органам Евросоюза – Европейскому совету, Совету Европейского союза, Европейской комиссии, Суду Европейского союза, Европейскому парламенту, Европейской счетной палате, Европейскому центральному банку.
Поэтому заявление В. Януковича о необходимости внесения изменений в Конституцию для участия Украины в Таможенном союзе и ЕЭП не выдерживает никакой критики, поскольку после ратификации Верховной Радой Соглашения о формировании ЕЭП оно стало неотъемлемойчастью внутреннего украинского законодательства.
"Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины" (статья 9 Конституции).
Более того, в Преамбуле Основного закона однозначно заявлено, что Конституция принята "руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, одобренным 1 декабря 1991 года всенародным голосованием".
В самом же Акте провозглашения независимости указано, что онбыл принят "осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины" от 16 июля 1990 г., в которой сказано, что "Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для заключения союзного договора".
Следовательно, Украина обязана не только участвовать в формировании ЕЭП, но и добиваться создания Союзного государства с Россией, Беларусью и другими республиками постсоветского пространства, за что и проголосовал наш народ 1 декабря 1991 г. на Всеукраинском референдуме.
Так что В. Януковичу нужно не выдумывать отмазки, а воплощать в жизнь результаты волеизъявления собственного народа, который, к тому же, никогда не давал права властям на реализацию прозападного курса.
P.S. Отметим, что единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза является Комиссия Таможенного союза.
Она была создана на основании Договора о Комиссии Таможенного союза, подписанного 6 октября 2007 г. президентами России, Беларуси и Казахстана в ходе заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Душанбе.
В ее состав входят: Игорь Шувалов - председатель Комиссии Таможенного союза - первый заместитель главы правительства Российской Федерации;
Андрей Кобяков - член Комиссии Таможенного союза - заместитель главы правительства Республики Беларусь;
Умирзак Шукеев - член Комиссии Таможенного союза - первый заместитель главы правительства Республики Казахстан.
Национальные парламенты Казахстана, Беларуси и России приняли законы "О ратификации Договора о Комиссии Таможенного союза" 3 июня 2008 г., 9 июля 2008 г. и 8 октября 2008 г. соответственно.
При этом никто из представителей высших законодательных органов государств-участников Таможенного союза не заявлял, что для создания единого регулирующего органа нужны "изменения Конституции".
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
26 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |