21:00 04.07.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Интервью с экономистом Центра Разумкова о G20: "Вопрос санкций в формате "двадцатки" уходит в тень"


 Владимир Сиденко рассказал "Сегодня" о повестке саммита G20, за что мировые лидеры будут ругать Трампа и почему украинским вопросом занимается G7

Уже в эту пятницу – 7 июля – в немецком Гамбурге стартует двухдневный 12-й саммит Большой двадцатки. Не будет преувеличением сказать, что после саммита G7 он станет самым богатым на политические новости и одновременно разбором полетов на высшем уровне. И все это касается американской политики и лично президента США Дональда Трампа. Европейские лидеры не скрывают своего недовольства по поводу отношения лидера Штатов к НАТО, а буквально на днях в своей статье для New York Times бывший председатель Европарламента Мартин Шульц написал, что "американцы избрали президента, который вряд ли проявляет уважение к ценностям США и трансатлантическому партнерству".

Кроме политических моментов саммит может обнажить и острые политические противоречия. По информации влиятельного немецкого издания Spiegel, непредсказуемый американский президент рискует превратить престижную встречу мировых лидеров в фиаско, которое угрожает превратиться в торговый конфликт США и ЕС. "Почти девять лет назад в разгар финансового кризиса 20 крупнейших мировых экономик договорились принять программы стимулирования экономик и вместе бороться с уклонением от уплаты налогов. Но теперь Администрация Трампа отказывается от многих соглашений, достигнутых "Большой двадцаткой", – говорится в статье Spiegel.

В официальном представлении приоритетов саммита G20 канцлер Германии Ангела Меркель пишет, что вопросы глобальной экономики и торговли станут центральной темой обсуждения мировых лидеров. В целом же в повестке дня три ключевых тематических блока: усиление устойчивости к действию экономических шоков (всемирной экономики, глобальной торговли, занятости, финансовых рынков и налоговой кооперации), улучшение устойчивого развития (климат и энергия, диджитализация, реализация повестки дня ООН до 2030 года, здравоохранение и расширение прав женщин) и наращивание ответственности (устранение причин вынужденной миграции, борьба с терроризмом, противодействие коррупции, партнерство с Африкой, обеспечение агропродовольственной безопасности). Именно партнерству с Африкой Германия, как председательствующая в G20 страна, будет уделять ключевое внимание. Ведь, как рассказал в интервью "Сегодня" бывший премьер Литвы Андрюс Кубилюс, официальный Берлин разработал План Маршалла для Африки.

Готовили повестку дня саммита клуба "двадцати" тысячи, если не сказать, десятки тысяч экспертов из разных стран мира. За последние полгода в Берлине прошло семь экспертных форумов по темам, которые и вошли в повестку дня саммита G20. На одном из таких форумов 29-30 мая в Берлине, где присутствовали более 900 экспертов и аналитиков более чем из 100 стран мира, обсуждались вопросы миграции, климата, кибербезопасности, торговли и инвестиций. По словам научного консультанта по экономическим вопросам Центра Разумкова Владимира Сиденко, который представлял на этом форуме Украину, в центре внимания мировых экспертов были вопросы климата и в этом контексте – последствия выхода США из Парижского климатического соглашения, мировой экономики и глобальной торговли, а также новых технологий и высокотехнологических бизнесов. А вот об Украине и российской агрессии вспоминали мало.

В интервью "Сегодня" Владимир Сиденко рассказал, почему российскую агрессию против Украины больше обсуждает "Большая семерка", почему нам нужно принимать меры, уменьшающие выбросы CO2, и что делать, чтобы не оказаться на периферии мировой экономики.

- Расскажите, что обсуждалось на экспертном форуме 29-30 июля в Берлине? Все ли рекомендации экспертов вошли в повестку дня саммита G20?

- На последнем заседании T20 (Think20 Dialogue Forum – Авт.), которое состоялось 29-30 мая в Берлине, участвовало около тысячи человек из примерно сотни стран мира. Я был единственным, как я понимаю, участником из Украины. Саммит Т20, равно как и саммиты других негосударственных участников, аффилированные с G20 (представителей бизнеса гражданского общества, профсоюзов, женщин, молодежи), готовят рекомендации для "Двадцатки" на высшем уровне. Такой сводный документ Т20 "20 Solution Proposals for the G20" ("20 предложений по решениям для G20" – Авт.) – общие рекомендации саммита, которые были вручены главе аппарата канцлера Германии и министру по особым поручениям Петеру Альтмайеру. Да и четверо выступающих на конференции представителей правительства Германии свидетельствуют о том, что она патронировалась канцлером. То есть, все результаты исследования были использованы штабом по подготовке G20. Я не говорю, что повестка дня саммита G20 будет совпадать с выводами этого документа. Но между ними существует большая степень соответствия. И эти пять приоритетных направлений, которые обозначены Т20, скорее всего, и будут основой для дискуссий: диджитализация – внедрение цифровых технологий...

- И здесь, наверное,  будут подниматься вопросы кибербезопасности?

- Естественно. Диджитализацию нельзя внедрять при отсутствии гарантий безопасности, чтобы не было таких вещей, которые произошли на днях в Украине и других странах мира. Второй вопрос – это построение стабильной и устойчивой к шокам глобальной экономики. Причем особый акцент уделяется связи экономических и социальных изменений – экономика во многих странах перестала работать на повышение благосостояния граждан.

- То есть, сейчас она работает на крупные корпорации?

- Получается, что она больше работает на могущественные наиболее обеспеченные круги.

Третий вопрос, который будет подниматься на G20, – климатическая политика и ее финансирование.

- Лидеры сосредоточатся на выходе США из Парижского климатического соглашения...

- Да, это ключевой вопрос, и я думаю, там будут большие споры.

Четвертый вопрос – борьба с голодом, уменьшение неравенства, которое углубляется, и управление процессами вынужденной миграции.

И пятый вопрос – повестка дня до 2030 – универсальный документ, направленный на обеспечение процветания всех стран, а не избранных. По прогнозам экономистов, до 2030 года будут происходить фундаментальные технологические изменения в мире, которые будут стремительно создавать новые производства, одновременно уничтожая старые рабочие места. И страны, которые не впишутся в эти процессы, рискуют остаться на периферии не только экономического, но и социального развития.

- Давайте детально остановимся на вопросах экономики. Наверняка, в Берлине в конце мая, и в Гамбурге вначале июля будет обсуждаться вопрос санкций?

- Я, наверное, вас немного разочарую, тематика санкций буквально спорадически возникала пару раз и не была в центре внимания. Нужно учесть, что формат "двадцатки" немного отличается от формата "семерки". Если на "семерке" вопрос санкций в последние годы постоянно звучит, то в формате "двадцатки" он уходит в тень. Многие развивающиеся страны не проявляют к нему достаточного интереса. Более того, среди них немало стран, которые с Россией в партнерских отношениях.

- Просто у нас любят говорить, что именно немецкий бизнес жалуется, просит отменить санкции, чтобы вернуться к business as usual.

- И этого тоже не звучало, они как бы обходят этот вопрос стороной – здесь нельзя достичь консенсуса. Поэтому такие вопросы отдают "семерке", вот вы, пожалуйста, и решайте.

- Но критиковать США за выход из Парижского климатического соглашения точно будут.

- В шагах, которые сделал Трамп в этом вопросе, не было никакой необходимости. Парижское соглашение очень гибкое и не навязывает никаких обязательных требований. Каждая страна вольна выбирать свой формат и объем обязательств. Мне кажется, что здесь (у США – Авт.) было более политико-пропагандистское решение, чем прагматический и обоснованный подход. Более 90% опубликованных за последние годы работ показывают усиление антропогенного влияния на атмосферу. Многочисленные исследования американских ученых показывают, что выбросы CO2 в атмосферу достигли беспрецедентных масштабов не просто за все время наблюдений, а за все время оценки за многие тысячелетия. Во время заседания группы T20 по этому вопросу почти не было серьезных споров. Более того, очень серьезные люди, а это и Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, которого часто цитируют, и бывший главный экономист ЕБРР Николас Стерн, говорят о том, что странам необходимо повышать налоги на выбросы CO2. Для Украины это большой вызов. Нам придется не просто в разы, а в десятки раз повышать налоги на углеродсодержащие выбросы, чтобы вписаться в рекомендованные глобальные рамки в этой сфере.

- Но по разным оценкам выбросы Украины и так на порядок ниже европейских, зачем нам тогда повышать налоги?

- Они действительно ниже, но украинский ВВП заметно ниже уровня даже 90-х. И гордиться этим не нужно, нужно развиваться. А если мы будем развиваться в старой системе координат, уровень выбросов вырастет в разы. Поэтому мы должны развиваться на основе новых технологий, которые позволят сократить даже сегодняшние выбросы примерно на 35%. А это, прежде всего, меры по энергоэффективности, использование новых источников энергии, которые не связаны с выбросами CO2 (доля всех альтернативних источников энергии (энергия солнца,  ветра и биомассы) в структуре производства электроэнергии в Украине за 5 мес. 2017 г. – 1,1%, это никуда не годится), возобновляемых и безуглеродных источников энергии.

- Не считаете ли Вы, что на саммите G20 Трамп может предложить альтернативное Парижскому климатическое соглашение?

- Предлагать можно все что угодно, но я не думаю, что он встретит поддержку среди европейских стран, которые в этом вопросе выступают единым фронтом. Более того, и Китай против, поэтому он сегодня очень интенсивно развивает альтернативную энергетику. По тем дискуссиям, которые были в Берлине, где США представляли четыре Нобелевских лауреата, видно, что против решения Трампа выступают и в самих Штатах. Нельзя строить политику в угоду какой-то узкой группе энергетических компаний, которые заинтересованы в снижении своих издержек.

- Уже были заявления, что на G20 Трамп намерен обсудить начало поставок американского сжиженного газа в Европу для снижения зависимости от российских энергоносителей.

- Сегодня у Администрации США на первом месте бизнес-интересы: увеличение своего присутствия на рынках ЕС и создание рабочих мест в США, снижение долговой нагрузки за счет роста экспорта и т.д.

Но у Европы на этот счет своя, несколько отличная позиция. Они, видимо, не против снижения зависимости от российских поставок. Но они не будут складывать все яйца в одну корзину. Поэтому я не думаю, что европейцы заменят одного монополиста ("Газпром") другим.

Ну и вопрос цены: "Газпром" в последнее время ведет политику снижения цен, поэтому вопрос: будут ли поставки сжиженного газа из-за океана экономически выгодными.

- В последнее время много говорят о Плане Маршалла для Украины. В интервью "Сегодня" экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс говорил, что их "Новый европейский план для Украины" уже поддержал Конгресс Европейской народной партии. Также план представили в высоких кабинетах Брюсселя и Берлина. Что вы слышали, на саммите T20 обсуждали какой-то план экономической поддержки Украины?

- Проблематика восточной Европы обсуждалась через призму глобальных проблем безопасности. На локальных вопросах внимание не концентрировали. Речь идет о том, что менее развитые страны, Украина в том числе, требуют значительных финансовых ресурсов. Имплементация того же Соглашения об ассоциации требует миллиардов в валюте. Но для этого не обязательно прибегать к новым масштабным внешним вливаниям. По оценкам банковских ассоциаций, у нас около 100 млрд долларов вращается вне банковской системы, которые могут быть обращены на внутренние инвестиции. Но для этого государство должно создать благоприятный инвестиционный климат. Без этого условия ничего не получится, даже с "Планом Маршалла для Украины". 

- "Сегодня", ссылаясь на отчет Центра Разумкова уже писал, что уже в следующем году без притока иностранных инвестиций Украина может оказаться на пороге дефолта.

- Тематика дефолта возникает периодически. Что под ней кроется в данном случае? Начиная с осени 2017 года идет тренд на увеличение объемов внешних выплат. Но источник этих выплат пока не совсем ясен. Любые кредиты работают, когда внутри экономики что-то создается, что служит источником их погашения. Пока мы живем за счет рефинансирования новыми кредитами старых. Даже широко разрекламированная реструктуризация негосударственных внешних долгов – это все равно отсрочка долга. Но мы должны использовать кредитные средства эффективно, чтобы возникли конкурентоспособные отрасли, способные за счет своих поставок на внешние рынки дорогостоящих продуктов создать базу для заработка страной валюты. Иначе действительно возникнет период, когда мы не сможем обслуживать внешние долги. Потому что любой процесс заимствования, если нет источников погашения, создает заколдованный круг, и наступает момент, когда страна уже не может дальше платить. Но для нас это не только вопрос финансового дефолта, но и дефолта всего политического курса. Мы не сможем в таком случае финансировать выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС. И в нашем противостоянии с Российской Федерацией это тоже немаловажный фактор. Поэтому вопрос инвестирования в новые технологические сферы – не только в технику, но и в соответствующие системы управления процессами, – ключевой момент для политики развития страны и ее безопасности.

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме