15:04 18.02.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Градоразрушительная реформа": власть повторно пролоббировала интересы застройщиков


 

17 февраля 2011 г. Верховная Рада приняла в целом Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" N7418 с поправками президента Виктора Януковича.

За принятие законопроекта проголосовали 269 народных депутатов из 420 зарегистрировавшихся в зале.

При этом: Партия регионов – 176, БЮТ-Батьківщина – 3, НУ-НС – 14, КПУ – 25, Народная партия – 20, внефракционные – 12, группа "Реформы ради будущего" - 19.

Парламент, в частности, поддержал предложение главы государства, касающееся общественных слушаний при планировании и застройке территорий. Возвращая закон в парламент, президент обратил внимание на то, что он нарушает права граждан в плане обсуждения перспектив застройки территорий, а также отменяет ряд обязательных экспертиз, таких как экологическая и другие.

В связи с этим, в частности, президент предложил расширить возможность для участия граждан в общественных слушаниях относительно застройки территорий, а также дополнить заключительные положения закона положением о том, что Кабинет Министров должен разработать законопроект об ответственности за негативные последствия, которые стали результатом нарушения строительных норм и стандартов.

Помимо этого Кабинет Министров должен определить порядок проведения общественных слушаний.

Таким образом, на общественные слушания выносятся разработанные в установленном порядке градостроительной документации на местном уровне генеральные планы населенных пунктов, планы зонирования территорий, детальные планы территорий.

В то же время, представители общественных организаций, ознакомившись с вето президента, заявили, что оно не решает проблем, которые могут возникнуть после вступления закона в силу. Это касается и вопроса общественных слушаний, и вопроса экспертиз.

В частности, представители общественных организаций обратили внимание на то, что даже если впоследствии будет предусмотрена ответственность застройщиков за нарушения, допущенные в ходе строительства, последствия этих нарушений могут быть необратимыми, например, разрушение исторического или археологического памятника.

Кроме того, депутаты не учли замечания Главного научно-экспертного управления ВР относительно порядка формирования и полномочий согласительной комиссии, которая должна создаваться для рассмотрения спорных вопросов, возникающих в процессе общественных слушаний.

Как сказано в предложениях президента к статье 21 закона, "В случае несостоятельности согласительной комиссии урегулировать спорные вопросы между сторонами окончательное решение принимает соответствующий орган местного самоуправления".

В этой связи в своем заключении эксперты Верховной Рады предложили "обратить внимание на нечеткость предписаний относительно порядка формирования согласительной комиссии (в частности, из предложенного текста невозможно выяснить, кем она формируется), а также уязвимость, с юридической точки зрения, предложенного механизма решения ею спорных вопросов. Говорится, что указанная комиссия не является органом публичной власти, и ее решения не подкреплены принудительной силой государства. Обязанности же органов местного самоуправления рассматривать и учитывать эти решения не предвидится".

"По мнению Главного управления, упомянутые обстоятельства целесообразно учесть при принятии Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" в новой редакции с учетом предложений президента Украины", - указывается в заключении (по материалам сайта Верховной Рады, "УРА-Информ", "ForUm").

"Те же яйца, только сбоку"

как смысл поправок на языке знатного златоуста Ющенко

 

Напомним, что принимая в целом 13 января 2011 г. данный правительственный законопроект, названный его главным разработчиком вице-премьером Сергеем Тигипко "строительной реформой", депутаты не учли замечания Главного юридического управления Верховной Рады относительно общественных слушаний.

В них отмечалось, что по нормам действующего законодательства общественному обсуждению подлежат согласованные в установленном законодательством порядке проекты схем, планирование территорий административно-территориальных единиц, их отдельных частей; генеральных планов населенных пунктов; детальных планов территорий; проектов застройки территорий; градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства.

В то же время, согласно статье 21 закона общественному обсуждению подлежат разработанные и согласованные проекты генеральных планов населенных пунктов.

В этой связи Главное юридическое управление ВР констатировало, что "поданным законопроектом могут быть сужены содержание и объем существующих прав физических лиц, в том числе предусмотренных статьей 50 Конституции Украины, что не допускается частью 3 статьи 22 Конституции Украины".

Тем не менее, правящее парламентское большинство Партии регионов, Компартии и Народной партии приняло законопроект в окончательной редакции, фактически сведя на нет процедуру общественных слушаний.

Но, несмотря на то, что 3 февраля 2011 г. президент наложил на него вето, справедливо указав, что он нарушает права граждан, однако внесенные главой государства на рассмотрения парламента поправки к закону на самом деле ничего не изменили в этом вопросе.

Так, предыдущий закон предусматривал, что застройщики могут договориться с чиновниками о получении разрешения на строительство в "жирных" местах, после чего они совместно просто поставят общественность перед уже свершившимся фактом.

Нынешний же закон формально предусматривает, что для решения спорных вопросов должна быть создана согласительная комиссия, в состав которой войдут представители общественности.

Вот только решения данной комиссии "не подкреплены принудительной силой государства",поскольку "обязанности органов местного самоуправления рассматривать и учитывать эти решения не предвидится",на что указали в Главном научно-экспертном управлении ВР.

И хотя правительству поручено определить порядок проведения общественных слушаний, однако Кабмин наделен полномочиями принимать подзаконные нормативные акты, которые основаны на законе и не противоречат ему.

А в принятом законе сказано, что если согласительной комиссии не удастся урегулировать спорные вопросы между сторонами, то "окончательное решение принимает соответствующий орган местного самоуправления".

Кроме того, даже если Кабмин разработает и проведет через Верховную Раду законопроект об ответственности за негативные последствия, ставшие результатом нарушения строительных норм и стандартов, то на тот момент "последствия этих нарушений могут быть необратимыми", на что указали представители общественных организаций.

Таким образом, несмотря на некие "косметические" поправки президента, смысл "строительной реформы",которую СМИ уже окрестили "градоразрушительной реформой", остался неизменным: застройщики по согласованию с чиновниками будут рыть котлованы там, где им взбредет в голову, наплевав на мнение общественности.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме