20:30 05.12.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Горькая правда Виктора Полищука

05/12/2012

"Без преодоления украинского национализма над народом Украины будет висеть угроза вырождения".

Эти слова принадлежат Виктору Варфоломеевичу Полищуку (1925-2008), канадскому историку и политологу польско-украинского происхождения, всю жизнь посвятившему изучению феномена украинского национализма.

По словам В. В. Полищука, история и генезис украинской национальной идеи заинтересовали его после эмиграции в Канаду, где ему предложили редактировать издание сторонников ОУН Андрея Мельника "Новий шлях". Там и наткнулся будущий обличитель украинской националистической идеи на подшивку довоенной националистической литературы, со страниц которой на него пахнуло разнузданной ненавистью к русским, полякам, евреям (1).

По твёрдому убеждению В. Полищука, украинский национализм – это разновидность фашизма, и окончательную идеологическую огранку ему придали популярные в межвоенной Европе экстремистские идеи. После поражения Западно-Украинской Народной Республики в войне с Польшей не смирившиеся с поражением офицеры Украинской Галицкой Армии массово эмигрировали на Запад, прежде всего в Германию, где "коричневые" настроения охватывали всё более широкие слои населения после оглушительного поражения в Первой мировой войне и унижений Версальского мирного договора. Озлоблённые и разочарованные галичане испытывали те же психологические комплексы, что и немцы кайзеровской Германии. Их "союз сердец" был предопределён.

Уже тогда многие европейские государства смотрели на "коричневеющее" украинское движение с удивительным благодушием. То, что так поступала Германия, было понятно, но куда менее изучена история отношений украинских националистов с властями Чехословакии, у которых сложились традиционно плохие отношения с Польшей. Дело в том, что Варшава стремилась к обретению общей границы с католической Венгрией, с которой поляков связывали традиции прочного политико-культурного родства (по примеру русско-сербских отношений). Этому мешала Чехословакия, отделявшая Польшу от Венгрии. Исчезновение Чехословакии было в интересах Польши. Понимали это и в Праге, и потому поддерживали украинский национализм, как обоюдоострое оружие, направленное и против Польши, и против России.

Тогда в чехословацкой прессе не редкостью были подобные высказывания: "Русский народ - это низшая полутатарская раса, неспособная к высшей культуре" (2). При Масарике в Чехословакии издавались журналы и книги русофобской направленности, авторами которых выступали бежавшие в Чехословакию галичане. Школам в Карпатской Руси было приказано закупать эти "шедевры" и укомплектовывать ими свои библиотеки, а карпато-русские деятели, заподозренные в русофильстве, арестовывались. О роли Праги в генезисе украинского шовинизма упоминал и В. Полищук.

Многие из его высказываний вообще не укладываются в прокрустово ложе официальной польской историографии. Польская политика касательно украинского национализма заключена вся в формуле "любить нельзя убить", где каждый раз запятая ставилась в разных местах. Польша то пыталась укрепить украинское националистическое движение, то хваталась за его искоренение. Участник обороны Львова в 1918 году полковник Чеслав Мончинский писал следующее: "Здесь, на месте называясь и нами называемый русинами, народ этот вначале считал себя – в умах своих поводырей -  обломком русских. Из-за связей с москалями обломок этот превращался во всё более небезопасное дело, поэтому при серьёзной помощи некоторых польских движений принялись создавать и поддерживать тех, кто доказывал отдельность  этого народа,  а не считал себя, как сначала, обломком великороссов. Долгое время их ещё называли рускими (с одним "с") или русинами. Но в конце ХІХ в. неожиданно этот народ обнаружил своё имя, которое не знала история этой земли. Имя это – Украина и украинцы, имело польскую этимологию" (3).

В 1940-х поляки на себе испытали благодарность своего "дитяти", когда украинские националисты учинили Волынскую резню и совершили множество террористических актов. Но уже в 1960-х в среде зарубежной польской диаспоры, негласным лидером которой был небезызвестный Ежи Гедройц (политолог, публицист, редактор польского эмигрантского журнала "Культура"), набирала популярность идея очередного польско-украинского боевого союза против России и русских.

Е. Гедройц (1906-2000) со товарищи призвал поляков навсегда оставить попытки вернуть Западную Украину, Западную Белоруссию и Литву в состав Польши и вместо этого способствовать появлению независимых Украины, Белоруссии и Литвы как ведомых Польшей буферных государств на польско-российском пограничье. Это было обновлённое издание польского мессианизма, адаптированное к текущим реалиям.

Имя Е. Гедройца пользуется в сегодняшней Польше небывалым почётом, на страницах самой известной польской газеты "Речь Посполитая" его восхваляет президент Польши Бронислав Коморовский, ему поклоняются украинские самостийники и российские либералы. Но В. Полищук обвиняет этого милого старичка в пестовании украинского фашизма.

К слову, демократ и враг тоталитаризма Е. Гедройц отказался опубликовать обличающую украинский национализм статью В. Полищука "Фальсификация новейшей истории Украины". Вместо неё он публиковал материалы, оправдывающие злодеяния ОУН – УПА, призывы к польско-украинской дружбе и совместного союза для демократизации России. Эти призывы В. Полищук охарактеризовал, как "польско-бандеровское единение" (4).

Е. Гедройц лично встречался с основоположником интегрального украинского национализма Дмитрием Донцовым, инициатором формирования дивизии СС "Галичина" В. Кубийовичем, знакомство с которыми очень ценил. Е. Гедройц обходил неуклюжим молчанием роль этих отщепенцев в планах Абвера на территории СССР и Польши, лицемерно сокрушаясь, что главная проблема польской истории – это опутавшая её паутина лжи. Между прочим, журнал "Культура" выходит до сих пор, теперь и в русскоязычной версии.

С приходом ультранационалистической партии "Свобода" в большую политику тезисы В. Полищука о преступной природе украинского национализма вновь обращают на себя внимание. Восхищаясь кровавыми злодеяниями Шухевича, Коновальца и Бандеры,  пропагандируя злобно-желчные теории Д. Донцова, О. Тягнибок и его последователи в полной мере демонстрируют нам истинное лицо украинствующей идеи.

Как справедливо отмечал В. Полищук, украинский национализм – это тоталитарное движение (Уважаемые правозащитники, ау! Где вы?) и антихристианская  расистская идеология, где в кучу собраны принципы социального дарвинизма, фашизма и волюнтаризма.

Раса приравнивается к виду, примеры межвидовой борьбы в животной природе проецируются на человеческое общество. Как в природе грызут друг друга волки, гиены или шакалы, так же и народы должны безжалостно грызть друг друга. Полоумные заявления украинских националистов начала ХХ века о намерении расширить границы Украины до Кракова на западе и до Каспия на востоке суть проявления желания перманентной войны по всем азимутам.

Но и сегодня, как и 100 лет назад, Западная Европа благоволит украинскому национализму, теперь уже в лице его нового фюрера О. Тягнибока и его сторонников. Брюссель и Вашингтон могут не пустить в ЕС или США белорусских госчиновников, но эмиссары О. Тягнибока и он сам спокойно разъезжают по "ниццам да по заграницам". Ведь "свободовцы", как и западные политики, грозят москалям, выступают за новую Европу.

В интервью влиятельному киевскому журналу "Корреспондент" на прямой вопрос, "кого первыми резать будете - евреев или москалей?" Тягнибок засмеялся и выдал развернутый ответ, из которого следовало, что первыми под бандеровский нож все-таки пойдут коммунисты и московские агенты. Конкретно фраза в исполнении Тягнибока выглядела так: "Это те две категории, которые первыми попадут под (пауза, смеется) справедливость" (5).

"Украинский народ как никто другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами новой Европы", - писал Гитлеру 6 июля 1941 года глава ОУН Андрей Мельник. На дворе год 2012, но складывается впечатление, что история поворачивает вспять.

Владислав ГУЛЕВИЧ

 

Источник:

1) Безпалько Б. "Без преодоления украинского национализма над народом Украины будет висеть угроза вырождения" (Интервью Виктора Варфоломеевича Полищука)

2) Геровский А. "Мы и чехи"

3) "Powstawanie narodowości ukraińskiej wg płk. Czesława Mączyńskiego" Kresy.pl 23.01.2012

4) W. Poliszczuk "Kultura" paryska, jako zrodlo zaklamania prawdy historycznej o zbrodniach OUN Bandery // http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=434734656582826&id=100001388857120

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме