23:00 02.07.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Гонка за "евроморковкой": украинцы не ощущают визового "покращення"
1 июля 2013 г. вступила в действие упрощенная система передвижения между Украиной и Евросоюзом, однако, как заявили работники визовых центров, никакого упрощения у них нет.
Об этом говорится в сюжете программы ТСН на телеканале "1+1" под названием "В визовых центрах в Киеве игнорируют упрощение визового режима с ЕС".
Как напоминается в сюжете, в соответствии с действующим соглашением между Украиной и ЕС, получить шенгенскую визу должно стать легче для многих украинцев.
Так, по упрощенному режиму "Шенген" могут получить водители международных автобусных сообщений и дальнобойщики, журналисты, близкие родственников граждан стран ЕС, а также украинцы, которые едут в Западную Европу лечиться.
Однако ТСН обнаружила, что на практике такая новация не работает.
"По привычному режиму", - так говорят все, кто подавал документы на "Шенген". "Мы видели эту информацию в интернете, но мы не почувствовали", - отметили просители виз.
Мало того - сами работники визовых центров Нидерландов, Франции, Испании и Германии не на камеру сообщили ТСН, что никакого упрощения у них нет.
В то же время в представительстве Евросоюза на Украине заверили, что соглашение на самом деле действует. Однако визовые центры лишь принимают и оформляют документы. А вот вопрос, предоставлять визу по упрощенному режиму, или нет, решает уже непосредственно само консульство.
Когда же новые веяния таки дойдут до визовых центров, и почему этого не произошло вовремя - остается вопросом, заключают авторы сюжета.
Тем самым СМИ подтвердили то, что изначально было очевидно в истории взаимоотношений Киева и Брюсселя в области визовой политики: добившись в 2005 г. от Украины отмены виз для всех без исключения европейских граждан, Евросоюз отказывается идти на зеркальные шаги в отношении украинских граждан в целом.
Вместо этого европейские чиновники ограничиваются введением "упрощенного визового режима" лишьдля некоторых "избранных" категорий наших соотечественников, чтобы посредством такого рода "подачек" завуалировать факт существования "визового занавеса" между Украиной и Евросоюзом.
В свое время такая политика вызывала возмущение даже у "оранжевого" президента Виктора Ющенко и представителей его канцелярии, в период правления которых наша страна в одностороннем порядке и отменила визы для "старших европейских братьев", получив взамен Соглашение между Украиной и Европейским союзом об упрощении оформления виз.
Соответствующий договор был подписан сторонами 18 июня 2007 г. и ратифицирован Верховной Радой 15 января 2009 г.
Однако это соглашениепрактически ничего не дало украинским гражданам, в результате чего в президентской канцелярии призадумались о возобновлении визового режима с ЕС.
Так, 26 марта 2009 г. глава Секретариата президента Виктор Балога заявил, что Европа так и не ослабила визовый режим для Украины, что побуждает Киев к активным действиям по защите интересов украинских граждан.
В. Балога напомнил, что еще в 2005 г. по инициативе В. Ющенко в одностороннем порядке был установлен безвизовый режим въезда на Украину для граждан государств-членов ЕС и ряда ведущих стран Европы. С тех пор лишь из государств ЕС поток иностранцев вырос вдвое. В то же время введение Киевом очень либеральных правил пересечения границы не вызывало адекватного встречного движения со стороны Европы.
После расширения Шенгенской зоны значительно усложнились условия для поездок украинцев в страны ЕС. В первую очередь, это касается тех соседних государств ЕС, с которыми у Украины традиционно сложился очень мягкий визовый режим. В результате разных ограничений и проблем вдвое сократилось число наших соотечественников, которые выезжают в страны Евросоюза.
По его словам, внимательный анализ выполнения соглашения об упрощении выдачи виз свидетельствует, что в настоящее время она не обеспечивает свободное передвижение граждан Украины по Европе. В частности, получить визу для поездки в "новые" государства Шенгенской зоны еще сложнее, чем в "старых", из-за дополнительных условий и бюрократических процедур. Каждый четвертый украинец, который подал документы для въезда в "старую" страну Шенгенской зоны, вынужден платить разного рода посредникам дополнительные деньги за визу.
Таким образом, расходы на визовые процедуры почти вдвое больше предельных 35 евро, которые зафиксированы в соглашении. Многоразовые визы по большей части выдают на 1-3 месяца, и только каждая десятая - сроком на полгода и больше. Существенно не уменьшены количества документов, которые должен подавать заявитель в консульства, и длительность их рассмотрения.
В. Балога выразил предположение о возможности пересмотра Украиной визового режима из ЕС, исходя из принципа взаимности.
По его убеждению, несколько десятков миллионов гривен выручки от пребывания в стране туристов из Европы не могут быть хотя бы минимальной компенсацией за огромные неудобства, которые чувствуют украинцы при выезде к европейским государствам.
"Украине стоит подумать над тем, каким является коэффициент полезного действия упрощенного визового режима для интересов нашего государства, для интересов украинцев. В настоящий момент на выполнение президентского указа соответствующие государственные органы разрабатывают свои предложения. Одна из них - возвращение к выдаче виз гражданам стран ЕС, которые будут получать их в пунктах пропуска через государственную границу. При этом нужно четко понимать: идет речь не о ревизии курса Украины на интеграцию в Европу, а о защите своих интересов. Таким действиями Киев рассчитывает побуждать правительства европейских государств к реальным, а не декларативным шагам нам навстречу", - отметил В. Балога.
2 апреля 2013 г. газета "Коммерсант-Украина" сообщила, что Секретариат президента разработал три сценария ужесточения режима въезда на Украину.
"Простейший и самый безболезненный путь – сократить период безвизового пребывания на территории Украины с 90 до 30 дней. Второй вариант – введение сбора при пересечении границы, так называемых "марок". И третий вариант – полноценное возобновление визового режима. Конечно, нужно соблюсти принцип симметрии. Если для ряда категорий украинцев Евросоюз дает бесплатные визы, то мы должны ввести льготы для аналогичных категорий европейцев", – рассказал газете источник в Секретариате президента.
6 апреля 2013 г. заместитель главы Секретариата президента, представитель президента в Верховной Раде Игорь Попов заявил, что Киев может рассмотреть вопрос о целесообразности введения визового режима для европейских граждан, поскольку на Украину хлынул поток "сволочей", "педофилов" и "маньяков" из ЕС.
"От введения виз Украина выигрывает. Во-первых, не будет лезть всякая сволочь, в настоящий момент они заходят без виз, каждый месяц какого-то педофила отлавливаем или какого-то маньяка, и потом ловим по всей Украине, потому что он зашел без визы, нет на него данных. Правоохранительные органы жалуются – это главный фактор", - сказал он.
"Показал паспорт – еще не знаем, кто. Вот он первый раз появляется у пограничника, паспорт провели, 10 секунд, он пошел. А затем по базе данных выходит вдогонку: а его не нужно было пускать. Где ты его найдешь теперь? Когда он оформляет визу, он пишет, куда он едет. Ему дается неделя, он ожидает, пока ему визу поставят. А второе выигрываем – это подтолкнет европейцев отменять визы нам", - подчеркнул И. Попов.
Как отметил представитель президентской канцелярии, это может случиться даже до запланированного на 7 мая 2009 г. в Праге учредительного саммита программы ЕС "Восточное партнерство" при участии Украины, Молдовы, Беларуси, Армении, Азербайджана и Грузии.
Однако В. Ющенко не только не решился отменять безвизовый режим для граждан ЕС до Пражского саммита, но и персонально отправился на это мероприятие, где подписал итоговую декларацию, согласно которой Брюссель рассматривает отмену виз для Киева в качестве эфемерной "долгосрочной цели" и не более того.
Как отмечается в документе, такой шаг "будет способствовать мобильности граждан стран-партнеров через соглашения об упрощении визового режима и реадмиссию".
В этой связи "ЕС в рамках Глобального подхода к миграции также осуществит важные шаги до полной либерализации визового режима как долгосрочной цели для отдельных стран-партнеров".
Другими словами, "оранжевой" власти, добивавшейся полной отмены виз для граждан Украины, приказано было довольствоваться действующим Соглашением об упрощении оформления виз, "коэффициент полезного действия" которого был признан Секретариатом президента фактически нулевым, в надежде на последующую полную отмену виз в долгосрочной перспективе со сроком наступления "когда рак на горе свиснет".
Аналогичная ситуация повторяется и при "бело-синей" власти, подписавшей 23 июля 2012 г. Соглашение о внесении изменений в Соглашение об упрощении оформления виз, ратифицированное Верховной Радой 22 марта 2013 г. и вступившее в силу 1 июля 2013 г., которой также приказано довольствоваться "покращенням" визового режима только для "избранных".
Таким образом, обещанный Брюсселем безвизовый режим по-прежнему остается недосягаемой "евроморковкой" для Киева, что обусловлено нежеланием нынешних властей, как и "попередников", выстраивать отношения с ЕС на паритетных принципах с целью защиты интересов всех украинских граждан, а не отдельных категорий.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |