20:32 07.09.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Год минскому мирному процессу: итоги и перспективы
В протоколе из 12 пунктов говорилось о необходимости обеспечить двустороннее прекращение применения оружия и освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц
МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Ровно год исполняется с того дня, как в Минске был подписан документ, заложивший основу длительного и сложного процесса по урегулированию конфликта на Украине. На заседании контактной группы в Минске 5 сентября 2014 года был подписан протокол о немедленном (с 18:00 того же дня) прекращении огня и принят план мирного урегулирования из 12 пунктов.
Положения этого документа впоследствии получили развитие в минском меморандуме от 19 сентября, а потом расширены и детализированы в комплексе мер по урегулированию украинского кризиса от 12 февраля уже 2015 года. Одобренный главами "нормандской четверки" февральский мирный план, в свою очередь, получил поддержку СБ ООН, став обязательным для выполнения международно-правовым документом, в рамках которого с тех пор осуществляются все шаги по преодолению украинского кризиса.
Двенадцать пунктов
Инициатором начавшихся в сентябре 2014 года мирных переговоров фактически стала Москва.
За два дня до встречи в Минске президент РФ Владимир Путин предложил свой план урегулирования кризиса на Украине.
Этот план предполагал прекращение наступления всеми вооруженными формированиями на юго-востоке Украины, отведение всех силовых структур на безопасное расстояние от населенных пунктов, международный контроль за соблюдением прекращения огня, отказ от применения военной авиации против мирных граждан, обмен пленными по схеме "всех на всех", а также открытие гуманитарных коридоров и направление в регион ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.
На этих предложениях в значительной мере и основывался документ, подписанный по итогам заседания контактной группы 5 сентября.
В протоколе из 12 пунктов говорилось о необходимости обеспечить "незамедлительное двустороннее прекращение применения оружия", мониторинг этого процесса со стороны ОБСЕ, а также "безотлагательное освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц".
В соглашении было заложено требование "продолжить инклюзивный общенациональный диалог", "провести децентрализацию власти, в т.ч. путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"(закон об особом статусе)", "обеспечить проведение в соответствии с ним досрочных местных выборов", а также принять закон об амнистии.
Документ предусматривал, кроме того, восстановление экономики Донбасса, мониторинг ОБСЕ на украинско-российской границе, "вывод незаконных вооруженных формирований".
Хрупкий мир
Уже вечером 5 сентября президент Украины Петр Порошенко отдал приказ о прекращении огня. О приостановке боевых действий в тот же день заявили и представители ополчения.
Тогда же, в сентябре, состоялись и первые обмены пленными.
16 сентября Верховная рада проголосовала за важнейшие для политического урегулирования конфликта законы: "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (Закон об особом статусе)" и "О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей".
Однако мир оказался непрочным. Принятые украинским парламентом законы, были, по признанию главы МВД Арсена Авакова, лишь "благими пожеланиями". Начавшийся процесс урегулирования забуксовал.
Отдельные случайные перестрелки у линии соприкосновения сторон переросли в развернутые боевые действия. Возобновились бои за Донецкий аэропорт, обстрелы жилых кварталов города, началось полномасштабное столкновение в районе Дебальцево.
Понадобилось вмешательство лидеров "нормандской четверки", чтобы в феврале вернуть стороны за стол переговоров и согласовать очередной пошаговый план урегулирования, призванный воплотить сентябрьские договоренности.
Но вопрос о прекращении огня до сих пор остается самым насущным в переговорах по урегулированию конфликта. Лишь на прошлой неделе сторонам удалось договориться об очередном перемирии в связи с началом нового учебного года. Пока украинские силовики и ополченцы придерживаются этого решения, что подтверждают и в ОБСЕ, и в контактной группе.
Обмен пленными не завершен
За истекший год не был полностью осуществлен и обмен пленными.
По данным украинской стороны, в сентябре 2014 года в плену у ополченцев находилось 2,4 тысячи силовиков.
К лету 2015 года эта цифра, по словам представителя Киева в контактной группе Ирины Геращенко, сократилась до 270 человек.
В свою очередь силовики, по информации уполномоченного ДНР по правам человека Дарьи Морозовой, продолжают удерживать 1,5 тысячи заложников, при том, что только 250 из них являются ополченцами, а остальные - гражданские лица.
Особый статус не введен
Особенно трудной оказалась судьба политических пунктов мирного плана. Оперативно принятый Верховной радой закон об особом статусе так и не был претворен в жизнь, закон об амнистии даже не был подписан президентом.
А внесенные 17 марта украинским парламентом изменения в статью 10 закона об особом статусе фактически отменили саму возможность введения особого порядка самоуправления в регионе до проведения там внеочередных выборов.
Не решил вопрос о статусе Донбасса и запущенный совсем недавно в стране процесс конституционной реформы.
Первого сентября полпреды республик в очередной раз привезли в Минск на переговоры подгруппы по политическим вопросам свой проект статьи 10 закона об особом статусе, который предусматривает незамедлительное вступление этого закона в силу и отменяет поправку от 17 марта.
Киев выборы не признает
В Минском протоколе от 5 сентября содержалось требование провести внеочередные выборы в Донбассе в соответствии с законом об особом статусе региона. Это решение, как отмечал МИД РФ, давало шанс "для перевода ситуации в конструктивное русло взаимоуважительного диалога". Однако с самого начала эти договоренности оказались нарушены Киевом.
Как разъяснял МИД России, на переговорах в Минске проведение выборов было "согласовано в период с 19 октября по 3 ноября". В соответствии с этими договоренностями ДНР и ЛНР назначили выборы на 2 ноября.
Между тем закон об особом статусе региона, подписанный 16 октября Порошенко, установил в качестве даты выборов 7 декабря. "Дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке, без какого-либо обсуждения с ополченцами", - отмечалось в заявлении российского МИД.
В итоге возникшей коллизии проведенные 2 ноября выборы глав и Народных советов республик Киев объявил незаконными. Не были признаны они и в мире.
В феврале участники мирного процесса, подписывая комплекс мер по выполнению минских соглашений, вновь поставили задачу перед сторонами конфликта "начать диалог о модальностях проведения местных выборов" и обозначили срок - в первый же день после отвода тяжелых вооружений, который должен был состояться до конца месяца.
Однако согласия в вопросе о выборах нет до сих пор.
Принятый 14 июля Верховной радой закон о местных выборах вообще не предусматривает их проведение 25 октября в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей.
В ДНР и ЛНР назвали такое решение нарушением минских соглашений и объявили о намерении самостоятельно провести выборы на своих территориях - 18 октября в ДНР и 1 ноября в ЛНР. Киев уже назвал эти планы незаконными и заявил, что и на этот раз выборы не признает.
Между тем республики направили в БДИПЧ приглашение принять участие в наблюдении за волеизъявлением их жителей и не оставляют попыток согласовать вопрос с Киевом.
"Диалог идет, в рамках минских соглашений мы пытаемся вернуть Украину в русло мирного разрешения конфликта", - рассказал в пятницу полпред ЛНР Владислав Дейнего о работе, проходящей в политической подгруппе. "Мы все-таки надеемся, что договоримся с Украиной, и выборы местного самоуправления проведем четко в той форме и по тем нормам, которые нам устанавливает комплекс мер от 12 февраля", - сказал представитель республики.
Инфраструктура не восстановлена
Год назад в Минске участники контактной группы договорились принять программу решения экономических и гуманитарных проблем региона. Между тем Киев, озабоченный собственными финансовыми трудностями, о необходимости восстанавливать разрушенное хозяйство региона предпочитал не вспоминать.
Более того, в ноябре власти страны начали блокаду Донбасса, оставив без пенсий и социальных пособий 1,2 млн пенсионеров, а украинские войска в ходе силовой операции продолжали обстрелы городов юго-востока, разрушая жилые дома и детские сады, школы и предприятия, железные дороги и объекты водоснабжения.
Лишь в мае созданная в рамках контактной группы подгруппа по экономике начала обсуждать меры по восстановлению инфраструктуры региона. А по итогам последнего заседания контактной группы 26 августа прозвучала информация и о первых успехах в этой сфере. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик сообщил о начавшейся работе по обследованию объектов водоснабжения и восстановлении железной дороги на двух перегонах, благодаря чему возобновлены поставки угля на местные ТЭС, а значит, люди будут обеспечены теплом.
Серьезное обязательство
5 сентября 2014 года, после достижения договоренностей в минске о прекращении огня, Порошенко сделал громкое заявление о готовности Киева на "выдающиеся шаги по децентрализации власти в Донбассе".
«Мы готовы сделать выдающиеся шаги касаемо децентрализации власти в некоторых районах Донецка и Луганска, предоставить им экономическую свободу, гарантировать свободу использования любого языка на этой территории и придерживаться их культурных традиций», - Петр Порошенко
Однако ни одно из этих обещаний пока так и не было выполнено, как не реализованы и требования минских соглашений.
"Четыре кардинальных условия политического урегулирования не исполняются, к сожалению, нашими коллегами в Киеве", - подчеркнул в пятницу президент РФ Владимир Путин.
"Если мы говорим о минских соглашениях, напомню: поправки в конституцию должны быть согласованы с Донбассом - раз; закон о выборах в органы местного самоуправления должен быть согласован с Донбассом - два; должен быть принят закон об амнистии - он не принимается; и должен быть введен в действие закон об особом статусе этих территорий - он принят, но его введение опять отложено", - перечислил глава РФ.
Тем не менее, начатый год назад мирный процесс должен продолжаться. Как отметил на днях глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, "Минск-2" - это не политическая декларация, которую можно игнорировать или пытаться как-то обойти". "Это резолюция СБ ООН - международно-правовое обязательство. Это серьезно", - подчеркнул он.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме