13:30 05.08.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Где находится экономическое сердце Украины?
Парламент ушел на каникулы, так и не приняв закона о децентрализации. 18 июля на своей итоговой пресс-конференции спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий заявил, что парламент пока не будет передавать полномочия в регионы из-за нежелания предоставлять Донбассу особый статус, вновь к этому вопросу народные избранники вернутся уже осенью. Примечательно, что предыдущий спикер Владимир Гройсман обещал закончить конституционную реформу, которая устроит все регионы, включая Донецк и Луганск, еще в октябре 2015 года. После того как этого не случилось, Одесский, Житомирский, Кировоградский и Хмельницкий областные советы потребовали от Киева четко разграничить полномочия, а в Ивано-Франковске и вовсе были публично «возмущены непоследовательностью и низкими темпами реформирования местного самоуправления».
Кто не работает, тот ест?
Прежде всего, регионы, конечно, интересует экономическая сторона вопроса. Суть процесса децентрализации, по словам директора департамента Минфина Евгения Кузькина, как раз и заключается в увеличении ресурсов местных бюджетов и переходе на прямые отношения между центром и местными общинами. Другими словами, регионам нужны полномочия, чтобы распределять собственноручно заработанные деньги, а не стоять перед Киевом с протянутой рукой. Если реальная децентрализация все-таки когда-то будет реализована, финансирование регионов будет зависеть исключительно от того, сколько местные общины сами зарабатывают.
По данным статистики, лидером среди украинских регионов по внутреннему региональному продукту (ВРП) с большим отрывом традиционно является город Киев (334 млрд. грн.). За ним идут Днепропетровская (157,8 млрд. грн.), Харьковская (89,6 млрд. грн.), Киевская (76,3 млрд. грн.) и Одесская области (69,1 млрд. грн.). Именно они сегодня и составляют костяк экономики страны. В 2013 году самой крупной региональной экономикой Украины (после столицы) была Донецкая область, которая вместе с Днепропетровской производили пятую часть ВВП Украины. Но после известных событий Донбасс частично ушел из отечественной экономики, сократил производство за последние два года почти на 60% и покинул первую пятерку регионов-лидеров.
* - предварительные данные
Луганская область тоже потеряла значительную долю своего производства (64%) и скатилась в пятерку регионов-аутсайдеров, заменив там вышедший из состава Украины Севастополь. Кроме воюющего Луганска здесь прочно обосновались Черновицкая (14,2 млрд. грн.), Тернопольская (19,9 млрд. грн.), Волынская (22,6 млрд. грн.) и Херсонская области (23,1 млрд. грн.). На первый взгляд, они несколько подтянулись за два прошедших года, но рост ВРП произошел лишь номинально. Официальная статистика не учитывает уровень инфляции и падение курса гривны.
Хотя дело даже не в том, что регионы имеют разный размер экономики. Проблема в справедливости распределения государственных средств. Например, по итогам прошлого года объем ВРП Днепропетровской области был больше валового регионального продукта Черновицкой области в 11,1 раза, а вот бюджет регионов с. г. отличается всего в 4,4 раза. Сравнивать разные временные периоды в данном случае вполне корректно, потому как бюджет на нынешний год закладывался по итогам работы в прошлом году. Есть в государственных финансах и обратные перекосы. Если ВРП Киева больше ВРП Киевской области в 4,4 раза (334 млрд. грн. к 76,3 млрд. грн.), то бюджет столицы превышает ассигнования на окружающую его периферию почти в 11 раз (26,04 млрд. грн. к 2,4 млрд. грн.), углубляя неравенство в развитии регионов.
Более того, статистика показывает, что в рамках существующей системы распределения средств благосостояние местной общины совсем не обязательно зависит от того, насколько интенсивно регион работает. К примеру, Львовская область тратит на 1,59 млрд. грн. больше, чем Харьковская область, а производит товаров и услуг на 20,9 млрд. грн. меньше.
Есть и вовсе вопиющие случаи, когда бюджет регионов-аутсайдеров по ВРП превышает бюджет крупнейших региональных экономик страны. Удивительно, но местная казна Тернопольской области на 1,18 млрд. грн. больше казны Одесской области. И такой пример не единичен. Наиболее удобным показателем для замера справедливости распределения государственных средств может служить соотношение ВРП к объему местного бюджета на следующий год. ВРП на одну бюджетную гривну объективно показывает вклад регионов в ВВП Украины на одну получаемую ими гривну.
Кто зарабатывает валюту для страны?
Неудивительно, что наиболее экономически активные регионы являются основой экспортного потенциала страны. Именно они поддерживают жизненно необходимые связи с внешним миром и обеспечивают приток валюты. Исключение – Киев, который, хотя и является безусловным лидером по продаже товаров за рубеж, с лихвой перекрывает это оттоком валюты по импортным контрактам. В итоге сальдо внешнего товарооборота (экспорт минус импорт) украинской столицы за первые пять месяцев этого года достигает огромных $2,6 млрд. Для сравнения: чистый отток валюты у Киевской области в 4,7 раза меньше (-$548,5 млн.).
Лучшее сальдо внешней торговли товарами за январь-май этого года зафиксировано в Днепропетровской области (+$1 млрд.). Удивительно, но вторым регионом, обеспечившим чистый приток валюты в страну, стал разбомбленный и лишь частично подконтрольный Украине Донбасс (+$736 млн.). Замыкает тройку лидеров Запорожская область (+$460 млн.).
Вопреки стереотипам частные валютные переводы, на которые так надеются строители заробитчанского будущего Украины, в основном приходят не в западные, а в юго-восточные регионы страны. Больше всего «чистых» валютных переводов (за вычетом переводов из украинских регионов в другие страны) за первое полугодие 2016 года получила Одесская область ($480,4 тыс.), далее идут Киев ($351 тыс.), Харьковская ($147,4 тыс.) и Херсонская области ($113 тыс.). В нынешние непростые времена эти деньги поддерживают потребительский спрос и помогают местной экономике худо-бедно держаться на плаву.
Валютные переводы непосредственно отражаются на обороте розничной торговли. Здесь регионы-лидеры все те же: город Киев (84,5 млрд. грн.), Днепропетровская (46,6 млрд. грн.), Харьковская (45,5 млрд. грн.) и Одесская (37,4 млрд. грн.) области.
Полномочия вместо денег
Хотя Украина продолжает просить у ЕС средства на поддержку административной реформы, на практике никакой децентрализации не происходит. Вместо предоставления регионам бюджетной самостоятельности Киев, напротив, сосредотачивает деньги в своих руках. «В этом году 86% всех бюджетных ресурсов будет сконцентрировано в государственном бюджете. Это абсолютный рекорд за всю историю независимости Украины», - подчеркивает министр финансов оппозиционного правительства Виктор Скаршевский. В результате поддержка местных общин становится разменной монетой в политических играх, как это можно было наблюдать во время последнего распределения 1,5 млрд. грн. из Государственного фонда регионального развития.
С другой стороны, Киев передает на баланс местных общин социально значимые неприбыльные объекты и полномочия, на реализацию которых у регионов нет средств, загоняя их в огромные долги. «Центральная власть отбирает у местных властей денежный ресурс, впоследствии возвращая его с помощью трансфертов из госбюджета. Делая таким образом местные власти все более и более зависимыми от центра», - резюмирует В. Скаршевский.
Затягивание гаек вместо реальной децентрализации в условиях экономического кризиса может привести к тяжелым последствиям. Власти Киева, Днепра, Житомира, Полтавы уже отказались повышать стоимость ЖКХ для жителей своих регионов, на что премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что в таком случае разница в тарифах будет компенсирована из местных бюджетов. Ситуация повисла в воздухе и выхода из нее пока не видно. На следующем этапе какой-то регион может просто не перечислить налоги в Киев, и тогда начнется не плановая, а стихийная децентрализация, результаты которой сложно предсказать.
Николай КОРИНЬ
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме