17:45 01.02.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Газовый меморандум с Баку: Киев закопает в землю 2,5 млрд. долларов?
Украина и Азербайджан подписали меморандум о сотрудничестве относительно организации поставок сжиженного газа (СПГ) на Украину.
Документ подписали 28 января 2011 г. в Давосе министр энергетики Юрий Бойко и его азербайджанский коллега в присутствии президентов Виктора Януковича и Ильхама Алиева.
Как заявил министр энергетики, договор предусматривает поставки в 2014 г. 2 млрд. кубометров, в 2015 г. - 5 млрд. кубометров сжиженного газа со стороны Азербайджана.
"Украина построит терминал, а Азербайджан гарантирует его загрузку", - сказал Бойко.
Как известно, накануне главы российского "Газпрома" Алексей Миллер и Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев договорились о том, что Россия увеличит закупку природного газа в Азербайджане в 2,5 раза – до 2 млрд. кубометров в 2011 г. и до 16 млрд. кубометров в 2030 г.
Как сообщила 24 января 2011 г. газета "Коммерсант-Украина", соответствующие договоренности были достигнуты 21 января 2011 г. на переговорах в Санкт-Петербурге.
"Тем самым Москва выбирает весь экспортный потенциал каспийских месторождений, не оставляя никаких ресурсов для европейского проекта газопровода Nabucco и украинского терминала по перевалке СПГ", - отмечается в публикации.
В свою очередь, как заявил изданию эксперт "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин, теоретически терминал может быть загружен газом стран Персидского залива.
Но его доставка будет осложнена необходимостью проходить Босфор, и такое топливо будет стоить на 20-25% дороже азербайджанского.
"Украине придется вновь договариваться с Россией, реальной диверсификации поставок газа в страну, скорее всего, уже не будет", – считает эксперт (по материалам "Украинской правды", "bin.com.ua").
Стоит ли "уже сегодня" заниматься
реализацией президентского национального проекта?
Напомним, что проект строительства СПГ-терминала входит в число 10 национальных проектов президента Виктора Януковича.
При этом НАК "Нафтогаз Украины" оценивает стоимость его строительства в 2,5 млрд. долларов.
Такую цифру озвучил 2 ноября 2010 г. в интервью журналистам заместитель председателя правления госкомпании Вадим Чупрун.
"Если не ошибиться, то стоимость составит до 2,5 млрд. долларов, если речь идет о мощности 10 млрд. куб. м", - сказал он, добавив, что срок строительства такого терминала составит около 5 лет.
По его словам, в данное время Украина ведет переговоры с такими потенциальными участниками проекта как Алжир, Египет, Катар и Азербайджан.
Однако достигнутые договоренности Москвы и Баку ставят под большое сомнение целесообразность реализации данного проекта, поскольку терминал может быть либо загружен дорогим газом, либо не загружен вообще.
Ведь подписанный между Киевом и Баку меморандум представляет собой типичный протокол о намерениях и не более того, что бы там ни заявлял министр энергетики Ю. Бойко, утверждающий, что Азербайджан якобы "гарантирует загрузку" терминала.
Вспомним, как 2 октября 2008 г. главы правительств Украины Юлия Тимошенко и России Владимир Путин подписали в Москве межправительственный меморандум о сотрудничестве в газовой сфере, который должен был лечь в основу соглашения между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" на следующий год.
Однако уже в январе 2009 г. "оранжевая" власть развязала антироссийскую "газовую войну", тем самым в одностороннем порядке денонсировав этот документ.
В итоге, 12 января 2009 г. президент России Дмитрий Медведев заявил в телефонном разговоре с президентом Украины Виктором Ющенко, что положения данного меморандума утратили силу и не могут быть основой для дальнейших переговоров.
Тем более что на сегодняшний день проект Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector (AGRI) по поставкам сжиженного газа из Азербайджана через Грузию в Румынию, к которому желает подключиться Украина, находится в зачаточном состоянии.
Так, 14 сентября 2010 г. президенты Азербайджана, Грузии и Румынии подписали в Баку политическую декларацию о поддержке реализации газотранспортного проекта AGRI.
Тогда же главы Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), Румынской газовой компании (Romgaz) и Грузинской корпорации нефти и газа (GOGC) подписали меморандум о взаимопонимании по учреждению тремя странами совместного предприятия в рамках проекта AGRI.
Совместное предприятие займется подготовкой технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, в рамках которого предусматривается строительство терминалов для сжиженного газа в Грузии и Румынии, а также привлечением финансовых ресурсов для его реализации.
По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, по предварительным данным, в зависимости от мощности проекта, его стоимость варьирует от 1,2 до 4,5 млрд. евро.
Вместе с тем, по прогнозам независимых экспертов, стоимость проекта составит от 4 до 6 млрд. евро, что автоматически приведет к удорожанию цены азербайджанского газа.
К тому же следует учитывать и "российский фактор", ведь вряд ли Азербайджан будет продавать свои энергоресурсы по более низким ценам, чем он продает их России.
Поэтому вполне очевидно, что официальному Киеву не стоит гнать телегу впереди лошади, стремясь, во что бы то ни стало, закопать в землю 2,5 млрд. долларов в рамках политики диверсификации источников поставок газа.
Ведь строительство терминала без юридически гарантированных объемов поставок приведет к тому, что этот проект повторит печальную судьбу нефтепровода "Одесса-Броды", который несколько лет простаивал пустым, пока его не согласилась использовать в реверсном режиме российская сторона.
Если, конечно же, вся эта "стройка века" не затевается только для того, чтобы предоставить чиновникам возможность с пользой для себя "освоить" бюджетные средства по принципу: "а там - хоть трава не расти".
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |