12:22 16.01.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Газовое фиаско Черномырдина


В тени очередного этапа громкой российско-украинской газовой войны, чуть не заморозившей пол-Европы, "скромно" затерялся один из основных её фигурантов - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине Виктор Черномырдин, у которого с 30 мая 2009г. пойдёт уже 9-й год пребывания на этом важном, почётном и ответственном посту. Его усердный труд на этом поприще неоднократно положительно оценивался высшим кремлёвским руководством. Вот и на итоговом годовом заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников 24 декабря 2008г. г-н Черномырдин был награжден Почетным знаком соотечественника с красивой и звучной формулировкой, которую озвучил заместитель министра иностранных дел РФ Г. Карасин, "за большой личный вклад в работу по поддержке зарубежной российской диаспоры".

По поводу награждения Виктор Черномырдин с присущей ему скромностью заявил: "Я за свою трудовую биографию, почти полувековую, получил ряд орденов, медалей и почетных грамот от высшего руководства России и, конечно, этим горжусь. Почетный знак соотечественника занимает достойное место рядом с этими наградами и свидетельствует, что моя работа на посту Посла способствует не только развитию российско-украинских связей, но и является неотъемлемой частью упрочения отношений России с соотечественниками в Украине".

Впрочем, если посмотреть на результаты его "неутомимой и плодотворной" деятельности по "развитию российско-украинских связей" объективно, то более ужасающее зрелище себе трудно представить, даже если бы обязанности российского посла всё это время исполнял лидер украинских радикальных националистов Олег Тягнибок или не менее радикальный, но более известный в России Дмитрий Корчинский. Если взять гуманитарную сферу, то это: закрытие тысяч русских школ, прекращение трансляции российских телеканалов, полное исключение русского языка из судопроизводства на законодательном уровне, ограничение вещания на русском языке на украинских телеканалах и радиостанциях, запрет на русский язык в кинопрокате, его изгнание из высших учебных заведений. Здесь и пересмотр общего этапа истории, который официально характеризуется украинской стороной, как оккупация Украины Россией, и фашизация украинского общества на государственном уровне, вплоть до варварского сноса памятников советским солдатам с разбрасыванием их останков, что не позволяло себе ни одно из прибалтийских государств. Здесь и строительство мемориалов и музеев фашистским пособникам, в том числе, служившим в эсэсовских частях.

Не лучше обстоят дела и в политической сфере, поскольку после прихода к власти "оранжевого" режима, политическое противостояние двух государств идёт по нарастающей, и к настоящему моменту перешло в нескрываемую вражду абсолютно на всех уровнях и во всех вопросах.

О состоянии дел в военной сфере своё веское "слово" уже сказали украинские танки, расстреливавшие в Южной Осетии российских граждан и миротворцев, и украинские средства ПВО, сбивавшие российские самолёты. Здесь и без комментариев всё понятно.

Что касается "упрочения отношений России с соотечественниками в Украине", то и в этом вопросе дела обстоят далеко не лучшим образом, поскольку с горечью приходится констатировать, что, несмотря на многочисленность русской диаспоры, на Украине нет ни одной влиятельной политической партии, которая бы занимала пророссийскую позицию, так же, как нет и ни одной, достаточно авторитетной общественной организации русских соотечественников, которая могла бы влиять на происходящие на Украине общественно-политические процессы. А первая и единственная за 8 лет попытка Черномырдина в октябре 2008 года "сплотить" общественные организации российских соотечественников вокруг Посольства РФ закончилась оглушительным провалом, поскольку Всеукраинская конференция российских соотечественников не смогла принять даже Устав Всеукраинского координационного совета.

Кроме того, совершенно вопиющим является факт того, что руководителем украинской делегации и, соответственно, докладчиком от Украины на Всемирной конференции российских соотечественников стал депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов В. Колесниченко, "прославившийся" среди соотечественников серией выступлений в различных СМИ с героизацией фашистских холуёв Украинской Повстанческой Армии. При этом Посольство РФ на Украине не только хорошо знало о его профашистской позиции, но даже было проинформировано о ней официальным письмом Русской общины Украины, на которое г-н Черномырдин вообще не счёл необходимым ответить. Более того, вышеупомянутый "певец" гитлеровских прихвостней с подачи Черномырдина в декабре 2008 года награждён российским орденом "Дружбы".

Такое отношение вынудило активистов ряда крымских организаций российских соотечественников пойти на совершенно беспрецедентный шаг в истории российско-украинских отношений и провести пикетирование в Симферополе консульства РФ в Крыму под достаточно красноречивым лозунгом: "Какие русские нужны России?". Но ответа, как обычно, ни от Черномырдина, ни от его чиновников они так и не получили.

Перечень негатива в самых разных сферах можно продолжать ещё долго, но невозможно найти, хотя бы, один малюсенький штрих в нынешних многосторонних российско-украинских отношениях, который бы намекал на малейшую тенденцию к сдвигу в положительную сторону даже в самой отдалённой их перспективе.

Экономические (мясо-молочные, металлические и т.д.) российско-украинские войны последнего времени заслуживают особого рассмотрения, поскольку г-н Черномырдин является ещё и спецпредставителем Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Самым наглядным примером "развития", вне всякого сомнения, служат газовые российско-украинские войны, особенно в свете того, что г-на Черномырдина зачастую называют "смотрящим" за газотранспортной системой Украины, оправдывая его провалы, необходимостью уделять особое внимание именно этой сфере. И это вполне понятно, поскольку Черномырдин в прошлом был председателем совета директоров ОАО "Газпром". Однако и здесь дела обстоят точно так же, как и в остальных сферах, если не хуже.

Первая российско-украинская газовая война 2006 года не просто нанесла огромный ущерб престижу, имиджу и деловой репутации России. Она впервые показала всему миру неумение России конструктивно решать острые вопросы даже со своими ближайшими соседями. И именно этот фактор стал во время югоосетинского конфликта основополагающим в поражении России в информационной войне какой-то европейской PR-фирмочке, рекламировавшей до этого мыло. Поскольку кавказские события преднамеренно или невольно подавались иностранными СМИ и, соответственно, воспринимались международной общественностью именно через призму предыдущего конфликта.

Нынешняя газовая война ударила по престижу России гораздо сильнее, не только, чем предыдущая, но даже сильнее, чем военный конфликт с Грузией. Суть не в том, кто более прав в этом конфликте. Следуя известному правилу, даже самому сильному и умному никогда не надо спорить с дураком, поскольку окружающие могут не заметить разницу между спорящими. И в этом случае замерзавшей Европе было абсолютно всё равно, кто из двух сторон в этом споре "правее", поскольку главный для них вывод достаточно однозначен и, самое обидное, справедлив: Россия не смогла обеспечить поставку газа по подписанным и проплаченным контрактам. Более того, она в очередной раз не смогла решить свой исключительно "соседский" спор самостоятельно. Правда, если в конфликте с Грузией миротворческой деятельностью занимался премьер-министр Франции, что вполне соответствовало уровню России в международном сообществе, то в этот раз великой России помогал премьер-министр маленькой Чехии. А следующий подобный спор, во время своего председательства в ЕЭС, вполне может улаживать и премьер-министр, например, Латвии. Если такая тенденция сохранится и дальше, то не исключено, что в ближайшем будущем внешнеполитические проблемы России со своими ближайшими соседями будут улаживать по линии ООН премьер-министры Зимбабве или Гондураса.

А ведь кроме политической составляющей этой газовой войны, нанёсшей ущерб международному авторитету России, есть ещё и экономическая. Согласно данным специалистов, которые огласили Дмитрий Медведев и Владимир Путин во время своих выступлений по теме газового кризиса, при среднедневной потребности в 280 млн. куб. м. газа и добыче своего газа в пределах 50 млн. куб. м, Украина в 2008 году была вынуждена приобретать у России порядка 230 млн. куб. м по цене $179, 5 за 1000 кубометров, которые затем продавала своим конечным потребителям по... $320 за 1000 кубометров. Совершенно несложно подсчитать, что даже при вычете расходов на транзит газа внутри Украины, сумма чистого дохода на этой бесхитростной, но весьма рентабельной посреднической операции составляет более $30 млн. в день! Таким образом, "заработок" украинских газовых перекупщиков за 2008г. составил порядка $11 млрд. Если учесть, что всё это делалось на фоне категорического запрета украинским предприятиям покупать газ напрямую у "Газпрома", то аналогия с общеизвестной схемой нынешнего узника американской Фемиды Павла Лазаренко, по которой в его бытность премьер-министром Украины газ украинским предприятиям поставлялся исключительно через тимошенковские ЕЭСУ становится полной. Правда, "аппетиты" у лазаренко-тимошенковских перекупщиков были гораздо меньшими, поскольку в те времена разница между оптовой закупкой газа (порядка $30 за 1000 кубометров) и последующей его продажей предприятиям( порядка $100-110 за 1000 кубометров) была, практически, в два раза меньше, но и доллар тогда ценился гораздо выше.

При таком "раскладе", совершенно неизбежно возникает несколько вполне закономерных вопросов, за что Россия "подарила" газовым перекупщикам такие огромные средства, и каково участие в этой схеме "смотрящего" за украинской газотранспортной системой и, по совместительству спецпредставителя Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной? Если отбросить тривиальные мысли об "откате", тогда придётся поверить в бескорыстную любовь и уважение к украинским "газовикам".

Понятно, что Россия – страна богатая, и вполне может себе позволить такие подарки, тем более, в докризисный период. Но тогда напрашивается не менее неизбежный вопрос. Почему на ремонт ялтинского дома-музея Чехова, так называемой "Белой дачи", чтобы она не развалилась к 2010 году, когда вся мировая общественность будет отмечать 150-летие великого писателя, денежные средства собирает в Великобритании переводчик и биограф Антона Павловича Розамунда Бартлетт, а не Посольство РФ на Украине вкупе с Министерством культуры РФ? А ведь в подобном плачевном состоянии, а то ещё и хуже, тысячи памятников великой русской истории, в том числе и на территории Украины, но на их содержание денег почему-то не хватает.

С другой стороны, было бы понятно, если бы такие денежные средства тратились в Белоруссии, которая всегда готова подставить России своё плечо в любых вопросах, но давать заработать миллиарды долларов в ущерб интересам собственного государства "деятелям" соседнего, с которым Россия находится в состоянии перманентных войн, это мазохизм действительно государственного масштаба.

Межгосударственные отношения России и Украины, в братском характере которых ещё не так давно никто не сомневался, в настоящее время находятся в настолько критическом положении, что крайне важны не только каждые шаг, решение, слово, как с одной, так и с другой стороны, но даже их форма и интонация. Вне всякого сомнения, важнейшую роль в выстраивании действительно добрососедских отношений между нашими государствами должны играть послы обеих стран, деятельность которых должна быть направлена на поиск взаимоудовлетворяющих компромиссных решений. Иначе, может быть, как в Югославии, в которой г-н Черномырдин в 1999 году выполнял обязанности спецпредставителя Президента РФ по урегулированию конфликта. Чем он закончился, все хорошо знают.

Федор Яковлев
15/01/2009 06:46

По материалам

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме