18:02 12.04.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Газово-трубные переговоры: Путин пообещал изучить предложения Азарова
10 апреля 2010 г. в Москве состоялись переговоры украинского премьера Николая Азарова и его российского коллеги Владимира Путина.
Первоначально предполагалось, что переговоры пройдут в резиденции Ново-Огарево, однако из-за авиакатастрофы, где погиб президент Польши, встречу Путина и Азарова перенесли во "Внуково-2" – российский премьер экстренно вылетал в Смоленск.
В пресс-службе Кабмина подчеркнули, что, несмотря на изменения графика Путина, "все запланированные вопросы оставались в повестке дня переговоров".
Тем не менее, в итоге переговоры были сокращены с ранее запланированного часа до немногим более 30 минут.
Правительство Украины распространило пресс-релиз по итогам встречи с Путиным, где нет никакого упоминания о пересмотре газового контракта. Указывается лишь, что Азаров предоставил Путину ряд предложений, которые российский премьер назвал "интересными" и пообещал изучить.
"Мы предоставили целый ряд предложений российской стороне. Все они непростые и требуют детального изучения. Но мы уверены, что найдем решения в кратчайшие, сжатые сроки", – подчеркнул Азаров.
Он также заявил, что Россия в ближайшее время может рассмотреть вопрос отмены ограничений на ввоз в страну труб большого диаметра из Украины.
В свою очередь, Путин сообщил, что Москва рассматривает возможность предоставления Украине кредита в размере 5-6 млрд. долларов для постройки новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Как сообщалось, 9 апреля 2010 г. в программе "Большая политика с Евгением Киселевым" на телеканале "Интер" Азаров сообщил, что главный вопрос переговоров – это снижение цены на российский газ для Украины.
Кроме того, он выразил надежду на то, что "в ближайшее время нам удастся договориться о беспошлинной поставке труб в Россию".
Вместе с тем, Азаров сказал, что Украина могла бы присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, если для Киева будут созданы условия, не противоречащие его обязательствам в рамках ВТО.
Премьер пояснил, что у Беларуси, России и Казахстана сегодня существуют более жесткие ограничения на ввоз иностранных товаров, нежели у Украины, являющейся участницей ВТО.
Образно говоря, по словам Азарова, уровень защиты границ Украины для ввоза иностранных товаров составляет 6 пунктов, а защита России, Белоруссии и Казахстана – 10 пунктов.
Исходя из этого, считает Азаров, если Киев присоединился бы к Таможенному союзу, то завозить иностранные товары на территорию всех 4 стран было бы выгодно именно через Украину, поскольку здесь ввозные пошлины меньше.
По словам Азарова, вступление в Таможенный союз возможно, "если мы объединимся на условиях ВТО" (по материалам РИА "Новый Регион", РИА "Новости - Украина").
Основная причина внепланового визита,
или Тревожный звонок перед вступлением с силу Таможенного кодекса ТС
Напомним, что предыдущая встреча глав правительств Украины и России состоялась 25 марта 2010 г. в Москве.
При этом российский премьер В. Путин сообщил, что обсуждение остающихся между РФ и Украиной вопросов продолжится на заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества в Москве в апреле 2010 г.
"Мы договорились с Николаем Яновичем, что проведем очередное заседание этого комитета в Москве в середине апреля. Во всяком случае, в апреле этого года – совсем скоро", - сказал глава правительства России на совместной пресс-конференции с Н. Азаровым.
В свою очередь, после возвращения в Киев глава правительства Украины сообщил 26 марта 2010 г. на брифинге, что задача его Кабмина - подготовить к следующему заседанию Комитета по вопросам экономического сотрудничества проекты конкретных соглашений, над которыми уже начата работа совместно с правительством России.
"Встречаться только для того, чтобы констатировать одно и то же от встречи к встречи, смысла никакого нет. Вчера и российская сторона об этом говорила, и я говорил", - заявил Н. Азаров.
В этой связи он раскритиковал Кабмин Юлии Тимошенко за то, что он практически не выполнял договоренностей, достигнутых в результате заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества, прошедшего 19 ноября 2009 г. в Ялте.
"Когда мы проанализировали, а как же выполнен межправительственный протокол ноябрьской встречи в Ялте... Ничего не было сделано, ни один пункт не был выполнен", - заявил глава Кабмина.
Как видно, изначально главы правительств Украины и России договорились рассмотреть ключевые вопросы в формате Комитета по вопросам экономического сотрудничества.
Однако 8 апреля 2010 г. стало известно о том, что Россия прекратила беспошлинный импорт украинских труб с 1 апреля нынешнего года.
Об этом говорится в письме Федеральной таможенной службы (ФТС) России "О взимании антидемпинговой пошлины с некоторых видов стальных труб из Украины" N 01-11/16084 от 2 апреля 2010 г. ().
"В связи с отсутствием после 31 марта 2010 года согласованного обеими сторонами размера квоты на поставку труб из Украины с 1 апреля 2010 года при таможенном оформлении украинской трубной продукции следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации N 824 от 29 декабря 2005 года, предусматривающим взимание антидемпинговых пошлин в отношении импорта украинских труб", - отмечается в сообщении.
И именно после этого события уже 9 апреля 2010 г. состоялся телефонный разговор В. Путина и Н. Азарова, в ходе которого главы правительств договорились провести внеплановую рабочую встречу в Москве.
Как сообщила пресс-служба российского правительства, "Стороны обсудили актуальные моменты торгово-экономического взаимодействия двух стран, в том числе в энергетическом сотрудничестве. Путин и Азаров условились провести 10 апреля 2010 года рабочую встречу в Москве".
По сведениям издания "Коммерсант-Украина" ("Рынок сбыта вылетел в трубу" от 9 апреля 2010 г.- ), "Крупнейшим импортером труб, работающим в рамках соглашения с РФ, являлась трубно-колесная компания "Интерпайп", подконтрольная предпринимателю Виктору Пинчуку и членам его семьи. По данным Фонда развития трубной промышленности РФ, объем российского рынка труб оценивается в $3-4 млрд., доля украинских труб – в $250-300 млн.".
"Для "Интерпайпа" российский рынок является ключевым – и отмена беспошлинного ввоза может привести к его полной потере для компании", - отмечается в публикации.
По оценкам аналитика Dragon Capital Сергея Гайды, "российские потребители украинских труб покупали их, прежде всего, из-за дешевизны.
"По качеству украинские трубы уступают российским, а после введения пошлины они будут стоить не дешевле", – отметил он.
В результате, В. Путин пообещал рассмотреть вопрос отмены пошлин для украинских труб, а заодно – предложения Киева по уменьшению стоимости российского газа для украинских потребителей.
Как известно, 25 марта 2010 г. В. Путин намекнул Н. Азарову на возможность снижения газовых цен в случае присоединения Украины к Таможенному союзу (ТС), указав, что "между РФ и Беларусью установлено правило, согласно которому мы не взимаем вывозную таможенную пошлину на газ – 30%".
"Вот вам и разница в цене. Кстати говоря, вот вам интерес и с точки зрения интеграции на постсоветском пространстве, в данном случае между Россией и Украиной", - добавил российский премьер.
Кроме того, с 1 июля 2010 г. должен вступить в силу Таможенный кодекс ТС, что вполне может привести к тому, что украинские товары станут неконкурентоспособными на рынках стран-участниц ТС, что мы наблюдаем на примере продукции компании "Интерпайп" В. Пинчука.
Что касается предложения Н. Азарова, который фактически выступил за создание зоны свободной торговли между Киевом и странами ТС, то здесь глава Кабмина явно продублировал заявления своих "майданных" предшественников.
Достаточно вспомнить, что 12 апреля 2005 г. в своем выступлении перед студентами и преподавателями Варшавского университета "оранжевый" президент Виктор Ющенко заявил, что Украина поддерживает исключительно создание зоны свободной торговли в рамках формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией, Беларусью и Казахстаном.
"Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов", - сказал он.
Ему вторил и глава МИД Борис Тарасюк, который 16 августа 2005 г. в интервью газете "Коммерсант-Украина" заявил, что Украина поддерживает идею создания зоны свободной торговли в рамках ЕЭП, однако не планирует участвовать в таможенном союзе в рамках объединения.
Отвечая на вопрос, подпишет ли Украина соглашение о таможенном союзе со странами ЕЭП, он сказал: "Нет. Таможенный союз и зона свободной торговли - это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы".
Чем это закончилось, известно всем: Украину "вступили" в ВТО на дискриминационных условиях, а Россия, Беларусь и Казахстан начали формирование ТС и ЕЭП для защиты своего общего внутреннего рынка.
Поэтому вряд ли участники данного объединения согласятся на то, чтобы через украинскую территорию шел массированный и бесконтрольный реэкспорт импортных товаров из третьих стран, поскольку закрепление Украины в статусе некого "троянского коня" противоречит главному смыслу создания ТС.
Исходя из этого, приходится констатировать, что на сегодняшний день никаких реальных подвижек в украино-российских отношениях пока не наблюдается.
И это обусловлено тем, что новая власть упорно не желает расставаться с печально известными "завоеваниями майдана", от которых - одни убытки.
P.S. 18 июня 2009 г. в своем последнем большом интервью СМИ в качестве посла России на Украине Виктор Черномырдин заявил, что Украина могла бы стать членом Таможенного союза, и это ее проблема, что она пока этого делать не хочет.
В. Черномырдин отметил, что российский премьер В. Путин не раз говорил, что для Украины дверь в Таможенный союз всегда открыта.
"Но если в Украине совсем не хотят участвовать в союзе, тогда нет разговора. Надо так и сказать: не будем участвовать. Тем не менее, я думаю, союз этот будет в любом случае - с Украиной или без нее", - сказал он.
При этом В. Черномырдин привел конкретный пример, связанный с изготовлением на Украине самолетов ОКБ имени Антонова, 70% деталей для которых изготавливается на российских заводах. Однако эти детали еще до сборки должны пройти многократные испытания, для чего их необходимо доставлять на Украину и соответственно платить таможенные сборы.
"Украинские специалисты возят эти детали на испытания чуть ли не в портфелях. Хотя сейчас уже не те времена, чтобы такими делами заниматься. И бедолаги-заводчане придумывают разные маневры, как уйти от этих тройных таможенных оплат. Разве это правильно? Конечно, неправильно! Вот для этого и создают этот союз. Не хотят в Украине в этом участвовать? Это их проблемы", - отметил он.
Так что очень похоже на то, что наши авиаконструкторы будут и дальше возить детали на испытания в портфелях...
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме