19:15 25.01.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Газовая страшилка: Тимошенко против консорциума
23 января 2010 г. во время совещания с хозяйственным активом Киевской области в Обухове премьер-министр, кандидат в президенты Юлия Тимошенко заявила, что выступает против создания консорциума по реконструкции и эксплуатации украинской газотранспортной системы.
"Идея Януковича о создании газотранспортного консорциума - это воровство у Украины газовой транзитной магистрали, это полная ликвидация транзитной системы, и после этого в энергетическом мире мы станем просто нищими", - сказала она.
Премьер заявила, что не допустит создание такого консорциума, и украинская ГТС будет оставаться в государственной собственности.
Как сообщалось, накануне, 21 января, в эфире Николаевской областной телерадиокомпании кандидат в президенты, лидер Партии регионов Виктор Янукович заявил, что выступает за создание консорциума по реконструкции и эксплуатации ГТС Украины.
"Я буду вносить предложения в создание газотранспортного консорциума в Украине для эксплуатации существующей газотранспортной системы, реконструкции ее с целью увеличения объемов прокачки газа", - сказал он.
По его словам, такие действия наряду с возможным участием Украины в консорциумах по созданию газопроводов "Северный поток" и "Южный поток" создадут условия защиты национальных интересов (по материалам "proUA").
Манипулятивные технологии на фоне отрицания очевидного
Озвученный Ю. Тимошенко тезис о том, что создание газотранспортного консорциума (ГТК) приведет к "воровству у Украины газовой транзитной магистрали" является типичной манипулятивной технологией.
Ведь ч. 1 ст. 7 Закона Украины N 192/96-ВР от 15 мая 1996 г. "О трубопроводном транспорте" определяет: "Магистральный трубопроводный транспорт имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение и является государственной собственностью Украины".
Вместе с тем 6 февраля 2007 г. Верховная Рада по инициативе фракции БЮТ внесла изменения в данный Закон, запретив передачу ГТС Украины даже в аренду.
"Отчуждение имущества государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, передача его с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, передача в уставный фонд других юридических лиц имущества и акций таких предприятий, совершение других правовых действий, которые могут привести к отчуждению имущества и акций этих предприятий, а также имуществу и акциям НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и основанных им предприятий и газоубежищ запрещается", - сказано в ч. 4 ст. 7 Закона.
Тем самым фракция "газовой принцессы" перечеркнула возможность создания ГТК на базе ГТС, несмотря на то, что в этом случае газотранспортная система по-прежнему оставалась бы в собственности украинского государства и никто бы ее никак не "своровал".
Как известно, 24 марта 2009 г. на пресс-конференции в Киеве, комментируя состоявшееся накануне подписание Брюссельской декларации, Ю. Тимошенко заявила: "Вчера была поставлена точка во многих разговорах по поводу того, что Украину будут обходить альтернативными газопроводами".
"То, что сегодня ЕС готов предоставить коммерческие кредиты Украине для модернизации ГТС, то, что самые большие корпорации мира готовы предоставлять оборудование и совершать работы по реконструкции ГТС, говорит о том, что на много десятилетий вперед наша ГТС будет и в дальнейшем транспортировать ключевой, главный объем газа для ЕС", – подчеркнула она.
Однако в тот же день в интервью РИА "Новости" представитель исполнительной власти ЕС Ферран Таррадельяс Эспуни сказал, что проект строительства газопровода "Nord Stream" ("Северный поток"), который соединит Россию с Евросоюзом через Балтийское море, был и остается приоритетным для Еврокомиссии.
"Еврокомиссия не изменяла отношения к "Nord Stream", он продолжает оставаться приоритетным при условии соблюдения связанных с его реализацией экологических требований", - сказал он.
Что касается проекта сооружения газопровода "South Stream" ("Южный поток"), по которому российский газ пойдет в страны Центральной и Южной Европы через Черное море, то, по его словам, Еврокомиссия "не возражает против его реализации, но он не является приоритетным для ЕС".
И как показали дальнейшие события, "Юлия Маниловна" в очередной раз села в лужу со своими "прогнозами".
Так, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк, подписавшие Брюссельскую декларацию наряду с Еврокомиссией и Кабинетом Министров, до сих пор не выделили кредиты на ремонт ГТС Украины.
Однако за это время Дания (20 октября 2009 г.), Швеция и Финляндия (5 ноября 2009 г.), Россия (18 декабря 2009 г.) и Германия (21 декабря 2009 г.) дали согласие на прокладку в своих территориальных водах газопровода "Северный поток".
Кроме того, 22 октября 2009 г. на переговорах в Санкт-Петербурге в ходе видеоконференции с премьером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом главы правительств России Владимир Путин и Италии Сильвио Берлускони не исключили, что "Южный поток" может быть построен даже раньше, чем "Северный поток".
При этом 27 ноября 2009 г. в проект "Южный поток" наряду с российским "Газпромом" и итальянской ENI вошла французская компания Electricite de France (EdF), изначально планировавшая участвовать в проекте строительства газопровода "Набукко" в обход России.
Таким образом, создание ГТК на условиях аренды ГТС, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство, является оптимальным вариантом для нашей страны, что позволит осуществить реальную, а не "бумажную" модернизацию газотранспортной системы, сохранив ее в государственной собственности.
К сожалению, даже такой шаг украинской стороны не повлечет за собой отказа России от последующего строительства обходных газопроводов, что является прямым следствием дурацкой "оранжевой" политики под лозунгом "Прочь от Москвы!".
В то же время это позволит несколько "затормозить" реализацию этих проектов, поскольку для строительства и последующего запуска на полную проектную мощность данных газопроводов нужно время, заинтересовав российских и европейских партнеров в дальнейшем использовании ГТС Украины.
Одновременно официальному Киеву действительно стоило бы провести переговоры на предмет возможного участия НАК "Нафтогаз Украины" в консорциумах по строительству этих газопроводов, для чего, безусловно, необходимо как согласие их акционеров, так и наличие финансовых ресурсов у украинской госкомпании.
Если же продолжать и далее следовать "мудрым" советам Ю. Тимошенко, то нам останется только пассивно наблюдать за тем, как на наших глазах "главное национальное достояние" превращается в груду ненужного металлолома.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме