21:15 07.08.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Фискально-реформаторская чесотка
В Украине началась очередная масштабная реформа в фискальной сфере. Обычно реформировали налоги. Теперь реформируют налоговую. Минфин обещает, что все будет, как у полиции. Всех уволят, наберут по конкурсу молодых и красивых, старые и опытные появятся потом, когда будут перебиты «Приусы» (в данном случае – набиты шишки). У министра финансов Александра Динилюка реформаторская «манечка» еще со времен работы на антинародный режим, за что его теперь и проверяют. Поэтому будет весело.
Знаете, все опытные журналисты с большим стажем работы в условиях перманентной шизофрении власти, научились писать новости завтрашнего дня. Я так условно это называю. Это когда в начале пресс-конференции ты уже знаешь, что будет сказано в конце. Или, читая фразу "в Украине будет проведена налоговая реформа" понимаешь, что группа людей из власти будет ходить на совещания и сочинять очередной Налоговый кодекс.
Это у нас такая навязчивая идея: каждое новое правительство пишет Налоговый кодекс. За последние 10 лет написали, их наверное, пару десятков. Хотя принят был тот, что при "кровосисе" Азарове. Ну, когда еще налоговый майдан стоял. Не путайте его с оранжевым майданом и евромайданом.
Ну, теперь есть шанс собрать новый налоговый майдан, но не из налогоплательщиков, а из "налоговых дояров". Потому что Минфин совместно с МВФ (куда ж без него, кормилец наш архижадный) разработали "план первоочередных заданий по реформированию ГФС". Сочинили они его не просто так, а итогам работы представителей МВФ с 19 июля по 1 августа 2017-го у нас в Украине.
По уверениям Минфина, МВФ с ним согласился, что фискальную службу необходимо реорганизовать в единое юридическое лицо. Это "позволит построить эффективный процесс администрирования налогов и сборов, а также оптимизировать административно-хозяйственные функции ГФС". Также необходимо обновить кадровый состав ГФС. Новый состав должен быть меньшим (поздравляю с новым сокращением) по количеству, сотрудники – более профессиональными и получать большую зарплату. Так же в Минфине уверены, что "нужно поменять бизнес-процессы внутри ГФС, отменить лишние процедуры, автоматизировать процесс администрирования налогов".
Разберем эту реформаторскую чесотку по "запчастям". Еще в июне 2017 года, т.е. до приезда команды МВФ, Министерство финансов обнародовало то, что они называют "проект комплексного реформирования ГФС будет (трехуровневая структура)". Дальше буду цитировать Минфин из открытых источников.
Первый уровень – это наблюдательный совет, в состав которого войдут представители западных правительственных структур, международных организаций и фондов, в частности, Министерств финансов США, Канады и Германии, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, погранично-таможенной службы США и Европейского Союза. Наблюдательный совет призван координировать проект, утверждать цели и мониторить реализацию.
Второй уровень – комитет управления, в который входят министр финансов, председатель ГФС, заместитель председателя ГФС, госсекретарь Минфина и менеджер проекта. Его задачами будет определение приоритетов, постановка задач и решения спорных вопросов в ходе реализации реформы. Собираться чиновники будут раз в неделю.
Третий уровень – группа внедрения реформы, в которую входят представители Минфина, ГФС, МВФ, команд поддержки реформ при Минфине и ГФС, а также международные консультанты. Группа будет работать над практическим внедрением изменений по разным направлениям, среди которых аудит, сервисная служба, соблюдения законодательства, налаживание внутренних процессов в ГФС.
На первом этапе реформы будут определены приоритеты изменений. Когда их утвердит Комитет управления, группа внедрения реформы начнет их пошаговую реализацию. Указывается также, что реформа предусматривает постепенное обновление служебного состава Государственной фискальной службы.
Вы что-то поняли? Не удивляйтесь. Это не для среднего ума. Я тоже понял лишь одно: Минфин решил станцевать перед МВФ реформаторский "танец". Для чего ему нужен первый уровень – для идей, второй – для дискуссий; третий – для внедрения. Чего именно? Того, что придумают и обсудят на двух этажах выше. Пардон, на двух уровнях.
Что в это время делать личному составу ГФС на местах? Проще говоря, налоговым инспекторам? Я думаю, что лишним не будет поискать новую работу. На всякий случай. Не отчаивайтесь. Бухгалтера всюду нужны.
Потому что как сказал в интервью ZN.UA Александр Данилюк, Министерство финансов планирует провести реформу Государственной фискальной службы по примеру реформы полиции. Отбор будет "полностью прозрачный" и по открытому конкурсу. Налоговую полицию при этом ликвидируют. Не зря же Данилюк по этому поводу сцепился с Романом Насировым и "сковырнул" его с должности.
Что за "зверюшка" появится в результате? Ну, этого никто не знает, поскольку на первом и втором уровнях умные товарищи еще "не добазарились". Но, исходя из тех законопроектов, которые "болтаются" в Верховной Раде с прошлого года, можно сделать несколько предположений.
Во-первых, планируется создание единого территориального органа ГФС на уровне региона, которому будут подчинены таможни и налоговые инспекции. И под это дело резко сократить штат.
Во-вторых, будет введена одноуровневая систему административного обжалования налогоплательщиками, что позволит ускорить и упростить процесс рассмотрения жалоб по поводу работы органов ГФС.
Ну, и еще количество замов на местах доведут до пяти человек. Я не знаю, правда, это реформа или коррекция штатного расписания. Говорю же – проект не для среднего ума ценителей преобразований.
Вообще, мне с самого начала казалось, что фискальное новаторство немного отдает нафталином. Потом я покопался в "подсознании" Google и понял, что интуиция не подвела. Точно – в 2010 году Данилюк инициировал аналогичную реформу толи ГНАУ, то ли Минсдоха (не помню точно, как нынешняя ГФС именовалась тогда), будучи... руководителем Координационного центра по внедрению экономических реформ при АП Виктора Януковича.
Антинародный режим удалось свергнуть, но реформаторские идеи остались. Правда, я не совсем понимаю, в чем глубинный смысл реформы? Забрать у ГФС базу данных и передать ее Минфину? Зачем? Чтобы Минфин занимался администрированием налогов, реестрами налогоплательщиков и т.д. А зачем, собственно, ему этим заниматься? Он что – скучает в межбюджетный период, когда не озабочен составлением бюджета? Ему еще с конкретными налогоплательщиками охота разбираться? Или хочется командовать фискалами, но самим "ручки не марать"?
Тогда это будет как с блокировкой налоговых накладных. Когда система, скажем прямо, местами работает через пятую точку кувырком, но виновата в этом ГФС, как практический исполнитель. А Минфин как автор продвинутой технической новинки – молодец и только.
Я просто поясню, о чем речь. Мои друзья, который занимаются бизнесом, просто воют и стонут от этой автоматизации, поскольку система мониторинга, как правильно отмечают специалисты, не делает разграничения между реальным бизнесом и «фиктарями», что и создает условия для блокировки работы как реальных продавцов, так и реальных покупателей товаров/услуг.
При этом десятки тысяч заблокированных налоговых накладных, в том числе и по причине технических сбоев самой системы, переходят в компетенцию специальной комиссии ГФС, которая рассматривает документы для разблокировки накладных вручную.
Помните, как в Америке когда-то пересчитывали вручную бюллетени на президентских выборах 2000-го года. Не могли решить, кто победил – республиканец Джордж Буш-младший или демократ Альбер Гор. В итоге президентом таки стал Джордж Буш.
Но в истории США это было один раз. А у нас дополнительные документы к заблокированной накладной рассматриваются каждый день – в среднем по 6-7 тысяч (!) штук накладных с пакетом документом. Это возможно сделать физически? Нет. А кто виноват? Конечно, ГФС.
Минфин по этому поводу даже сделал соответствующее заявление. Мол, плохая работа "электронного кабинета", упомянутой выше комиссии, хакерские атаки и "низкая эффективность передачи документов из регионов в центр" – это все вина ГФС.
Но известный всем бухгалтерам бывший главный редактор одноименного журнала, а теперь нардеп Александр Кирш утверждает, что механизм блокировки налоговых накладных просто жутко прописан.
Часто у предприятия по непонятным причинам не регистрируется налоговая накладная, а компьютер не дает никаких ответов на запросы, и получить какую-либо информацию невозможно. И вина в этом лежит не на ГФС, а на Минфине, который решил поиграть в "налогового инспектора". Так сказать, испытать себя в новом амплуа накануне мега-реформы.
Думаете, я против реформ? Ни в коем случае. Но, знаете, как у пилотов. Они прежде, чем садиться за штурвал пассажирского самолета с людьми практикуются на электронных симуляторах. Хотел бы спросить у МВФ и кто там еще помогает нам с реформами. Не могли бы они подкинуть парочку таких симуляторов? Один – для реформаторов в целом, один – Данилюку лично. Чтобы до того, как начнут испытывать реформы на бизнесе (другими словами – на людях), поигрались бы с виртуальными налогоплательщиками. Может, так увлекутся, что на этом и остановятся?
Егор Смирнов
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме