03:00 29.06.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Финальная ария газовой оперы "Набукко": австрийская компания OMV заявила об аннулировании проекта
Австрийская газовая компания OMV Gas GmbH, которая после выкупа доли немецкой RWE возглавила консорциум по строительству газопровода Nabucco, объявила об аннулировании проекта: консорциум по разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз II" сообщил OMV о том, что не выбрал проект Nabucco West для доставки газа в Европу.
Как сообщает 27 июня 2013 г. "Независимое Бюро Новостей", об этом передает "Голос Америки" со ссылкой на официальное заявление консорциума.
Вероятнее всего, отказавшись от Nabucco West, консорциум "Шах-Дениз", в который входят азербайджанская нефтяная компания SOCAR, норвежская Statoil и французская Total, выбрал альтернативный проект Trans Adriatic Pipeline (Трансадриатический газопровод). Этот гораздо более короткий участок газопровода должен будет пройти через Грецию и Албанию, под Адриатическим морем и дойти до южной Италии.
В OMV отметили, что компания приняла к сведению решение консорциума "Шах-Дениз", но считает, что предложенный ею проект отвечал всем критериям и был в высшей степени конкурентоспособен.
Как напоминает издание, изначально разработчики проекта Nabucco хотели проложить магистраль протяженностью 3,3 тысячи километров. Стоимость проекта оценивалась около 8 млрд. евро. Затем длину трубы было решено сократить более чем наполовину. Укороченный вариант газопровода получил название Nabucco West.
В апреле 2013 г. энергетический концерн RWE (Германия) заявил о выходе из международного проекта Nabucco по строительству газопровода из Азербайджана и Туркменистана в Западную Европу и продаже своих 17% акций австрийской OMV.
Таким образом, этот амбициозный проект, названный в честь одноименной оперы Джузеппе Верди и призванный составить конкуренцию российскому газопроводу "Южный поток", приказал долго жить: разработчики азербайджанского месторождения "Шах-Дениз II", рассматривавшегося консорциумом по строительству "Набукко" как ключевая ресурсная база для трубопровода, отказались выбирать его в качестве транспортного коридора в Европу.
Надо полагать, что отныне эта дата будет отмечаться как "день скорби" Администрацией президента Виктора Януковича, которая вслед за канцелярией Виктора Ющенко неизменно на дипломатическом уровне лоббировала европейский проект "Набукко" в противовес российскому проекту "Южный поток" вопреки элементарной экономической логике.
Ведь совершенно очевидно, что Украина объективно заинтересована в увеличении потребления Европой именно российского газа, что позволит обеспечить рентабельность отечественных мощностей даже при наличии обходных газопроводов.
Как известно, порог рентабельности газотранспортной системы Украины по объемам транспортировки, согласно данным главы Администрации президента Сергея Левочкина, составляет 60 млрд. куб. м в год.
В этом плане интересам Украины в большей степени противоречил "Набукко" (изначальной проектной мощностью в 30 млрд. куб. м, позже уменьшенной по проекту "Набукко Вест" до 15 млрд. куб. м), чем "Южный поток", поскольку начало его работы привело бы к уменьшению объемов транзита российского газа через украинскую территорию на данный объем.
Поэтому остается надеяться на то, что после аннулирования горячо любимого украинскими властями проекта по причине его экономической нецелесообразности наши чиновники больше не станут ввязываться в чужие антироссийские игры, отдавая себе отчет в том, что эти игры направлены против транзитного статуса Украины, сохранение которого возможно только в тесной кооперации с Россией.
К тому же аннулирование проекта "Набукко" означает крах надежд украинских властей на долевое участие в строительстве Транскаспийского газопровода стоимостью 7,9 млрд. евро, в который Киев планировал вложить до 790 млн. евро (т.е. 10% от общей суммы) при условии включения в него ответвления до терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви, откуда газ можно будет поставлять на Украину по Черному морю.
Тем самым украинские власти инициировали объединение между собой двух проектов: Транскаспийского газопровода по поставкам газа из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря и AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector) по поставкам газа из Азербайджана по суше в Грузию, а оттуда по Черному морю в Румынию, подключив к их реализации Украину.
Однако решение консорциума по строительству Nabucco об утверждении сокращенного маршрута Nabucco West засвидетельствовало тот факт, что его разработчикам не удалось решить вопрос с прокладкой подводного газопровода, что возможно только после определения международно-правового статуса и делимитации морских границ Каспийского моря государствами "прикаспийской пятерки" - Россией, Казахстаном, Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.
Решение консорциума по Nabucco также фактически перечеркивает надежды украинских властей на реализацию проекта строительства газопровода "Белый поток" по поставкам газа из Туркменистана и Азербайджана в Европу по дну Каспийского и Черного морей, с которым во время второго премьерства носилась Юлия Тимошенко под гомерический хохот представителей Партии регионов.
6 июня 2013 г. в своем ежегодном послании к Верховной Раде эту идею поднял на свои знамена уже президент В. Янукович, заявив, что считает целесообразным вернуться к рассмотрению данного проекта.
"В среднесрочной и отдаленной перспективе возможным путем диверсификации поставок и использования транзитных возможностей может стать природный газ из Азербайджана и Туркменистана", - говорится в послании.
"Целесообразно также вернуться к рассмотрению проекта "Белый поток" как альтернативного маршрута поставок в Украину природного газа из Азербайджана, а в случае успешной реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода - также из Туркменистана и Казахстана", - отмечается в нем.
Также отметим, что на фоне этих событий терпят фиаско и планы украинских властей по долевому участию в азербайджано-турецком проекте Трансанатолийский газопровод (TANAP), в котором 80% принадлежит Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) и 20% турецкой государственной энергетической компании BOTAS.
Изначальная пропускная способность TANAP, как ожидается, составит 16 млрд. куб. м в год, из которых около 6 млрд. кубов будет выделено Турции, остальные будут транспортироваться в Европу. По предварительным оценкам, стоимость трубопровода составит около $7 млрд. Его строительство планируется начать в 2014 г. и закончить в 2018 г.
Как заявил 18 июня 2013 г. министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, официальный Баку не видит оснований для участия Киева в его реализации.
"Это газопровод стран-участников и производителей газа. Там другие партнеры. Я просто не вижу смысла в этом. Для чего? Что они получают? Украина ведь не производитель этого газа? Нет. Газопровод будет пролегать по ее территории? Нет. Может, они надеются вкладывать и получить какую-то прибыль? Но там незначительные прибыли, потому что это трубопроводный проект", - сказал он.
Н. Алиев подчеркнул, что Азербайджан намерен вместе с Турцией построить газопровод до границ с Евросоюзом. "А дальше кто как хочет, куда хочет, туда и строит", - добавил он.
Министр отметил, что газовые поставки на Украину не являются приоритетными для Азербайджана. По его словам, только после того как будет организован экспорт в Европу и у страны появятся деньги для разработки новых газовых месторождений, Азербайджан будет окончательно решать вопросы поставок на Украину.
Другими словами Азербайджан соглашается на бесконечные переговоры с Украиной по вопросу организации поставок газа исключительно из дипломатической вежливости, на самом деле не считая этот вопрос для себя "приоритетным".
В этой связи Киев своей энергетической дипломатией в Каспийском регионе напоминает наивного героя из известного анекдота, которому посулили корову за прыжок с парашютом вместо заболевшего испытателя:
"В части заболел испытатель парашютов. Подыскали замену мужика из деревни, а за прыжок ему пообещали корову. Посадили мужика в самолет, объяснили, что делать, и вытолкнули из люка.
Вытягивает мужик кольцо - парашют не раскрылся. Вытягивает другое - опять не раскрылся. Летит он и думает: - Ну ладно, с парашютом они надули, посмотрим, как там внизу, с коровой".
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме