16:31 26.08.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Энергетическая гигантомания: Украина построит терминал для приема сжиженного газа
Украина сможет получать сжиженный газ по цене $190 за тыс. куб., в ближайшее время построив под Одессой терминал для приема кораблей с "голубым топливом".
Об этом 25 августа 2010 г. в ходе заседания Комитета по экономическим реформам в Администрации президента заявил министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
"31 марта текущего года правительство утвердило постановление о строительстве терминала сжиженного газа на берегу Черного моря, и до конца года будет подготовлено ТЭО (техническое экономическое обоснование). Если бы сегодня мы имели такой терминал, то его экономика поражает. Если сегодня мы получаем трубный газ по цене 200$ за тыс. кубометров, то, учитывая проведенные переговоры с Египтом, учитывая все транспортные расходы, мы сможем получать сжиженный газ по цене 190 $ за тыс. кубометров", – сказал чиновник.
"Я уверен, что мы сможем вложиться в положенные сроки строительства такого терминала", – резюмировал Бойко.
Как сообщалось, 31 марта 2010 г. Кабинет Министров своим распоряжением N992-р утвердил План мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Поставка в Украину сжиженного природного газа и строительство регазификационного терминала".
12 июня 2010 г. в эфире телеканала "Интер" глава Минтопэнерго сказал, что строительство терминала по приему сжиженного газа обойдется Украине в сумму около 1 млрд. долларов.
"У нас есть программа с Евросоюзом, в рамках этой программы общая сумма финансирования около 3 миллиардов. И как раз один из проектов мы будем предлагать вот этот", - заявил Бойко.
Министр сообщил, что уже состоялись переговоры с азербайджанскими партнерами, которые с Румынией и Болгарией строят терминал сжиженного газа в Кулеви в Грузии.
"И мы будем там партнерами, по выкупу определенного объема сжиженного газа и поставки его в нашу страну, через терминал в Одессе. Программа рассчитана на четыре года", - уточнил он.
"Мы рассчитываем, что Украина будет закупать 5 миллиардов кубометров газа на первом этапе, и еще пять, суммарно 10, на втором", - добавил министр (по материалам РИА "Новый Регион", "Украинской правды").
Строительство ради строительства
как путь к созданию аналога "Одесса-Броды"
Напомним, что в период "оранжевой пятилетки" тогдашняя власть уже носилась с проектом строительства терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) под Одессой.
Так, 17 января 2006 г. глава НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко обещал на протяжении трех лет построить под Одессой завод по переработке СПГ из Северной Африки мощностью 20 млрд. куб. м газа в год.
Правда, глава "Нафтогаза" говорил, что его строительство обойдется в 3 млрд. долларов, добавляя, что главным инвестором проекта выступит сама госкомпания.
27 августа 2009 г. президент Виктор Ющенко своим указом N681/2009 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 5 июня 2009 г. "О развитии рынков топливно-энергетических ресурсов в рамках реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года".
Этим решением президент поручил правительству добиваться диверсификации источников, поставщиков и маршрутов поставок газа с помощью "поставок сжиженного природного газа из государств Африки и Ближнего Востока и расширения его использования".
14 ноября 2009 г. премьер Юлия Тимошенко поручила Министерству топлива и энергетики решить в неотложном порядке вопрос размещения терминала для приема СПГ в одном из портов страны.
Своим поручением премьер отреагировала на выступление генерального директора Одесского припортового завода Валерия Горбатко, который заявил о возможности поставок на Украину сжиженного газа из Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов.
Сейчас же новая власть подхватила эстафетную палочку от своих предшественников, решив построить терминал по приему СПГ.
Однако прежде чем что-то строить, нужно иметь юридически зафиксированные гарантии поставок энергоресурсов, поскольку в противном случае этот проект повторит печальную судьбу нефтепровода "Одесса-Броды", построенного президентом Леонидом Кучмой.
Как известно, тогдашнего главу государства надоумили заняться этой "стройкой века" американские "советники", на словах пообещав заполнить трубу каспийской нефтью.
30 октября 2001 г. Агентство торговли и развития США выделило госкомпании "Укртранснефть" (дочерней структуре "Нафтогаза") грант в размере 125 тыс. долларов для подготовки ТЭО создания международного консорциума по эксплуатации ЕАНТК "Одесса-Броды-Гданьск".
Исполнителем по разработке ТЭО была назначена американская компания "Halliburton Kellogg Brown & Root" - близкая к вице-президенту США Дику Чейни.
Затем 31 января 2002 г. "Укртранснефть" подписала договор с американским консультантом в нефтегазовой отрасли Эдвардом Чоу на предоставление услуг стратегического бизнес-советника по достройке и использованию нефтепровода "Одесса-Броды". Проект финансировался Агентством торговли и развития США.
На церемонии подписания договора также присутствовал советник американского президента по вопросам дипломатии в энергетике Стивен Манн, который заверил украинскую сторону в том, что президент США Джордж Буш поддерживает усилия Украины по строительству нефтепровода.
"Американский президент поддерживает украинскую идею нефтепровода "Одесса-Броды", - заявил С. Манн.
В результате, работы по разработке ТЭО выполнила компания "Halliburton" - то есть американцы выплатили грант самим себе!
Но это еще полбеды. Главное, что эта компания предоставила украинской стороне свои расчеты, которые якобы свидетельствуют о "целесообразности" прокладки трубы!
Услышав от американских "экспертов" о столь радужных перспективах Украина стала достраивать нефтепровод ударными темпами!
И, как результат, уже 17 мая 2002 г. состоялась церемония подписания Акта Государственной комиссии по принятию нефтепровода в эксплуатацию.
Правда очень скоро стало понятно, что никакой каспийской нефти для нефтепровода нет, и не предвидится.
27 апреля 2004 г., вдоволь насидевшись на пустой трубе, Л. Кучма признал: "500 млн. долларов закопали в землю и ждут у моря погоды", после чего добавил: "Если мы будем воротить носом, нас обойдут и на металлолом пойдут эти трубы".
В конечном итоге, 28 июля 2004 г. "Укртранснафта" и российско-британская компания "ТНК-ВР" подписали контракт на прокачку российской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в реверсном (обратном) режиме, который действует до сих пор.
Поэтому нынешней власти следует учесть печальный опыт своих предшественников, а не играться в строительство очередных энергетических "Нью-Васюков".
Иначе на этот раз она "закопает в землю" уже 1 млрд. долларов,после чего будет "ждать у моря погоды",не имея при этом гарантий поставок газа.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
13 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |