15:30 28.11.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Экспорт российских автомобилей показывает взрывной рост
В российской промышленности наблюдается новое явление – собираемые в стране иномарки пользуются все большим спросом за рубежом. Статистика показывает резкий рост экспорта произведенных в России автомобилей. Какие собираемые в России марки наиболее популярны за границей и чем объясняется возросшая любовь иностранцев к российским автомашинам?
Экспорт из России за три квартала 2017 года вырос более чем на четверть, или на 52 млрд долларов – до 255 млрд долларов. «Рост экспорта достигнут по многим видам продукции. Частично, конечно, этому способствовало повышение мировых цен, но значительный, ведущий фактор – это увеличение физических объемов наших поставок за границу», – радуется премьер-министр Дмитрий Медведев.
Растет экспорт не только топливно-энергетического сектора, но и несырьевых товаров. В частности, на 18% в физическом выражении вырос экспорт продовольствия и сырья для него, на 30% – экспорт пластмасс, на 14% – экспорт неорганической химии, почти на 3% – каучука и резины.
Но наиболее интересен рост поставок автомобилей. По данным ФТС, поставки за рубеж выросли более чем на треть, иностранцы купили почти 64 тыс. российских машин более чем на 1 млрд долларов (в денежном выражении рост также на 31%). По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за девять месяцев 2017 года экспорт продукции автомобилестроения вырос на 47% (в штуках). В целом Россия в этом году заработает 3 млрд долларов на экспорте в целом и легковых, и грузовых автомобилей, и автокомпонентов. По крайней мере, таков прогноз главы Минпромторга Дениса Мантурова.
Рост обеспечили легковые автомобили (в 1,8 раза), причем в основном за счет увеличения поставок в дальнее зарубежье. С грузовиками ситуация не такая однозначная: экспорт в дальнее зарубежье падает, а вот в страны СНГ – растет на те же 30%.
Поставка произведенных в России иномарок на экспорт – новое явление для российского авторынка. Какие автомобили Россия продает в дальнем зарубежье и кто там их покупает?
Почти половину автомобилей за первые три квартала 2017 года купила Чехия. В основном это были автомобили марки Skoda, и половину из них составила модель Yeti, которую собирают по контракту на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде (другие модели марки собирают на заводе VW под Калугой). Еще 10% экспорта пришлось на Латвию. Остальные автомобили закупили Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия и Ливан.
Автомобили Lada заняли второе место в структуре автомобильного экспорта. Здесь наиболее популярные модели – седан Lada Vesta и внедорожная версия Lada – 4Ч4. Далее на экспорт также идут автомобили корейского автоконцерна Hyundai, французского Renault и немецкого Volkswagen.
По данным РЭЦ, основным покупателем российских машин является регион СНГ, на который приходится 59% продаж. На второе место с прошлого года вышла Восточная Европа, ее доля подскочила до 29%. Еще 5% приходится на Ближний Восток, по 2,5% – на АТР и Америку, около 2% – на Африку.
«Главные покупатели наших автомобилей в последние годы – Белоруссия и Казахстан. Однако если раньше Казахстан первенствовал с большим отрывом, то в прошлом году, с введением утилизационного сбора, там стала активнее развиваться сборка автомобилей», – говорит глава группы компаний РЭЦ Петр Фрадков.
«Благодаря крупным поставкам Skoda Yeti российской сборки в число основных покупателей российских автомобилей добавилась Чехия.
Наибольший рост в 2017 году, помимо Чехии, показывают поставки в ОАЭ, на Кубу, в Мексику, Латвию и Эфиопию. При этом впервые за 15 лет ведутся существенные отгрузки легковых автомобилей в страны Персидского залива», – отмечает Фрадков. В частности, Renault Duster экспортируются в ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию.
Зачем VW начал производить автомобили в России для экспорта в Чехию, родину марки Skoda? И почему вообще так хорошо пошел экспорт российских автомобилей?
Дело в том, что себестоимость производства в России намного ниже, чем в Европе. В итоге автоконцерн оставил на головном заводе в Чехии лишь производство локальных моделей (Octavia, Kodiaq, Karoq), а тот же внедорожник Yeti выгодней привезти из России. К тому же из-за схлопывания спроса на машины внутри России имеющиеся здесь мощности надо загружать.
Некоторые говорят, что экспорту российских машин помогает девальвация рубля. Однако это не совсем так. «Рост продаж автомобилей УАЗ на экспортных рынках связан прежде всего с активизацией деятельности самой экспортной команды УАЗ. Мы стали поставлять ульяновские внедорожники на рынки, где ранее УАЗ был неизвестен – Боливия, Гаити, Мексика, Филиппины, Эквадор. Девальвация рубля тут ни при чем. Более того – весь 2017 год рубль был вполне стабилен», – говорит директор по экспорту УАЗ (входит в «Соллерс») Андрей Дорофеев. В этом году на экспорт будет поставлено 5 тыс. ульяновских внедорожников.
Рубль действительно в этом году не такой волатильный, как в прошлом, и довольно крепкий. А укрепление национальной валюты снижает ценовую привлекательность экспорта. С другой стороны, слишком сильная девальвация рубля тоже не способствует экспорту машин, так как автопром сильно зависит от импортных комплектующих и поставщиков. Возможно, что текущий курс в районе 58–60 рублей за доллар является наиболее комфортным с точки зрения сочетания импорта комплектующих и экспорта готового автомобиля.
Однако здесь все еще много проблем. «Что касается экспорта иномарок, собираемых в России, то основным препятствием является отсутствие у России развитой системы торговых соглашений с крупными мировыми рынками и выстроенных каналов сбыта, что приводит к высокой себестоимости логистики и удорожанию автомобилей на 15–30%. В связи с этим экспорт теряет свой бюджетный смысл», – говорит зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
Поэтому для развития экспорта автомобилей нужна поддержка со стороны государства, иначе прописанные в стратегии развития планы по росту объема экспорта автопрома до 4,41 млрд долларов к 2025 году нереалистичны, считает Зиновьев. «Однако государству интереснее инвестировать в развитие внутреннего рынка, так как это приносит больше прибыли в виде налоговых сборов», – скептичен эксперт.
Однако Петр Фрадков уверен, что рост экспорта автомобилей связан в первую очередь с государственной политикой. «Она направлена на повышение конкурентоспособности российского производства, в том числе за счет создания через меры поддержки благоприятной инвестиционной среды – на это направлены все инструменты, которыми наделен Российский экспортный центр», – говорит Фрадков.
Российские производители уже пользуются помощью государства. Так, например, УАЗ использует господдержку в части субсидирования логистических расходов. «Это помогает нам выглядеть более конкурентно на внешних рынках», – говорит Дорофеев, добавляя, что в 2018 году компания планирует нарастить экспорт УАЗов в 1,5–2 раза по сравнению с 2016 годом. Планируется начать продажи внедорожников в Ливане, Мексике и Чили.
Господдержка автоэкспорта очень важна, потому что на экспортных рынках много различных ограничений таможенного, технического и финансового характера, согласны в «Группе ГАЗ», которая экспортирует свои «Газели Next» более чем в 40 стран мира и за шесть лет планирует вдвое увеличить число экспортных рынков. В частности, Российский экспортный центр помогает продвигать «Газели Next» путем организации выставочных экспозиций и деловых миссий, информационной поддержки и помощи в поиске иностранных партнеров, сопровождения переговорного процесса. В итоге компания подписала крупный контракт с Филиппинами на обновление общественного транспорта в стране. Также стартовали продажи «Газелей Next» в Иорданию, а в Республике Гана «Группа ГАЗ» обновит парк школьных автобусов.
Ольга Самофалова
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме