19:30 25.02.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Экономика Украины: оценки профессионалов
Верховной Раде Украины
Президенту Украины
Кабинету министров Украины
Совету национальной безопасности и обороны Украины
Заявление Всеукраинского союза ученых-экономистов
о состоянии украинской экономики и первоочередных антикризисных мерах
Всеукраинский союз ученых-экономистов заявляет, что государственная экономическая политика за девятнадцать лет украинской независимости привела страну в экономический тупик, и сегодня Украина находится на грани окончательной потери экономической независимости и формирования марионеточного государства.
Анализ предложений современной политической элиты по антикризисным мероприятиям и стратегическим аспектам экономического развития свидетельствует о дальнейшем прогрессировании ее экономической близорукости. Имеются в виду антикризисные меры, предлагаемые сегодня украинским политикумом, а именно:
- стимулирование внутреннего потребления через увеличение потребительского кредитования;
- освобождение от налогов малого бизнеса при сохранении НДС и налога на прибыль на остальной бизнес;
- возобновление ипотечного кредитования за счет ресурсов НБУ;
- введение всевозможных новых налоговых льгот и преференций;
- умеренная инфляция;
- начало массового строительства дорог, мостов, портов и т.д.
Эти меры с одной стороны никак не связаны с повышением рентабельности национальной экономики на мировом рынке, с другой - некоторые из них как раз и создали предпосылки для современного экономического кризиса.
Реализация этих предложений, на наш взгляд, со временем неизбежно приведет Украину к полному экономическому краху, потому что большинство предлагаемых мероприятий направлено не на лечение болезни, а на временное снятие ее симптомов.
Действительно, эти мероприятия за счет раздувания не обеспеченного реальными доходами граждан нового кредитного "пузыря", стимулирующего внутреннее потребление, на несколько лет могут создать видимость экономического оздоровления, после чего последует неизбежный экономический крах.
Внутренний спрос в условиях крайне низкой конкурентоспособности национальной экономики нужно стимулировать ростом зарплат, а не ростом кредитования.
Всеукраинский союз ученых-экономистов обращается ко всем институтам государственной власти с призывом воздержаться от популистских мер и до завершения работы над проектом Стратегии социально-экономического развития Украины "Новая экономика" с целью создания эффективных условий для интенсивного развития отечественного производства с высоким экспортным потенциалом сосредоточить внимание на необходимости проведения таких первоочередных антикризисных мероприятий, предлагаемых нашей организацией:
1) На три года экономической стабилизации существенно ограничить потребительское кредитование.
Данная мера позволит снизить потребление импортных товаров, что будет сдерживать отток денежных ресурсов за пределы страны и повысит объемы сбережений и, соответственно, инвестиционный потенциал населения, что позитивно отразится на оздоровлении банковской системы через наполнение ее депозитными вкладами. На сегодняшний день все первоочередные потребности человека можно удовлетворить, ограничиваясь современным соотношением спроса и предложения. Докризисный уровень потребления, вызвавший "кредитоманию", в подавляющем большинстве случаев был обусловлен не жизненной необходимостью приобретения каких-либо дополнительных благ (нового мобильного телефона, телевизора, автомобиля и т.д.), а как следствие воздействия на человеческое сознание маркетинговых технологий, вызывающих жажду новых покупок. В условиях тотального заполнения потребительского рынка импортными товарами стимулирование потребления данных товаров наносит несомненный вред национальной экономике.
2) Отказ на три года от ипотечного кредитования населения.
Ипотечное кредитование населения приводит к направлению колоссального инвестиционного ресурса на создание объектов, никак не связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Соответственно, данные инвестиции неэффективны с позиции увеличения прибыли от экспортных операций, а экспорт - единственный способ обеспечения притока в страну некредитных денежных ресурсов. Кроме того, подавляющее большинство отделочных строительных материалов импортируется, что приводит к оттоку денежных средств за пределы страны.
В современных условиях, с учетом жизненно важной необходимости повышения национальной конкурентоспособности на мировом рынке, такое распределение внутренних ресурсов является крайне нерациональным.
3) Стимулирование банковской системы к инвестированию в производство.
Это, прежде всего, должны быть новые производственные бизнес-проекты, продукция которых ориентирована на экспорт. Существенное ограничение потребительского кредитования с одной стороны и наполнение депозитной базы с другой приведет к существенному снижению процентных ставок по депозитам, что, в свою очередь, создаст условия для кредитования производственной системы под небольшие проценты.
4) Жесткое государственное регулирование банковской системы с целью недопущения обесценивания гривны.
Ни в коем случае нельзя допускать даже незначительного падения гривны до момента, пока экспорт не будет превышать импорт как минимум на 30%.
Большинство ранее происходивших резких колебаний валютного курса можно объяснить либо спекуляциями на валютном рынке, либо некомпетентностью Национального банка. Поэтому необходимо введение крайне жесткой персональной ответственности руководителей Национального банка за падение курса национальной денежной единицы.
5) Полная остановка контрабанды.
Всеукраинский союз ученых-экономистов готов предложить действенные меры, которые в течение месяца позволят полностью остановить контрабанду. Колоссальные масштабы контрабанды приводят не только к недопоступлению денег в бюджет, но и (что намного опаснее) обеспечивают постоянный переток денежных ресурсов из Украины за рубеж. В условиях, когда импорт существенно превышает экспорт, контрабанда импортных товаров усиливает обескровливание денежной системы Украины и ставит экономику страны в зависимость от зарубежных кредитных ресурсов.
6) Налоговая реформа.
Полная отмена НДС, налога на прибыль и единого налога на малый бизнес. Вместо этого - введение 5% налога на покупку, который уплачивает потребитель. Полная ликвидация каких-либо льгот на какие-либо другие налоги и сборы. Экспортная пошлина - 5% от стоимости товара. Основные преимущества отказа от НДС и налога на прибыль и введение налога на покупку в размере 5% от стоимости покупки очевидны.
В условиях отсутствия налогов на предпринимательский доход начнется инвестиционный бум. Разумеется, при условии, что будет обеспечена политическая стабильность и предсказуемость государства. Неизбежна существенная детенизация экономики, так как нет смысла укрывать те налоги, которых не существует. Соответственно, в бюджет должно дополнительно поступать как минимум 80 млрд. гривен к существующему уровню налоговых поступлений. Существенно сократится время и, соответственно, непроизводственный персонал, необходимый для администрирования налогов, что даст значительную экономию в общегосударственном масштабе на уровне как минимум в 15 раз ниже существующих расходов, необходимых на администрирование налогов. Данная реформа послужит экономическим рычагом для формирования гражданского общества, что укрепит демократические основы государства, в котором, на сегодняшний день, усиливаются предпосылки к движению в сторону тоталитаризма. Простой человек, потребитель, будет знать, что государство живет именно на его, простого человека, налог с покупки, а не на налоги, которые платят корпорации. Соответственно, простой человек будет более требователен к услугам, предоставляемым ему государством. Государство, в свою очередь, будет более ответственно перед своими гражданами.
Уплата данного налога государству осуществляется потребителем в момент покупки. Социальная функция бизнеса - передать государству эти деньги, что достаточно легко осуществить в день покупки или на следующий день. Разумеется, со стороны бизнеса может существовать соблазн воровства этих денег. Но существует достаточно легкий и простой механизм, как этого не допустить. Преимущество - процесс поступлений в бюджет может идти перманентно, что обеспечит стабильность наполнения его доходной части. Введение налога на покупку сделает низкорентабельными или вообще нерентабельными многоуровневые коррупционные каналы распределения с большим количеством посредников и будет стимулировать развитие реального сектора экономики.
7) Финансирование проведения Евро-2012 в Украине ограничить частнымиинвестициями и инвестициями местных органов власти.
Необходимо признать, что в условиях тяжелейшего экономического кризиса трата нескольких десятков миллиардов бюджетных денег на строительство стадионов и гостиниц вызывает очень серьезные сомнения в экономической обоснованности данного шага. Даже экономически развитые страны вряд ли могли бы позволить себе в условиях современного кризиса разворачивать подобное строительство объектов сомнительной экономической ценности. Не слишком ли высокая цена тщеславия тех, кто сходит с политической арены?
8) Психологическое стимулирование сокращения внутреннего потребления.
Ограничивать внутреннее потребление необходимо до тех пор, пока не разовьется отечественный бизнес, производящий товары массового спроса, и не будут созданы новые экспортоориентированные производственные мощности, а экспорт не будет превышать импорт как минимум на 50%. Сегодня страна должна научиться экономить. Демонстрация со стороны всех институтов государственной власти сокращения потребления должна стать примером для остального населения.
Необходимо также ограничить время рекламного воздействия на телевидении как минимум в пять раз, и установить жесткие нормы расположения рекламных щитов. Кроме того, целесообразно установить своего рода акциз на рекламу импорта, направив все полученные средства на инвестиции в отечественное производство.
9) Проведение действенных антикоррупционных мероприятий, направленных на ликвидацию откатных схем в распределении государственных ресурсов.
В условиях, когда страна находится на грани экономического краха, дальнейшее превалирование в данном аспекте личностных мотивов над государственными способно привести к уничтожению самого государства.
10) Создание государственного банка инновационного развития.
Вышеприведенные меры в обязательном порядке должны привести к повышению уровня сбережений населения. Ввиду низкой степени доверия населения к бизнесу и фактического отсутствия в Украине фондового рынка вряд ли население будет самостоятельно инвестировать свои сбережения в бизнес-проекты. Создание государственного банка инновационного развития с его правильным позиционированием способно в виде долгосрочных депозитных вкладов привлечь значительные инвестиционные ресурсы населения. Эти ресурсы следует направить на создание новейших высокотехнологичных экспортоориентированных государственных предприятий или предприятий с высокой долей государственной собственности, которые целесообразно трансформировать в открытые акционерные общества (ОАО). Проценты по данным депозитам или же сумму самого вклада по истечении срока по желанию вкладчика можно выдавать акциями данных предприятий.
Альтернативой формирования такого банка может послужить создание государственного паевого инвестиционного фонда.
11) В условиях необходимости экономии денежных ресурсов собственники и руководители предприятий должны показать пример гражданской солидарности с простыми рабочими.
Когда Япония преодолевала послевоенный кризис, а США - Великую депрессию и современный экономический кризис, руководители многих предприятий на период преодоления кризиса устанавливали себе зарплату на уровне простого рабочего или даже в один доллар в знак гражданской солидарности. Гражданская солидарность всегда была важнейшим фактором преодоления кризисных явлений. Если в условиях нынешнего кризиса все его тяготы лягут на простого человека, а собственники и топ-менеджеры предприятий и политическая элита будут и далее демонстрировать стремление к роскошной жизни, апатия, охватившая сегодня миллионы простых людей, может привести к нигилизму - полному отрицанию существующей действительности, что чревато ее радикальными изменениями.
12) Принятие бездефицитного бюджета.
Существенно сократить государственные расходы вполне возможно за счет их рационализации и жесткого пресечения откатных технологий. Кроме того, учитывая абсурдность бесконечного роста численности государственного аппарата управления при параллельном сокращении численности населения, и вред, наносимый национальной экономике от чрезмерной бюрократизации, а, соответственно, замедления экономических процессов, необходимо и целесообразно максимально сократить численность государственного аппарата управления и расходы на его содержание.
13) Развитие фондового рынка, в том числе рынка государственных ценных бумаг.
Развитие фондового рынка параллельно с созданием государственного инновационного банка является важным инструментом для привлечения инвестиций со стороны населения в новые производства.
Пять ключевых моментов:
1) эмиссия негосударственных ценных бумаг должна разрешаться только с целью расширения производства под конкретный бизнес-проект;
2) государственная экспертиза надежности эмитента и обоснованности бизнес-проекта с целью недопущения мошенничества;
3) обязательное страхование рисков;
4) государственный контроль за целевым использованием инвестиций;
5) интенсивное стимулирование со стороны государства создания новых производственных (прежде всего экспортоориентированных) предприятий в форме ОАО.
Развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг является также важным шагом к эффективному управлению государственным долгом с учетом мирового опыта.
14) Создание Национального экономического совета.
Учитывая, что необходимым и важнейшим фактором экономического роста является достижение гражданского консенсуса между ветвями власти, бизнесом и обществом по отношению к дальнейшему экономическому курсу (а сегодня в данном аспекте в стране царит тотальное недоверие), крайне актуальным является создание независимого Национального экономического совета (подобный орган был создан в послевоенной Японии и обеспечил ее экономическое чудо), определяющего экономическую стратегию страны и контролирующего этапы ее реализации.
В состав Совета должны войти представители Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, Национальной академии наук Украины, Всеукраинского союза ученых-экономистов, Украинского союза промышленников и предпринимателей, крупнейших корпораций. Состав совета не должен меняться на протяжении всего периода реализации стратегии (Всеукраинский союз ученых-экономистов завершает разработку стратегии "Новая экономика" на 15 лет), а его постановления должны иметь силу закона без права какого-либо вето. В то же время все проекты законов, влияющие на экономику страны, должны проходить обязательную предварительную экспертизу в Национальном экономическом совете на предмет соответствия Национальной стратегии экономического развития и без его одобрения не иметь права на дальнейшее прохождение.
Приведенные первоочередные антикризисные меры являются стартовыми позициями для реализации Концепции украинского экономического чуда, разработанной Всеукраинским союзом ученых-экономистов.
В комплексе с преобразованиями, направленными на структурную перестройку экономики, дальнейшими реформами в инвестиционно-инновационной политике, пенсионной реформой, институциональными изменениями, реформами в системе государственного управления, в сферах образования, здравоохранения, правовой защиты, и другими направлениями, предлагаемыми Всеукраинским союзом ученых-экономистов в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Украины "Новая экономика". Реализация предложенных выше антикризисных мероприятий позволит обеспечить в долгосрочной перспективе интенсивный экономический рост, высокий уровень жизни населения и вывести Украину на передовые рубежи в мировой экономике.
Всеукраинский союз ученых-экономистов ещё раз настоятельно призывает политическую элиту страны отказаться от сиюминутных популистских экономических решений или действий, направленных на защиту отдельных видов бизнеса в ущерб национальной конкурентоспособности, а руководствоваться истинно государственными интересами обеспечения долгосрочного благополучия украинского общества.
Александр КЕНДЮХОВ, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов, доктор экономических наук
Уважаемые коллеги!
С большим интересом ознакомилась с предложенным Вами "Заявлением Всеукраинского союза ученых-экономистов о состоянии украинской экономики и первоочередных антикризисных мерах", присланным Александром на мою электронную почту.
Прежде всего, я полностью согласна с негативной оценкой предлагаемых сегодня антикризисных мер. Особенно таких, как стимулирование потребительского и ипотечного кредитования, налоговые послабления для малого бизнеса при общем сохранении НДС. Эти меры не только не решат проблемы резкого увеличения внутреннего спроса на товары и услуги отечественного производства, но и никоим образом не раскрепостят колоссальный экспортный потенциал Украины, не создадут мощных побудительных мотивов модернизации украинских предприятий для роста производства конкурентоспособной продукции.
А если не будет создано условий для возрождения отечественного производства, не будут созданы миллионы рабочих мест в реальном секторе экономики, то никакие ухищрения, никакие внешние и внутренние займы, никакие политические заклинания не спасут страну. И не только от дефолта, но и от масштабных техногенных катастроф и социальных потрясений.
Я также полностью разделяю Ваши настоятельные требования того, чтобы нынешняя политическая элита отказалась от сиюминутных популистских экономических решений и непродуманных действий, так как наша страна уже у последней черты.
Еще в ноябре 2009-го британская Credit Market Analysis при оценке вероятности дефолта по суверенным долговым обязательствам 63 стран-эмитентов, признала, что наибольшая вероятность риска у обязательств Украины. Вероятность того, что Украина объявит в течении пяти лет дефолт составляет 53,7%. Кстати, по сравнению с 1-м позорным местом Украины, Россия находится на 10-м месте с уровнем риска дефолта в 14,5 %.
Мы с Вами не можем закрывать глаза на то, что при общемировом кризисе, Украина показала в 2009-м наихудшие результаты: ВВП снизился на 15%, производство промышленной продукции на 21,9%, в том числе в машиностроении падение объемов производства составило 45,1%, в металлургии и химии – 26,6% и 23% соответственно. Почти наполовину сократились объемы строительства.
Казна пуста: на счетах Госказначейства на 1.02.2010 было 2,5 миллиарда гривен, на валютном счете правительства - 30 млн долларов. Это при том, что ежемесячная сумма обязательств казначейства (что оно обязано выплачивать) – 28,3 млрд грн. Почти миллиард долларов Украина должна ежемесячно платить России за газ. Да около 30 млрд дол. нужно в 2010-м отдать на погашение внешнего долга (совокупный объем которого уже достиг 103 млрд дол., а это 90% ВВП). Если мы к этому добавим еще 300 млрд грн внутреннего долга государства по ценным бумагам, 25 млрд грн невозвращенного НДС и 12 млрд грн наперед изъятых налогов, - то экономическая катастрофа Украины предстанет во всем своем трагизме.
Потому тем более важна продуманная стратегия радикальной смены экономической политики для вывода страны из кризиса. К сожалению, дискуссии экономистов – профессионалов в стране не допускают. Примитивные политические шоу малограмотных политиков под ярлыком "Свобода слова" продолжают дурманить общество и решать политические, а не экономические проблемы.
А нам с Вами есть о чем дискутировать. Я не буду излишне дробить свою позицию. Ибо есть вещи бесспорные (как отмена НДС и введение налога с продажи, что было мной предложено парламенту Украины еще в 1999-м году в проекте внесенного мною Налогового кодекса), есть наивные (как "полная остановка контрабанды" или "пример гражданской солидарности руководителей предприятий с простыми рабочими"), есть вещи ошибочные и нереальные (как бездефицитность бюджета. Ибо мировая экономика еще не знает опыта выхода из кризиса при бездефицитном бюджете).
Но все это вторично. Первичным является обоснование перспективной экономической модели, поиск мощных инвестиционных ресурсов для модернизации реального сектора экономики. Нужны внушительные вложения в основной капитал! Назову цифры: за 18 лет независимости Украины объёмы инвестиций сократились вдвое и к началу 2009-го они составляли лишь 44,7% от уровня 1990-го. В кризисном 2009-м они снизились еще более резко. И это при том, что износ основных фондов практически во всех отраслях экономики уже не менее 70% (в коммунальной инфраструктуре и железнодорожном транспорте свыше 80%)
Вопрос ребром: где взять средства? Безусловно, нужно разблокировать внутренние инвестиции. А это означает жесткое государственное регулирование деятельности коммерческих банков (вплоть до их национализации), создание государственных банков (и в первую, очередь, как Вы правильно отметили, государственного банка инновационного развития).
Для высвобождения средств предприятий с целью их вложения в развитие производства, безусловно, важна и налоговая реформа, и налоговые льготы, и упорядочивание цен на энергоносители.
Здесь нам никуда не уйти от наведения порядка на энергорынке, национализации его объектов и установление фиксированных цен с минимальной рентабельностью на энергоресурсы.
Но и это еще не все. В условиях нынешних цен на энергоресурсы экономику Украины не поднять.
Для решения этого и множества других вопросов, Украине следует принять единственно разумное решение - войти в Таможенный союз, а значит и в Единое Экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Уже только ликвидация границ и таможен, двойного налогообложения и пошлин резко удешевит нашу продукцию и откроет ей огромный внешний рынок. А реализация межгосударственных инвестиционных программ обеспечит жизненно важный для Украины приток инвестиций. Причем именно в сферу материального производства.
Подчеркну, что в эту сферу инвестиции с Запада в Украину не прийдут никогда. Ибо для них мы северная страна и удельные капиталовложения (на единицу продукции) у нас значительно выше, чем в Юго-Западной Азии или Африке. Там и рабочая сила намного дешевле. А вот для России, Белоруссии и Казахстана вложение средств в экономику Украины инвестиционно привлекательно. Оно даст большую прибыль, чем в их странах, с их более суровым климатом и худшими почвами.
Расчеты Национального института развития РАН, проведенные совместно с учеными НАН Украины показали, что само создание полноформатного Единого экономического пространства позволяет поднять темпы экономического роста на треть, а формирование общей стратегии развития позволит их удвоить. Расчеты показали, что за счет интеграционного фактора Россия получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан – 14,7%. Суммарный интеграционный эффект к 2015 году составит 400 млрд долларов. Те же расчеты, сделанные с учетом членства Украины, показали, что Украина получит наибольшую выгоду от интеграции!
Сразу же хочу возразить рабам Запада, апологетам МВФ и ВТО: чем раньше Украина выйдет из этих организаций, тем лучше будет для всех нас. Политика открытого рынка и свободной конкуренции в латиноамериканской модели периферийного капитализма, 18 лет реализуемая в Украине, не дает ни одного шанса не то чтобы поднять экономику, но даже чтобы избежать надвигающейся катастрофы.
С правовой точки зрения, именно интеграция Украины с Россией легитимна т.к. она прописана в Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990 г. Верховным Советом Украины, и положенной в основу Акта провозглашения независимости Украины, за который проголосовало 90,3% на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года. Это и есть воля народа Украины! Решение референдума обязательно для выполнения всеми. Взаимные обязательства по общей интеграции также закреплены в Большом договоре с Россией, заключенном в 1997-м году и пролонгированном в 2008-м на следующее десятилетие.
Никаких референдумов по вхождению в МВФ и ВТО в Украине не было. Более того, 20.04.2004 Верховная Рада Украины ратифицировала договор о вхождении нашей страны в ЕЭП. И это только подлость и продажность Западу властей Украины не дала возможности наполнить это решение реальным содержанием.
Минуло 6 лет. Жестоко поплатился народ Украины за свое терпение, неразборчивость и всепрощение политиков. Вымирает наша страна! Доходы на душу населения в Украине в 8 раз ниже, чем в среднем по Европе продолжительность жизни ниже на 15 лет. Какие аргументы еще нужны для немедленных радикальных перемен?
Вот почему мы, ученые, не имеем права молчать. Мы обязаны говорить правду. Экономисты-профессионалы обязаны указать путь спасения страны и не позволить апологетам ретрохуторянской идеологии добить Украину и наш народ.
Я надеюсь на именно такое сотрудничество с Вами.
С уважением,
Наталия Витренко
д.э.н., премьер-министр оппозиционного
Правительства народного спасения.
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме