13:30 06.10.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Егор Смирнов: А терминал "плывет"...
Нет, похоже, мы обречены наступать на одни и те же грабли по несколько раз подряд. Или не грабли, а лыжи. Все помнят скандал с лыжным инструктором из Барселоны, который с подачи Каськива, подписал соглашение о строительстве LNG-терминала. Опозорились мы так сильно, что от планов закупки сжиженного газа решили отказаться. Но время лечит раны. И вот уже новое-старое лобби реанимирует идею строительства LNG-терминала. Вместо того чтобы сесть и договориться по газу, на чем настаивает Европа, Украина залазит в дебри поиска альтернативных путей снабжения энергоресурсами...
Новость о том, что в случае срыва поставок голубого топлива из России (из-за конфликта с Украиной) Европа будет использовать сжиженный газ, появилась в четверг, 1 октября, сразу на нескольких сайтах. Что уже вызывало определенные подозрения в "джинсе".
Первоисточником стал ресурс "Украинская энергетика", который со ссылкой на группу европейских операторов LNG-терминала GLE (Gas LNG Europe) сообщил: за счет сжиженного природного газа (СПГ) может быть компенсирован дефицит топлива, если он возникнет на фоне нарушения поставок российского газа в Европу этой зимой.
На сегодняшний день лидерами поставок сжиженного газа в мире являются Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, Алжир, Тринидад и Тобаго. При этом почти 88% СПГ приходится на долю Катара. Основными импортерами выступают Испания, Франция, Великобритания, а также Япония, Республика Корея, США и Индия.
В целом общая производительность LNG-терминалов Европы составляет около 132 млрд. куб. м в год, а через 5 лет ожидается, что эта цифра возрастет вдвое – до 268 млрд. куб. м. Самый мощный терминал в Европе построила в 2005 году Британия – Grain LNG производительностью 20 млрд. куб. м газа в год: он обеспечивает 20% необходимого стране импортного газа. Во Франции сейчас действуют три терминала, еще три планируется построить. А лидерами по строительству терминалов являются Италия и Испания.
Однако при всем этом пока LNG-терминалы не могут в полной мере конкурировать с поставками газа по трубам. В прошлом году "Газпром" добыл 487 млрд. куб. м газа, из них 162 млрд. куб. м поставил в Европу. Это треть от общей потребности Старого Света в голубом топливе.
На Украине суета вокруг LNG-терминала началась после того, как прежней власти не удалось договориться с Россией о пересмотре невыгодного газового контракта, подписанного с Тимошенко. Тогда заговорили о диверсификации путей снабжения нашей страны энергоносителями. И одна из идей как раз и заключалась в строительстве LNG-терминала в Одессе.
Прожектерский по своей сути проект быстро оброс соответствующей публикой. И если он не внушал доверия еще в самом своем зародыше, то, попав в руки Каськива и Ко, и вовсе перешел в виртуально-фантасмагорическую плоскость.
"Апофегеозом" процесса стало торжественное подписание многообещающего соглашения с группой компаний Gas Natural Fenosa осенью 2012 года. Не успели высокие стороны встать из-за стола переговоров, как компания объявила, что никому не давала полномочий заключать договор от своего имени. "Gas Natural не подписывала никакого контракта по инвестициям в Украине. Кроме того, мы не входим в какой-либо консорциум по разработке такого терминала, как и не изучаем это направление", – поясняли испанцы, обескураженной публике.
Почти сразу, как известно, выяснилось, что "респектабельный чел", поставивший свой автограф на документе, на самом деле бывший лыжный инструктор. А все остальные "инвесторы" – такие же мыльные пузыри, как и он.
Тему быстро прикрыли, дабы не позориться. Каськива с работы не выгнали, но держали "взаперти" и больше шалить не позволяли. Вопрос LNG-терминала постепенно сошел со страниц прессы и экранов телевизоров.
И вот, спустя довольно продолжительное время, в новостях появились два сообщения. Одно – приведенное выше: что Европа может компенсировать срыв (возможный) поставок российского газа сжиженным. Второе, что Украина все-таки намерена поиграть в сжиженный газ и готова арендовать плавучий LNG-терминал.
Как сообщил в интервью газете "Урядовый курьер" преемник Владислава Каськива на посту руководителя Госинвестпроекта Сергей Евтушенко, аренда такого LNG-терминала обойдется Украине гораздо дешевле, чем строительство. Всего-то около $55 млн. в год.
"На начальном этапе мы планировали построить наземный LNG-терминал на 10 млрд. куб. м. На это нужно от 52 до 60 месяцев и более 800 млн. евро. Но пока что не имеем таких временных и финансовых ресурсов. Поэтому сейчас сосредоточились на варианте аренды корабля, который является фактически плавучим заводом по регазификации. Он будет пришвартован в порту Южный, и к нему подходит танкер LNG", – пояснил Евтушенко.
Если же брать корабль в аренду, то это будет стоить лишь $55 млн. в год. "При этом стоимость аренды будет покрываться из тарифа на регазификацию, то есть с прибыли. Это операционные, а не капитальные затраты", – добавил чиновник.
Также стало известно, что договор об аренде судна-регазификатора находится на рассмотрении Кабмина. И вообще, эта идея засветилась со стороны Яценюка и Турчинова, который месяц назад поручил (почему поручает такие вещи спикер Верховной Рады, а не премьер или президент, мы не знаем, – автор) в кратчайшие сроки построить на Украине (или взять в аренду) терминал сжиженного газа.
Правда, говорят знающие люди, навеяли Арсению Петровичу мысль о сжиженном газе его друзья-американцы. Якобы на рынок Украины заинтересована выйти американская компания Excelerate Energy. А различные американские фонды готовы вкладывать деньги в развитие на Украине американских технологий. Правда, скорее, в виде кредитов, которые нужно возвращать, а не в виде инвестиций в основной капитал.
Что это нам даст? Теоретически аж 10% годовых потребностей в газе. Практически – еще один мертворожденный проект типа "Одесса – Броды". Как рассказал автору компетентный источник в Минэнерго, еще два года назад рассматривался вопрос запуска плавучего терминала с целью получать 15 млрд. куб. м сжиженного газа из Азербайджана.
Более того, под азербайджанский газ собирались строить стационарный LNG-терминал (до 2016 года), а временный думали даже переместить в Грузию и использовать для сжижения азербайджанского газа на территории братской Грузии.
Но Азербайджан нам газ так и не дал. Грузия помирилась с Россией и перестала быть братской. А эксперты сошлись во мнении, что альтернативой традиционным поставкам газа "терминальные" быть не могут.
Известный эксперт в области энергетики Валентин Землянский уверен, что Украине все же целесообразнее договариваться с "Газпромом". А LNG-терминал может идти в "комплексном обеде", скорее, как гарнир, а не как основное блюдо.
Если так, то гарнир получается слишком дорогим. А учитывая опыт с "лыжным инструктором", еще и ненадежным. Но мы же не ищем легких путей...
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме