16:15 28.07.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Единое экономическое пространство как антикризисная мера


 

15 июля Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже государственного пакета акций в размере 99,567% ОАО "Одесский припортовый завод".

Лидер движения "За Украину!" Вячеслав Кириленко тут же призвал правительство отказаться от продажи завода в период кризиса. "В то время, когда Украина находится на дне кризиса, и рыночная стоимость предприятий очень низкая, нужно отказаться от продажи стратегических государственных объектов", - подчеркнул он. Глава движения "За Украину!" поставил в пример правительства Германии, Франции и других стран, которые "в период кризиса поддерживают флагманов национальных экономик", украинское же правительство, по его мнению, "изобрело ноу-хау в борьбе с кризисом – продажу за бесценок стратегических предприятий". Очевидно, что основная причина критики русофоба Кириленко в том, что наиболее вероятный покупатель – из России. Конкурс может выиграть одна из компаний, близких к "Газпрому".

Примеры из практики преодоления кризиса Германией, Францией и иными самодостаточными и развитыми государствами в случае с Украиной некорректны. Поддержка флагманов национальных экономик в период кризиса имеет смысл лишь в том случае, если они располагают всеми технико-технологическими условиями для работы, а трудности сводятся к стратегическому финансированию либо к сбыту продукции. Но проблемы украинской экономики в период текущего кризиса являются прямым продолжением основной проблемы докризисного времени и – ещё с момента распада СССР – разрыва отраслевых кооперационных связей и технологических производственных цепочек между ведущими экономиками Союза – РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. В условиях Украины продажа в период кризиса крупных проблемных предприятий именно российскому инвестору – это просто восстановление минимально необходимых условий для работы предприятия. Только после этого можно выстраивать разные стратегии по оздоровлению данного предприятия.

Кризис со всей остротой создал проблему источников финансирования, а поскольку он охватил весь мир, проблема приобрела принципиально новый характер. Вторая проблема – поиск рынков сбыта, как и в первом случае, также имеет глобальный характер. В этой ситуации меньше всего пострадали экономики тех стран либо региональных межгосударственных объединений, в которых сохранился (по воле обстоятельств или как результат государственной политики) резерв внутреннего рынка, т.е. внутренний спрос, как в Китае. Если бы евразийское ЕЭП на момент кризиса существовало, его последствия можно было бы существенно смягчить за счёт гибкой политики по стимулированию перетока капиталов, рабочей силы и проч. в пределах Евро-Азиатского общего рынка (ЕАОР).

Без восстановления названных, хотя и недостаточных, производственных  условий, смысла в антикризисных программах нет. Там, где правительство Ю. Тимошенко под давлением объективных экономических обстоятельств вынуждено действовать в такой понятной и единственно приемлемой логике, впуская ЕЭП, если не в "дверь", то в "окно", наблюдается рост производства!

Напрямую зависят от сотрудничества с РФ перспективы украинского авиапрома. Так, Тимошенко активно способствует интеграции украинского и российского авиапрома через акционирование соответствующих украинских предприятий (столичный "Авиант" и АНТК им. Антонова, а также Харьковский авиазавод – ХГАПП) и приватизацию их К. Григоришиным.

В конце марта в рамках межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству "Тимошенко-Путин" активизировались переговоры по совместному с Россией проекту военного транспортника Ан-70. Ожидается, что будет устранена и причина выхода россиян из проекта – отказ украинского Минобороны закупить два самолёта в рамках создания машины. В феврале Кабмин даже предписал внести данную покупку в госбюджет.

Кроме того, ОАО "Авиакор-авиазавод" (Россия) и АНТК им. Антонова заключили соглашение о "комплексном взаимодействии в сфере модернизации, производства, выведения на рынок и сервиса самолетов Ан-140-100". Также сейчас обсуждаются перспектива интеграции ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК, Россия) и авиастроительных заводов Украины, совместное производство самолетов семейств Ан-148 и Ан-74, возрождение серийного выпуска тяжелого транспортника Ан-124. По экспертным оценкам, РФ сейчас крайне заинтересована в кооперации по невоенным моделям. Так, проект Ан-148 имеет перспективы на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, по Ан-140 есть планы продажи технологий в Иран. Не исключено, что под все эти проекты будет открыто новое производство авиадвигателей в Подмосковье – такую идею активно продвигает генеральный директор отечественного завода "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев1.

В целом в кризисном январе 2009 года украинский авиаэкспорт составил 4,4 млн долл. в денежном выражении, тогда как в январе прошлого года это было лишь 2,9 млн. А в феврале с.г. сохранился примерно на уровне января – 4,3 млн долл.

То, что верно в отношении отдельных украинских предприятий – тем более верно в отношении всей украинской экономики. Без восстановления производственных связей (вертикальных – в пределах одной отрасли и горизонтальных – межотраслевых) не только на уровне отдельных предприятий, но и поверх границ России, Украины, Белоруссии и Казахстана в принципе невозможно полноценное восстановление и дальнейшее развитие украинской экономики.

Ещё Л. Кучма честно признавался, что экономика Украины – "осколок" экономики общесоюзной. Отсюда – и разная природа экономического упадка в названных республиках бывшего СССР и в Центральной Европе в 90-е годы. Частичное совпадение проблем объясняется общим переходом постсоветских республик и бывших членов СЭВ на принципы рыночного хозяйства. Но если в Центральной Европе все проблемы на этом заканчивались, то в республиках бывшего Союза, в частности на Украине, они наложились на более фундаментальную проблему, которая ставила под вопрос само выживание целых производств, – разрыв кооперационных связей и производственных технологических цепочек в рамках союзной отраслевой специализации.

Нынешний кризис в чём-то повторяет 90-е годы. Он застал украинскую экономику с разорванными экономическими связями с Россией, Белоруссией и Казахстаном и с отсутствующим общим рынком между ними. Тема ЕЭП в 2001–2003 гг. была превращена Кучмой в предмет политических спекуляций и геополитических игр, что сорвало подписание соответствующего соглашения. Ситуация усугубилась политикой антироссийской конфронтации, обернувшейся прямым государственным вредительством галицийской националистической клики в 2005–2009 гг., что и привело страну к тяжелейшей ситуации.

Сказанное убедительно иллюстрируется положением в химической промышленности. Оказавшись без поддержки со стороны государства, при отсутствии общего евразийского рынка она оказалась в глубоком кризисе. Так, по итогам января-мая шесть основных химпредприятий сократили производство азотных минеральных удобрений на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. – до 979 тыс. тонн.2  Аналогичная ситуация на этих предприятиях и по выпуску аммиака: за 5 месяцев произошло падение на 43,8% - до 1,3 млн тонн, в мае по сравнению с апрелем на 6,2% -  до 266 тыс. тонн. Один из лидеров отрасли – "Ровноазот" – в середине мая полностью остановил производство и до сих пор не возобновил его. Проблемы химиков аналогичны проблемам металлургов, поскольку около 70% их продукции ранее экспортировалось, а внешние рынки резко сузились как по продажам, так и по ценам, что и привело к сокращению производства.

Основой причиной сложившейся ситуации в Минпромполитики называют низкий уровень цен на азотные удобрения на мировых рынках при достаточно высоких ценах на природный газ, по которым его закупают украинские производители, поскольку на газ приходится 65-90% себестоимости азотных удобрений. Без НДС и затрат на транспортировку украинские химики покупают газ по 246 долл. за 1 тыс. куб. метров. При этом себестоимость производства аммиачной селитры составляет 240 долл./т при уровне экспортных цен в 145 долл./тонну. Аналогичная ситуация и по другим основным видам продукции.

При нынешнем уровне мировых цен выйти на нулевую рентабельность производства химики могут лишь при средневзвешенной цене на газ не более 150 долл. за 1 тыс. куб. м без НДС и транспортировки. Поэтому в сложившейся ситуации только по итогам I квартала убытки шести химпредприятий составили 705 млн грн, что, в свою очередь, привело к сокращению поступлений в бюджет на 30 млн грн.

Выход из сложившейся ситуации предприятия украинского химпрома видят в возможности закупать газ напрямую в Российской Федерации на основе давальческой схемы. Народный депутат от ПР Н. Янковский настроен оптимистично: "Если выйдет это постановление, мы договоримся и с "Газпромом", и с "Нефтегазом" об условиях транспортировки".3

Но, не желая терять доходы "Нефтегаза", которые Тимошенко собирается потратить на предвыборную кампанию, премьер-министр так и не подписала постановление (принято Кабмином 3 июня), разрешающее северодонецкому "Азоту", горловскому "Стиролу", а также "Ровноазоту", черкасскому "Азоту", днепродзержинскому "Днепроазоту" и Одесскому припортовому заводу приобретать природный газ у нерезидентов Украины.

Ситуация в украинском химпроме является классическим примером того, как разрыв кооперационных производственных и отраслевых связей, в первую очередь с Россией, порождает комплекс почти неразрешимых проблем для данной отрасли и экономики в целом. В их основе – также почти неразрешимая без создания ЕАОР проблема транзита углеводородов, стоимость которых является главной составляющей при формировании цены на продукцию основных экспортных отраслей Украины. И в будущем названные проблемы будут лишь нарастать.

Только в рамках единого экономического пространства Украина с Россией могут перейти от сдерживающей взаимный экономический рост конкуренции на рынках третьих стран по одинаковым товарным группам к общей экспансии на эти рынки, к успешной конкуренции с третьими странами. Объединение усилий позволит также сохраниться наукоёмким и высокотехнологичным производствам на Украине, начиная с завода "Арсенал" – единственного на территории бывшего Союза серийного производителя систем наведения для ближних и дальних ракет - и заканчивая всей космической отраслью в целом.
Создание единого экономического пространства как основного условия выхода экономики Украины из кризиса является и основным фактором последующего экономического роста.


 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме