00:45 01.08.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
"Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?": Польша лишает консорциум по достройке "Одесса-Броды" денег ЕС
Международный нефтетранспортный консорциум "Сарматия", созданный для достройки украинского нефтепровода "Одесса-Броды" до польского Плоцка, из-за организационных неурядиц может потерять около 125 млн. евро, зарезервированных для проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) в рамках программ помощи Евросоюза Польше.
Об этом 30 июля 2013 г. сообщил генеральный директор компании Сергей Скрипка.
По его словам, представители Министерства экономики Польши оставили без ответа приглашение украинской стороны на заседание консорциума по вопросу подписания межправительственного договора по этому проекту.
Скрипка назвал дальнейшее промедление со встречей угрозой для реализации этого проекта, напомнив, что в сентябре текущего года "Сарматия" должна подать заявку на его дофинансирование Евросоюзом.
"Чем дольше затягивается эта встреча, тем больше риск того, что мы не успеем с проектом", - сказал он.
Директор компании предположил, что чиновники возглавляемого вице-премьером Янушом Пехочиньским министерства могли специально решить затягивать со встречей для того, чтобы дотянуть до такой ситуации, когда проект физически не сможет быть реализованво временных рамках, позволяющих рассчитывать на дофинансирование ЕС.
Скрипка также сказал, что в августе состоится пересмотр проектов, финансируемых при участии Евросоюза, по результатам которого "теоретически" может быть исключен проект ЕАНТК.
Представитель "Сарматии" высказал мнение, что польские власти вряд ли публично откажутся от этого проекта, заметив, что затягивание с решением ряда важных для него вопросов приведет к тому, что он потеряет средства Евросоюза.
Как сообщалось, в середине июня собрание акционеров "Сарматии" отложило принятие ряда вопросов повестки дня до проведения переговоров на тему подписания международного соглашения по проекту ЕАНТК между его участниками.
Идея проекта ЕАНТК возникла еще в начале 1990-х годов, но до сих пор не удалось найти инвесторов, желающих вложить свои средства в его реализацию, кроме Украины, которая самостоятельно построила нефтепровод "Одесса-Броды" в 2001 г.
Акционерами созданной национальными нефтетранспортными компаниями Украины и Польши – "Укртранснафта" и PERN Przyjazn - в 2004 г. "Сарматии" с 2008 г. также являются госкомпании из Азербайджана, Грузии и Литвы (по материалам УНИАН).
Ритуальные пляски "ясновельможного панства"
вокруг многострадальной нефтяной трубы с дулей в кармане
Как известно, входящая с 2004 г. в Евросоюз Польша включила проект "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск" в список приоритетных, что позволяет Варшаве рассчитывать на получение от Брюсселя около 125 млн. евро (25% необходимых средств) на достройку польского участка ЕАНТК, в то время как остальные 75% средств должен привлечь консорциум "Сарматия".
И хотя 13 апреля 2011 г. в ходе визита в Киев для переговоров с президентом Украины Виктором Януковичем премьер Польши Дональд Туск клятвенно заверял, что "Польша подтверждает свою заинтересованность в развитии данного проекта", однако уже 15 сентября 2011 г. глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей заявил, что польские власти "не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми".
Об этом он сказал журналистам в Варшаве, комментируя итоги состоявшегося заседания Совета Национальной безопасности Польши по вопросу достройки украинского нефтепровода до польской территории.
По его словам, главным условием участия польской стороны в этом проекте является экономическая выгода.
"С этой точки зрения этот проект до сих пор до конца "не играет", - отметил польский чиновник.
Глава ведомства назвал необходимыми для принятия решения об участии Польши в проекте гарантии поставщиков и потребителей нефти, заметив, что за около 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет.
"Потенциальные участники этого проекта до сих пор не задекларировали такие конкретные финансовые решения, которые позволили бы сказать, что на этом проекте будем зарабатывать, а не доплачивать" - подчеркнул С. Козей.
Поэтому в принципе нет ничего удивительного в том, что власти Польши, на словах окончательно не отказываясь от этого проекта стоимостью 500 млн. евро, на деле срывают его реализацию, целенаправленно лишая консорциум "Сарматия" финансовой помощи ЕС в размере 25% от общей сметы.
Так что ситуация с реализацией проекта строительства польского участка нефтепровода остается такой же, какой она была при "главном генераторе" этой идеи президенте Леониде Кучме, затеявшем грандиозную "стройку века" под пустопорожние обещания американских "доброжелателей" заполнить трубу каспийским "черным золотом".
27 апреля 2004 г. на пресс-конференции в Киеве тогдашний глава государства вопрошал: "Хоть один штык лопатой сделан в Польше с точки зрения продолжения нефтепровода от Брод? Или какие-то деньги в бюджете выделены?".
"На сегодняшний день нет ни предложений той стороны, которая хочет продать нефть, и ни одного предложения нет от тех, кто эту нефть хочет купить. Так скажите... Это - тупиковый вариант для Украины", - добавил украинский президент.
При этом Л. Кучма подчеркнул, что "национальные интересы говорят о том, что 500 миллионов долларов закопать в землю и сидеть ждать у моря погоды - умный так не делает".
К сожалению, в ситуации с проектом ЕАНТК умной выглядит как раз Польша, которая хотя и позиционирует себя в роли "адвоката Украины в Евросоюзе и НАТО", однако ограничивается ритуальными плясками вокруг многострадальной трубы, не собираясь зарывать в землю деньги на строительство необеспеченного ресурсной базой нефтепровода, наплевав на всякую там "евроатлантическую солидарность".
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме