00:15 18.04.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Черноморский флот обречен быть разменной картой в политической игре?
Для Украины он – лишь "дойная корова", аргумент в спорах о скидках на газ
Легендарный Черноморский флот России много всего испытал на своем веку, но, пожалуй, все же самое главное испытание пришлось на его долю в начале нового века. Он, по сути, стал заложником безобразной политической тяжбы между некогда входящими в единый Союз странами и, что еще хуже, искусственно разделенными частями одного народа.
Отношение Украины к расквартированному в Севастополе российскому флоту можно сравнить с отношением мачехи к пасынку: дитя не родное, ненавистное, но для шантажа при случае – козырь подходящий. Потому-то и мирятся свидомые с русскими кораблями у берегов "незалежной": пусть они им что бельмо на глазу, зато скидку на газ в 2010-м помогли выторговать. Да и разве в одном лишь газе дело? Приди к власти поклонники Бандеры и Шухевича – только гадать останется, в обмен на что они согласятся оставить у своих берегов легендарный флот.
Легендарный, но... запущенный. Техническая модернизация, в том числе и замена кораблей – одна из самых больных точек в российско-украинском диалоге. Вроде бы еще в соглашениях от 1997 года указано, что российская сторона вправе технически обслуживать и материально обеспечивать свои корабли на украинской территории. Однако в 2008 году, после памятного военного российско-грузинского конфликта, Виктор Ющенко вполне оригинально решил поддержать коллегу Михаила Саакашвили и подписал два указа за номерами 705 и 706, согласно которым был введен разрешительный порядок передвижения сил обеспечения Черноморского флота, а также признан утратившим силу упрощенный режим их пересечения государственной границы. Также украинские власти стали облагать налогом доставляемые на базу материальные ценности. Разумеется, Москва тут же указала Киеву на неправомерность данных указов и потребовала пересмотреть "новшества". Надо ли говорить, что результата эти требования не дали?..
Между тем модернизация, а проще говоря, серьезный ремонт некоторым пришвартованным в Севастополе судам жизненно показан. Россия имеет на это и средства, и волю, но Киеву нужен серьезный рычаг давления на "старшего брата". Вопрос об избавлении базы ЧФ от вопиющих бюрократических (впрочем, будем честны: политических) препон решать с украинской стороны никто не готов. "Украинское руководство, как это было и при бывшем президенте Викторе Ющенко, настаивает на том, что обновление сил Черноморского флота может осуществляться только с разрешения и под контролем украинских властей", – констатировал на условиях анонимности в интервью "Интерфаксу" представитель российского оборонного ведомства. Минобороны, к слову, вело переговоры с украинскими коллегами по вопросу возврата к закрепленным в 1997 году договоренностям. Встреча прошла дипломатично, в доброжелательном ключе, но вот результата, увы, не дала. Да и, собственно, какое решение в имеющихся условиях мог принять украинский министр обороны Павел Лебедев?
Неужели у России нет вообще никаких рычагов влияния на ситуацию? Оказывается, есть очень серьезный аргумент: украинской стороне весьма интересна инфраструктура, которой на полных правах пользуется Россия. Изначально при разделе Черноморского флота Украина получила в свое распоряжение причалы для подлодок, которыми, впрочем, заниматься не пожелала, и бесхозные причалы отошли России. Теперь же Киев просит Москву предоставить причал для украинской подлодки "Запорожье" – единственной, между прочим, в составе ВМС Украины.
Кажется, Минобороны вполне готово рассмотреть этот вопрос и пойти навстречу украинским коллегам. В марте командование Черноморского флота РФ обсудило данный вопрос с начальством украинских ВМС, однако окончательное решение, вероятно, будет принято на подкомиссии по функционированию Черноморского флота в рамках российско-украинской комиссии.
Было бы как минимум справедливо напомнить при этом украинской стороне и о наших интересах по модернизации Черноморского флота. Как ни цинично это бы прозвучало, но, раз уж на то пошло, ведь и свидомитам нужен качественный козырь, а не разваливающийся на ходу.
Ситуацию вокруг российско-украинских договоренностей по эксплуатации Черноморского флота в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов:
– На самом деле, согласно базовым соглашениям о статусе Черноморского флота, Россия вправе модернизировать свой флот в рамках указанных квот, не согласовывая ничего с украинской стороной. Сейчас эти квоты не использованы и наполовину, так что Россия может спокойно менять корабли, увеличивать свое присутствие.
И, конечно же, если целью ставится сохранение добрососедских отношений между странами, то исключительно важно придерживаться изначально принятых соглашений. Безусловно, Россия стремится именно к добрососедским отношениям с Украиной, и тем более важно было бы периодически напоминать Киеву, что он превышает свои полномочия, когда требует от Москвы согласовывать данные действия, опираясь на принятые уже после подписания соглашений по Черноморскому флоту указов Виктора Ющенко.
В то же время не секрет, что переговоры по изменению тех или иных параметров двусторонних соглашений, по принятию тех или иных дополнений велись достаточно активно, и, в принципе, насколько мне известно, проекты новых соглашений были подготовлены. Но, как это часто бывает с такого рода соглашениями, они так или иначе увязываются с соглашениями по ценам на газ, которые у нас то подписываются, то отменяются. Ясное дело, что пока не будет решен главный, ключевой для Украины вопрос по газотранспортной системе и ценам на газ, вряд ли здесь можно будет значительно продвинуться вперед в том числе и по вопросу Черноморского флота.
Виктор Мартынюк
Читать полностью:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме