12:30 29.06.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Будущее украинской промышленности: где оно?
Петр Порошенко хочет превратить Украину в значимого игрока на мировом рынке авиации. Об этом он заявил во время празднования 70-летия завода имени Антонова и добавил, что «наконец-то украинская власть повернулась лицом» к коллективу предприятия. Президент напомнил о договоренностях с Саудовской Аравией и Азербайджаном по экспорту украинских самолетов и технологий их изготовления. В планах Киева выйти на авиационные рынки Турции, Индии и других азиатских стран. «Поверьте мне, это только начало», - пообещал П. Порошенко. Реальность пока никак не согласуется с праздничными пожеланиями президента, а, главное, остается загадкой, как гипотетическая кооперация с азиатскими странами согласуется с западным внешнеполитическим курсом Киева.
Заезженная пластинка
Более того, Украина на полном серьезе предлагает США организовать совместную разработку и производство аналога российского двигателя РД-180, который используется для американской ракеты-носителя «Атлас-5». Ранее замглавы Пентагона Роберт Уорк посчитал, что для его создания понадобится не менее 6 лет, а член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин и вовсе придерживается мнения, что легче с нуля создать новую ракету-носитель с новым двигателем. В принципе, этим американцы и занялись, правда самостоятельно, без украинских коллег.
Впрочем, умы киевских чиновников не только витают в облаках и бороздят просторы вселенной, но и не забывают о вполне приземленных вещах. Например, глава Минэнерго Игорь Насалик ожидает прихода в отечественную угольную отрасль инвесторов из Китая и Турции, а военные эксперты анонсируют создание очередного нового украинского танка, «сравнимого с танками нашего вероятного противника». Для развития промышленности Минэкономразвития стало создавать в стране индустриальные парки. Замглавы министра Юлия Ковалив уверяет, что голландская компания CTP, специализирующаяся на строительстве промышленных объектов, готова инвестировать в один из таких парков под Львовом до ?80 млн. Но, анализируя амбициозные планы Киева, невозможно отделаться от мысли, что все это уже было и старая пластинка заиграна до дыр.
Летом прошлого года Киев уже обещал довести выпуск самолетов на многострадальном «Антонове» до 50, а затем и до 200 машин в год. С помпой подписывались международные меморандумы, делались громкие заявления, а по факту оказалось, что Украина после поставки нескольких опытных образцов продаст всем желающим советские технологии авиастроения. То есть за очень скромную плату поможет создать авиационную отрасль в Саудовской Аравии, Турции и других странах, которые могут заинтересоваться разработками советских времен.
В сентябре прошлого года украинские СМИ сообщали, что компания Boeing будет покупать ракеты и двигатели, разработанные КБ «Южное» и произведенные на отечественном «Южмаше». Информация оказалась уткой, а американцы позже с удивлением опровергли эти сообщения и заявили, что ни о каких конкретных договоренностях во время экскурсии по днепропетровскому заводу речь не шла.
В 2014-м президент Американской торговой палаты на Украине Бернард Кейси пообещал «поднять украинские технологии до мирового уровня, создать десятки тысяч новых рабочих мест». Речь шла даже не об индустриальных парках, а об аэрокосмических центрах в Киеве, Харькове, Днепропетровске и создании «аэрокосмической долины» в Днепропетровской области. Список обещаний совершить промышленный рывок в будущее можно продолжать, но фактически все происходит ровно наоборот. «За два года после майдана объемы промышленного производства упали примерно на 30%, а в ключевых отраслях, например, машиностроении, падение выше 30%», - приводит статистику экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.
Уже потеряны самые высокотехнологичные отрасли
На третий год так называемого реформирования страна почти полностью выпала из мировой кооперации. Товарооборот с другими странами неуклонно падает, за 2013-2015 гг. сократился почти в два раза. По даннымНБУ, за первые 4 месяца этого года экспорт с Украины снизился еще на 15%, а импорт на 10,5%. Причем главным образом меньше покупать украинских товаров стали в США (-40,5%) и в России (-39,5%). Ухудшилось и негативное сальдо внешней торговли: если за январь-апрель прошлого года оно было на уровне -$1,017 млрд., то в этом году уже -$1,09 млрд.
Но самое печальное даже не это. На фоне чиновничьих разговоров о самолетах и космической долине экономика Украины становится все более примитивной. «Мы стали сырьевой страной. Это беда. Фактически мы продаем зерно, металл и так далее», - признает премьер-министр Владимир Гройсман. В структуре украинского экспорта стабильно растет только одна группа товаров – продукты сельского хозяйства, главные из которых зерно и подсолнечное масло. За последние два года в экспорте доля аграрной продукции выросла с 28,8% до 41%. Как оказалось, это еще не предел, по итогам первых 4 месяцев 2016-го она достигла 45,9%! То есть почти каждая вторая гривна от украинского экспорта приходится на сельское хозяйство.
Ровно обратная ситуация с промышленностью. Если в 2013 году ее продукция обеспечивала почти четверть экспортной выручки, то сегодня продукты индустрии, основой которой является машиностроение, занимают всего 15% от украинской продукции, продаваемой за границу. А поскольку объем экспорта третий год к ряду падает, то в абсолютных величинах все еще хуже. Пока П.Порошенко завоевывает мировые рынки авиастроения и вырывается в лидеры космической отрасли, за 2013-2015 гг. продажи украинских промышленных товаров, химии и машиностроения в другие страны упали в 2,3 раза (с $14,4 млрд. до $6,2 млрд.) и продолжают снижаться. «Уже потеряны самые высокотехнологичные отрасли промышленности. Тот же "Южмаш" стоит, связанные с ним в кооперации десятки предприятия тоже остановились. То есть космической отрасли в Украине, считайте, уже нет. То же происходит с авиацией, в оборонно-промышленном комплексе», - подчеркивает В. Суслов.
Венгерские утюги вместо украинских самолетов
Главная причина смерти украинской индустрии – разрыв экономических связей с Россией и другими странами СНГ. Элементарный анализ Соглашения об ассоциации Украины с ЕС показывает, что в Евросоюзе украинскую промышленность точно не ждут. После подписания «документа-приговора» ее агония может продлиться еще какое-то время, но отсутствие заказов уже повлекло за собой свертывание производства и потерю квалифицированных кадров. Система их подготовки уже разрушена, потому на смену им уже никто не придет. Основные фонды безнадежно стареют. Реальные инвестиции в промышленность за последние два года, по данным бывшего первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова, упали на 47%! «Поэтому перспектива реанимации высокотехнологичных отраслей очень сомнительна», – считает В. Суслов.
Какую продукцию машиностроения реально экспортирует сегодня Украина, наглядно показывают данные таможенной статистики. В первом полугодии наиболее востребованным украинским «высокотехнологичным» товаром стали изолированные провода, кабели и другие электропроводники. Основные рынки сбыта – Германия, Польша и Венгрия. По даннымпрезидента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, цветные металлы для их производства закупаются в России.
На втором месте с большим отрывом идут продажи турбореактивных двигателей и газовых турбин, которые покупают в основном Россия и Индия. Сегодня эта группа занимает 9% в структуре сильно похудевшего машиностроительного экспорта, тогда как в 2013 году она была 15,2%. На третьем месте электрические аппараты. В основном это бытовая техника, которую собирают на Западной Украине по давальческим схемам из привозных иностранных запчастей и увозят назад в Венгрию, Голландию, Германию. Следующая группа – насосы, которые покупают Россия, Беларусь и Китай. Замыкает экспортную пятерку телевизионная аппаратура, собираемая по давальческим схемам для стран ЕС.
Не трудно увидеть, что европейское будущее украинского машиностроения – это не авиапром и космос, а простейшая сборка бытовой техники по давальческим схемам. Единственное конкурентное преимущество Украины в Европе – это не научные разработки, а дешевая неквалифицированная рабочая сила. П.Порошенко продолжает говорить о самолетах, вместо того чтобы публично признать очевидные факты.
Николай КОРИНЬ
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме