18:15 24.03.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Брюссельская конференция по ГТС: Украина готова сдать транзитную трубу Западу?


ЕС пытается оттеснить Россию от участия в модернизации газотранспортной системы Украины.

Об этом 24 марта 2009 г. пишет российское издание "Газета" в материале "Европа пробует трубу на разрыв".

Как сообщает издание, финансирование модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины намерен взять на себя Евросоюз. В обмен на кредит в $3 млрд. Киев обязался открыть третьим сторонам доступ к украинским газохранилищам и вывести трубопроводную систему из-под контроля "Нафтогаза Украины".

Об этом говорится в совместной декларации, подписанной 23 марта 2009 г. на конференции в Брюсселе представителями правительства Украины, Европейской комиссии, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка.

Москва, также выражавшая готовность помочь Киеву в модернизации ГТС, к разработке документа так и не была привлечена. В результате российская делегация покинула форум до его окончания.

"Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации, - заявил министр энергетики России Сергей Шматко. - Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной".

Вечером итоги конференции прокомментировал представитель МИД России. "Украинская газотранспортная система, через которую осуществляется до 80% объема транзита российского природного газа в Европу, технологически взаимосвязана с газотранспортной системой России. Поэтому любые не согласованные с российской стороной действия по ее модернизации приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках природного газа на Украину и в Европу. Это тоже не выбор России", - говорится в комментарии.

Как отмечает издание, подписанная итоговая декларация не содержит конкретных условий кредитования, а является декларацией о достижении принципиальных договоренностей между Украиной и Европой в газовой сфере. Некоторые их детали были озвучены уже накануне.

По данным источников "Интерфакса" в Еврокомиссии, главной целью Европы при проведении переговоров с Украиной были гарантии реформирования газовой отрасли Украины с целью улучшения прозрачности транспортировки и транзита газа в ЕС.

"Нам нужны обязательства с украинской стороны в отношении реализации этой программы. То, что произошло в январе, не должно повториться", - сказал собеседник агентства, знакомый с ходом переговоров.

Европейские чиновники гарантией прозрачности поставок считают вход европейских же компаний в капитал оператора украинской ГТС - компании "Укртрансгаз" ("дочка" "Нафтогаза Украины"). Однако на приватизацию газотранспортной системы Киев не согласился.

Зато уступил в вопросе организационного реформирования "Нафтогаза": "Укртрансгаз" хоть и остался в собственности государства, но получил юридическую и финансовую независимость от материнской компании, а также право частично распоряжаться доходами от транзита газа по территории Украины.

В обмен на такую свободу "Укртрансгаз" должен регулярно обнародовать детальную информацию о тарифных расчетах, их методологии и отсутствии дискриминации по доступу к ГТС. В документе говорится, что в соответствии с директивами 2003/55/ЕС компания будет предоставлять третьим сторонам доступ к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях.

Подписанная декларация также фиксирует обязательства правительства Украины до конца текущего года разработать программу реформирования газового сектора, намеченного на 2010-2011 годы. Проведение реформ в отрасли является необходимым условием присоединения Украины к Договору об Энергетическом сообществе, который в настоящее время уже включает 27 стран Евросоюза и государств Балкан и предполагает создание на своем пространстве единого рынка электроэнергии и газа.

В обмен на все уступки Киеву будет предоставлен кредит на модернизацию ГТС. Согласно бизнес-плану "Нафтогаза", представленному в Брюсселе, на повышение эффективности работы газотранспортной системы Украине потребуется от двух до семи лет и около $3 млрд.

Министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что только двусторонний, без консультаций с Россией подход к обсуждению этого вопроса может привести к необходимости пересмотра существующих газовых договоров, что несет в себе определенные риски надежности поставок газа в Европу. "Продолжение обсуждения в двустороннем формате принуждает нас серьезно задуматься о надежности традиционных рынков сбыта", - добавил Шматко.

Это касается как модернизации ГТС, так и намерения Украины вступить в Энергетическое сообщество. Дело в том, что присоединение Украины к этой организации может означать существенный пересмотр тарифов на транспортировку газа.

В российском Министерстве энергетики, как и в МИДе, этот факт вызывает особую обеспокоенность. Представитель МИДа в своем комментарии отметил, что рост тарифов может, в свою очередь, "привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей".

Сергей Шматко, отметив безусловное право Киева присоединиться к Энергетическому сообществу, выразил опасение, что подобное развитие ситуации может привести к пересмотру размера и условий формирования тарифов на транзит газа в одностороннем порядке, то есть без учета мнения "Газпрома". А предусмотренный в декларации доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа может способствовать появлению посредников на рынке как новых, так и, возможно, старых.

Сразу после заявлений Сергея Шматко последовали скомканные объяснения от президента Украины Виктора Ющенко и смущенные извинения от еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса.

"Я сожалею об этом, потому что у нас даже в мыслях нет намерения ослабить позиции "Газпрома" в Европейском союзе. Я надеюсь, что это разочарование пройдет", - сказал европейский чиновник, добавив, что Еврокомиссия продолжит сотрудничество с Россией.

В свою очередь премьера Владимир Путин, заявил журналистам в Сочи, что Россия начнет пересматривать принципы отношений со странами Евросоюза, если интересы Москвы в энергетической сфере будут игнорироваться.

"Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений, - сказал он и добавил: - Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло", - заключает издание.

"Оранжевый" курс на частичную приватизацию газотранспортной системы

Следует отметить, что еще в день открытия конференции целый ряд СМИ ("Коммерсант-Украина", радио "Свобода", "Немецкая волна") сообщили, что основным требованием Евросоюза является реальное административное отделение от "Нафтогаза" его дочерней компании "Укртрансгаз", с последующим предоставлением этой структуре статуса "независимого оператора украинской ГТС".

В этой связи в вышеупомянутом интервью журналистам в Сочи премьер России В. Путин, комментируя уже подписанный итоговый документ состоявшейся конференции, отметил, что "из формулировок непонятно, о какой независимости и от кого идет речь".

"От произвола чиновников и должностных лиц, которые, например, вызывают в государственную нефтегазовую компанию "НАК Украины" людей с автоматами и в масках в поисках транзитного контракта, в рамках которого осуществляется транзит нашего газа, либо речь идет о независимости этого оператора от украинского государства - там они не разъясняют", - сказал он.

При этом он заявил, что считает возможным вернуться к идее создания международного консорциума для управления ГТС Украины.

Российский премьер отметил, что несколько лет назад Россия, Украина и ФРГ подписали трехстороннюю декларацию.

"Мы предлагали, и тогда украинские партнеры в принципе согласились, чтобы создать международный консорциум из российских компаний, европейских и украинских, которые могли бы взять эту ГТС в аренду", - отметил В. Путин, пояснив, что при этом Украина бы не утратила право собственности на ГТС.

"Это было неплохое предложение и считаю, к этому можно было бы вернуться", - сказал премьер РФ.

В то же время на пресс-конференции в Брюсселе заместитель главы правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев заявил, что "Газпром" обеспокоен обязательством Украины перед Европейским Союзом создать независимого оператора по транзиту газа.

"Это можно сделать, но "Нафтогаз Украины" останется без дотаций, которые получает от транспортировки газа", - сказал он.

Представитель руководства "Газпрома" отметил, что на сегодняшний день только благодаря деньгам, зарабатываемым "Укртрансгазом" на поставках газа в Европу, украинскому "Нафтогазу" удается продолжать работу в нормальном режиме, поскольку эти деньги он использует, в том числе, на дотирование поставок газа населению.

"Мы понимаем, что Украина, возможно, не сможет полностью оплачивать газ (в случае создания независимого оператора по транзиту газа)", - сказал он.

В. Голубев также отметил, что "Газпром" выступает категорически против продажи газа странам-членам Европейского Союза на границе с Украиной.

"Придется пересмотреть всю систему контактов", - сказал он, отметив, что на сегодня "Газпром" имеет долгосрочные контракты с европейскими покупателями, некоторые из которых рассчитаны на срок до 35 лет.

Он подчеркнул, что фактический переход на продажу газа европейским партнерам на границе с Украиной приведет к переделу рынков, а также может снизить безопасность поставок газа в Европу.

И, судя по подписанной совместной декларации, президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко фактически обязались пойти на частичную приватизацию ГТС Украины, позволив западным структурам стать совладельцами компании "Укртрансгаз" (на балансе которой находятся транзитная труба и подземные хранилища газа), а также покупать российский газ на украинской границе!

При этом за "Нафтогазом" останутся страдающие хроническими неплатежами промышленные потребители и предприятия теплокоммунэнерго, в результате чего он не сможет сводить концы с концами!

И здесь возникает вопрос: а что будет, если новосозданный "независимый оператор" не рассчитается по долговым обязательствам перед Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и Всемирным банком, которые и согласились выделить кредиты на ремонт ГТС под государственные гарантии Украины?

Не потребует ли тогда Евросоюз рассчитаться по кредитам по взаимозачету - то есть за счет увеличения долей западных компаний в уставном фонде "Укртрансгаза", в результате чего они станут владельцами контрольного пакета уже полностью "зависимого" от них "оператора"?

Поэтому при такой политике наша страна может попросту потерять контроль над экспортными газопроводами, в то время как при запуске работы газотранспортного консорциума в формате Украина-Россия-ЕС газотранспортная система осталась бы в собственности украинского государства.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме