14:45 11.05.2018 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Бюджетный кризис подкрался незаметно
После новостей о том, что бюджет в первом квартале не выполнен, правительство поспешило заявить: в апреле ситуация исправилась и общий фонд получил на 4,3% больше, чем запланировано. Правда, казначейская служба скромно умолчала, что апрель удалось закрыть с превышением плана, только благодаря Нацбанку, который перечислил 15 млрд. грн. из своих обязательств. В то время как дисбаланс первого квартала был вызван недобором налогов. Аналитики предупреждают, что с такими "успехами" по итогу года мы выйдем не на 2% дефицита, а на все 7%.
Как торжественно сообщается на сайте Государственной казначейской службы, бюджет в минувшем месяце получил 73,38 млрд. грн., что больше плана на 4,3%. И на 44,6% превышает показатель годичной давности. Частично это было обусловлено перечислением Нацбанком первого транша суммы превышения доходов над расходами за минувший год – 15 млрд. грн. Тогда как в апреле прошлого года бюджет получил по этой статье 10 млрд. грн.
Более того, по сравнению с апрелем прошлого года бюджетные поступления сократились на 6,17 млрд. грн., или на 7,2%, что связано с проведенной в апреле 2017 года спецконфискацией почти на 30 млрд. грн. Поскольку в нынешнем году таких замечательных "виртуальных доходов" выдумать не удалось, в целом государственный бюджет в январе-апреле 2018 года получил на 1,8% ниже планового показателя. Он просел бы и больше, поскольку дефицит первого квартала составил 2,2% (20,6 млрд. грн.), но помощь от Нацбанка в апреле сгладила картину за четыре месяца.
Виновника долго искать не пришлось. В макроэкономическом обзоре Национального банка написано, что бюджет в марте сведен со значительным дефицитом "из-за стремительного роста расходов Пенсионного фонда и на предоставление субсидий "в связи с холодным мартом". В НБУ также отметили продолжение высоких темпов роста расходов на оплату труда и капитальных расходов, в то же время сократились расходы на товары и услуги, а также на обслуживание долга.
Ай-яй-яй! Опять малообеспечнные выгрызли дырку в бюджете. Как им не стыдно? Не могли немного поголодать или померзнуть. Спасибо теплому апрелю: отставание от плановых показателей удалось сократить до 1,8%. Но что будет дальше?
Вопрос не просто интересный, он в некотором роде провокационный. Дело в том, что официальная версия о перерасходах из-за бедных не совпадает с данными, опубликованными в СМИ. За последние недели появилось несколько серьезных аналитических исследований на данную тему, из которых можно заключить, что мы стоим на пороге бюджетного кризиса.
В частности, "Экономическая правда" написала, что в первом квартале доходы с учетом возмещения НДС составляли 193,6 млрд. грн. вместо запланированных 199,7 млрд. грн. Это произошло потому, что не был выполнен план по таможенным и налоговыи поступлениям. Государственная фискальная служба дала 167,4 млрд. грн. вместо запланированных 173,6 млрд. грн. Для выполнения плана не хватило 9,5 млрд. грн. или 3,6%. Одна из причин этого... укрепление курса гривны. Доходы бюджета были рассчитаны на основе среднегодового курса 29,3 грн./$, а в марте гривна закрепилась на уровне 26 грн./$.
Также, пишет "Экономическая правда", с начала 2018-го наблюдается тенденция невыполнения плана по доходам от ренты за пользование недрами. Одной из причин этого могли быть объемы добычи газа ниже ожидаемых. Не выполняется и план по сбору внутреннего акциза. Продажи табачных изделий в феврале уменьшились на 27%, их производство за два месяца упало на 27%. Кроме того, за два месяца на 38% сократилось производство крепких спиртных напитков. Как мы и предполагали, повышение ставок акциза на "вредные привычки" дало противоположный эффект.
Еще одна названная в статье причина бюджетных проблем – в первом квартале разрыв между планом и доходами от НДС. Другими словами, собрали НДС меньше, чем возместили экспортерам на 6,8 млрд. грн. На некоторые экспортные товары вроде бы выросли мировые цены. Соответственно, увеличились суммы контрактов и размер возмещаемого НДС. Государство к такой конъюнктуре не подготовилось. И влетело в минус.
Впрочем, как пишет ЭП, наблюдается перевыполнение плана по отдельным налогам, в частности по НДФЛ и налогу на прибыль (плюс 7,4 млрд. грн.). Забавно, что именно налог на прибыль мы пытаемся отменить и заменить налогом на выведенный капитал. Если бы не сопротивление МВФ, эта "реформа" явно была бы проделана. И дырок в бюджете стало бы еще больше.
Вопросом "к чему приведут проблемы Кабмина с наполнением госбюджета-2018?" озадачилось и другое экономическое издание – «РБК-Украина». Журналисты попытались посчитать, что еще можно выкрутить для бюджета, если поскрести по сусекам. Большие надежды возлагались на три источника доходов: Нацбанк, Фонд госимущества и "Нефтегаз Украины".
Нацбанк обязан отдавать в бюджет сумму превышения своих сметных доходов над сметными расходами. Испокон веков руководство центробанка стремилось завысить расходы, чтобы уменьшить доходы. И меньше перечислить правительству. Но с тех пор, как между Кабмином и Нацбанком установился режим "сообщающихся сосудов", ввиду необходимости маскировать дефицит бюджета играми с ОВГЗ, экономия со стороны НБУ прекратилась.
Однако в нынешнем году Национальный банк огорчил Кабмин, уведомив о том, что перечислит в 2018 году в госбюджет на 6 млрд. грн. меньше прибыли, чем планировал Минфин – 44,6 млрд. грн. В Нацбанке такое решение объяснили необходимостью увеличить отчисления в резервы, как того требует от них законодательство. Если учесть, что 15 млрд. грн. Нацбанк уже перечислил в апреле, помощь от него будет весьма скромной.
Не меньше огорчает и ФГИ. Ему снова нарезали нереальное задание: от приватизации запланировано получить более 21 млрд. гривен. Причем все эти доходы предназначены для финансирования дефицита бюджета. Но пока что никаких признаков выполнения плана со стороны ФГИ не просматривается: в первом квартале Фонд перечислил в казну около 35 млн. гривен.
Остается НАК "Нефтегаз Украины". Как пишет РБК, несмотря на перечисление прибыли, компания все еще должна госбюджету дивиденды за 2017 год. Вся надежда на результат (положительный для НАКа) завершения разбирательства с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже. Кабмин ожидает, что компания потенциально может перечислить в казну до 30 млрд. грн. Однако, пишет «РБК», во-первых, "Газпром" еще с НАК не рассчитался; во-вторых, у компании есть необходимость в закупках газа.
В общем, с доходами ситуация явно не веселая. В то время как с расходами все предельно конкретно – они растут. В текущем году на дотацию Пенсионного фонда в госбюджете предусмотрено 139 млрд. грн. Пишут, что есть риск роста этой суммы до конца года еще на 11 млрд. грн., в том числе из-за увеличения выплат военным пенсионерам. Не удивительно, что с начала года Пенсионный фонд уже был вынужден брать займы у Госказначейства и к началу апреля его задолженность уже составляла около 1,5 млрд. грн.
Плохи дела с жилищными субсидиями. В марте Минфин перекрыл перед местными бюджетами многомиллиардный долг по ним, который образовался в конце прошлого и начале этого года. Второй этап расчетов намечен на начало лета. К июню правительство должно рассчитаться за первый и второй кварталы. Если собрать деньги не удастся, придется думать, на чем экономить. А то, что вероятность такого сценария растет, несмотря на оптимистические показатели апреля, очевидно.
Многие аналитики говорят о том, что выполнить сводный бюджет по итогам года не удастся. Эксперт по экономическим вопросам Всеволод Степанюк считает, что цифры, заложенные в доходную часть – нереальны и не дают возможности сбалансировать доходы и расходы.
"Эта ошибка была допущена заранее в расчетах бюджета. Думаю, что госбюджет на 2018 год не будет выполнен. Осенью будут приниматься решения об увеличении его дефицита. В предвыборный год сокращать бюджет вряд ли кто-то будет", – говорит аналитик.
Степанюк допускает, что дефицит госбюджета может составить 7% ВВП. Это почти на 5% выше запланированного. Возможно, на практике так и будет. Но сомнительно, чтобы столь внушительную цифру власть решилась каким-то образом узаконить. Очевидно, что мы не сможем объяснить такой "перепад" кредиторам: с МВФ был согласован и заложен в бюджет дефицит в 2,5% ВВП. Допускалось, что есть риск превысить эту планку на полпроцента, но не на 5%!
Чтобы предотвратить бюджетный кризис или, скорее, чтобы выйти из него в самом начале, правительству нужно немало постараться. Не случайно вновь поднята тема приватизации, казалось бы, похороненная после четырех лет неудачных попыток продать хоть что-нибудь. Впрочем, это отдельная тема, и о ней мы тоже расскажем.
Галина Акимова
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме