20:31 06.05.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Бюджет 2010. Социальные, экономические и правовые мины
Правление оранжевых путчистов во главе с Ющенко и Тимошенко показало их тотальную зависимость от Запада. Фактически Украиной минувшие 5 лет управляли США и НАТО через механизмы МВФ и ВТО. Под прикрытием националистических лозунгов о соборной, суверенной и независимой Украине, все суверенные права нашей страны, в том числе денежно-кредитная и бюджетная политика, были переданы США. Такой курс внутренней и внешней политики закономерно привел Украину к катастрофе.
Поэтому ПСПУ вела жесточайшую борьбу с оранжевой хунтой, борясь с проводимым ими курсом внутренней и внешней политики Украины.
Предвыборная кампания Виктора Януковича была построена на жестокой критике и непрофессионализме оранжевых, на гарантиях того, что бело-голубые осуществят коренной поворот, приведут профессионалов к управлению государством.
На пути борьбы с оранжевыми и я лично, и ПСПУ поддержали Виктора Януковича.
Однако, немного разморозив отношения с Россией, Виктор Янукович так и не изменил курс внутренней и внешней политики, не изменил сущность денежно-кредитной и бюджетной политики.
Остался прежним курс Украины на евроинтеграцию и вступление в НАТО. Осталась прежняя экономическая модель, определенная МВФ. Осталась прежней политика открытого рынка, определенная ВТО.
Макроэкономические показатели Украины и бюджет на их основе во многом определялся тем, вступит ли Украина в Таможенный союз и ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном, или при декларациях об улучшении отношений с ними, продолжит курс на евроинтеграцию. И Янукович, и Азаров отказались от предложений Путина вступить в Таможенный союз и однозначно заявили о своем евроинтеграционном выборе.
Это нанесло жесткий удар по бюджетному процессу, так как не обеспечило отечественным производителям беспошлинного выхода на громаднейший рынок России, Белоруссии и Казахстана.
Ограничив себя в развитии экономики, новая власть Украины пошла курсом оранжевых на выпрашивание кредитов у МВФ под их разрушительные для нашей экономики условия, пошла на громадное увеличение государственного долга Украины. В соответствии с принятым бюджетом на 2010г., государственный долг Украины увеличится с 23% ВВП в 2009г. до 27% ВВП в 2010г. (ст.10) Это громадный годовой скачок во внешних заимствованиях. А с учетом того, что государственные гарантии Кабинета Министров под долговые обязательства частных структур возрастут в 2010г. (ст. 13) до 45 млрд грн. (по сравнению с 37 млрд. грн. в 2009г.), то это значительно усиливает долговую зависимость Украины от внешних кредитов.
Кроме внешних займов, основные доходы государственного и местных бюджетов планируется пополнить за счет приватизации (10,3 млрд грн), увеличения налогового пресса и рентных платежей.
Вызывающим ноу-хау в бюджетном процессе, попирающим Конституцию Украины, является п. 7 Заключительных положений Государственного бюджета Украины на 2010 год:
7. З метою зменшення дефіциту бюджету у 2010 році надати право Кабінету Міністрів України приймати рішення щодо перегляду деяких розмірів виплат, визначених законодавством, та по інших законодавчих актах, які передбачають додаткові видатки з державного та місцевих бюджетів.
Установити, що норми діючих законодавчих актів застосовуються у разі, якщо вони не суперечать вищезазначеним рішенням Кабінету Міністрів України.
Фактически – это конституционный путч. Фактически, принятием бюджета на 2010 год Партия регионов, КПУ и Блок Литвина осуществили конституционный путч, аналогичный 1992-му году, когда премьер-министра Леонида Кучму наделили правом указами вместо законов, принимаемых Верховным Советом Украины, регулировать все социально-экономические вопросы.
Этот пункт бюджета грубейшим образом противоречит Конституции Украины (ст. ст. 19 и 95), Бюджетному кодексу Украины (ст. 4), решениям Конституционного суда Украины от 20 марта 2002г. N5-рп/2002, от 9 июля 2007 г. N6-рп/2007 и от 22 мая 2008г. N 10-рп/2008. Конституционный суд Украины установил, что законом о Госбюджете не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться иное (дополнительное) правовое регулирование отношений.
Регионалы, коммунисты и литвиновцы обязаны знать юридическую иерархию, которая определила, что высшим законом является Конституция Украины, далее – законы, принимаемые исключительно Верховной Радой Украины, и лишь потом – нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, в полномочия которых входит реализовывать законодательство, а не отменять или корректировать его.
Принятая норма бюджета (п.7 Заключительных положений) неконституционным способом передает всю полноту власти в ручное управление Кабинету Министров Украины.
Методом ручного управления Кабинет Министров будет сокращать законодательством установленные гарантии, прежде всего в социальной сфере (политика заработной платы, пенсии, социальных выплат для малообеспеченных, чернобыльцев, афганцев, инвалидов и др.), что жестко требует МВФ под условия получения кредита. Бюджет и так не обеспечивает роста минимальной заработной платы (ст. 53) и пенсии (ст. 52) в соответствии с ростом стоимости жизни. В бюджет заложен рост месячной минимальной зарплаты за год с 869 до 922 грн., т.е. на 6%, и пенсии с 695 до 734 грн – также на 6%, тогда как планируется на 2010 г. инфляция в 13% (понятно, что на продукты питания и товары первой необходимости рост цен будет не менее 20%). Кроме того, планируемое повышение минимальной зарплаты и пенсии не компенсирует 9%-е снижение их реального уровня в 2009г.
Это бюджет социального обнищания и усиления эксплуатации трудящихся.
Поскольку бюджетом вводится почасовая минимальная оплата труда (ст. 53) в размере от 5,2 до 5,52 грн, то честно проработав 40-часовую рабочую неделю, трудящийся за 4 недели не сможет заработать минимальную заработную плату (так 5,29 за час работы в мае, умножив на 40 часов в неделю и на 4 недели, получаем 846,4 грн за месяц). Чтобы заработать минимальную зарплату (884 грн в мае), необходимо как минимум каждую неделю работать на 2 часа больше, чем установлено трудовым законодательством.
Очевидно, что под установленные чуть повышенные уровня минимальной заработной платы, готовится введение правительством драконовского Трудового кодекса с 48-часовой неделей. Вот в чем суть механизмов роста эксплуатации. Вот за что наряду с олигархией проголосовали украинские коммунисты, так называемые защитнички интересов трудящихся.
Олигархия Украины договором с Россией по газу обеспечила рост своих доходов. Если вспомнить, что в 2009-м кризисном году, миллиардеры и мультимиллионеры удвоили свои капиталы, то бюджет 2010 позволит им утроить свои капиталы. То есть, вся антикризисная суть принятого бюджета – это покрытие кризисных явлений за счет трудящихся.
В условиях тяжелейшего экономического кризиса из бюджета 2010 выделяется 6,7 млрд грн для финансирования футбольного чемпионата Евро 2012 (п. 4 ст. 74). Это ровно столько, сколько выделяется на развитие военно-промышленного комплекса (1,5 млрд) инноваций в реальном секторе экономики (1,8), инвестиционных проектов социально-экономического развития регионов (2,3) и на реформирование всего жилищно-коммунального хозяйства Украины (1,1 млрд) вместе взятых!
Введя акцизы на бензин и всю винно-водочную и табачную продукцию, правительство залезло в карманы простых граждан и простимулировало опаснейшие процессы. Можно было бы согласиться, если бы акцизы были введены на дорогие сорта марочных вин, коньяка и других алкогольных напитков, тогда бы акциз стал дополнительным налогом на богатых. А так будет рост самогоноварения и паленой водки. И вместо 10 тысяч будут от этого погибать 20 тысяч человек в год.
Заложенный в бюджет механизм возврата налога на добавленную стоимость (ст.25) подрывает экономическую активность субъектов хозяйственной деятельности. Первая часть ст. 25 гласит:
"Здійснити відшкодування податку на додану вартість платникам, у яких суми податку задекларовані до відшкодування до 1 травня 2010 року, підтверджені перевірками та не відшкодовані на дату набуття чинності цим Законом, шляхом її оформлення облігаціями внутрішньої державної позики понад обсяги, встановлені додатком N2 до цього Закону, з відповідним коригуванням граничного обсягу державного боргу, визначеного статтею 10 цього Закону, з терміном обігу п?ять років".
Вместо обещанного стимулирования роста реального производства, это еще одна мощная подножка производителям.
Это, безусловно, отразится на доходах местных бюджетов. А с учетом увеличения изъятия налоговых поступлений в центр, финансовое положение органов местного самоуправления станет еще хуже.
Выше названные – далеко не все мины, заложенные в бюджет 2010. С учетом достигнутых договоренностей с Россией по уменьшению цен на газ и обещанных кредитов МВФ, какое-то время Украина еще сможет продержаться. Но это не надолго. Украину ждут не меньшие экономические и социальные потрясения, чем Грецию, Португалию, Испанию.
Порочный государственный бюджет многократно усугубит положение страны такими же порочными местными бюджетами.
Новый президент Украины Янукович, парламентская коалиция и правительство Азарова так и не поняли, что без радикальных перемен Украину не спасти.
Наталия Витренко,
премьер-министр оппозиционного Правительства
народного спасения,
доктор экономических наук.
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
9 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |