18:00 08.02.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Аварийный мост между Россией и Западом: Украина сократила железнодорожный транзит на 17,9%
Попытки "Укрзализныци" остановить падение транзитных железнодорожных грузоперевозок не увенчались успехом: в 2012 г. транзит составил лишь 40% от потенциала железных дорог страны, снизившись на 17,9%, до 41,9 млн. тонн.
Как сообщает 7 февраля 2013 г. газета "Коммерсант", это происходит из-за перевода грузов в российские порты.
Наибольшее снижение перевозок касается угля, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений. В результате перевалка транзитных грузов в портах сократилась на 6 млн. тонн, до 33,8 млн. тонн. Наибольшее падение объемов перевалки транзитных грузов произошло в морских торговых портах Одесса и Южный.
Начальник порта Южный Юрий Васьков пояснил, что падение транзита через порт обусловлено в первую очередь снижением более чем на 3 млн. тонн объема поставок казахской нефти, которая до сих пор экспортировалась через Украину, а теперь переваливается в российском порту Тамань.
"Перевод грузов в российские порты является нашей основной проблемой",– отмечает Васьков.
Даже незначительное сокращение объемов российских грузов, которые составляют около 70% всего объема транзита по украинской территории, сразу отражается на показателях. А Россия целенаправленно исключает Украину из транзитных потоков.
Глава института проблем естественных монополий Юрий Саакян напомнил, что стратегия развития морской портовой инфраструктуры России направлена на увеличение перевалки грузов через российские порты. К 2020 г. их объем должен вырасти на 84%, до 985 млн. тонн в год.
"Почти все грузы российского происхождения, которые перегружаются в портах стран Балтии, Скандинавии и Украины, планируется переориентировать на порты РФ",– говорит он.
В то же время директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что объемы транзита снижаются не только из-за российской стратегии, но и по причине неконкурентных тарифов "Укрзализныци".
"Для сравнения: стоимость перегрузки тонны угля в балтийских портах на 5 долларов ниже, чем в Южном. Неудивительно, что российские грузоотправители выбирают порты стран Балтии",– говорит Вовк (по материалам РИА "Новый Регион").
Невыполненное обещание Януковича,
или Сермяжная правда Колесникова о невеселых перспективах
Как известно, 17 февраля 2010 г. новоизбранный президент Виктор Янукович в своей статье для The Wall Street Journal пообещал превратить Украину в мост между Россией и Западом.
"Украина должна использовать свое геополитическое положение и стать мостом между Россией и Западом. Как президент, я обещаю построить мост между двумя сторонами, а не улицу с односторонним движением", - написал он.
Однако проблема заключается в том, что для реализации этой цели мало одного лишь "геополитического положения", а нужны еще и умственные способности, которыми, увы, не блещут наши "мостостроители".
Скорее даже наоборот: наблюдая за тем, как власти собственноручно рубят "транзитный сук", лишая государство доходной статьи бюджета, не покидает ощущение того, что в верхах у нас сидят либо несознательные идиоты, либо же сознательные вредители.
Результаты такой политики "розбудовников" и "керманычей", как говорится, по лицу: в 2012 г. транзит газа по сравнению с 2011 г. упал на 19,13%, транзит нефти – на 18,1%, транзит железнодорожных грузоперевозок - на 17,9%.
Можно ли изменить столь печальную ситуацию в этой, безусловно, стратегически важной для экономики нашей страны сфере, что даст возможность воплотить в жизнь обещания главного "соединителя" Востока и Запада?
Ответ на этот вопрос дал 3 августа 2011 г. в интервью газете "Коммерсант-Украина" один из лидеров правящей Партии регионов, тогдашний вице-премьер–министр инфраструктуры Борис Колесников.
Отвечая на вопрос, можно ли исправить ситуацию с падением транзитных перевозок "Укрзализныци", ближайший соратник президента сказал предельно лаконично: "Невозможно".
"Потому что объективно для транзитера намного лучше ехать через территорию Белоруссии, где нет задержки грузов на границе с Россией после вступления Белоруссии в Таможенный союз, в отличие от украинско-российской границы", - пояснил Б. Колесников.
Учитывая же факт отказа властей Украины от полномасштабной интеграции в Таможенный союз, не приходится сомневаться в дальнейшей потере нашей страной статуса транзитного государства в силу объективных обстоятельств: отмена таможенных барьеров внутри ТС стимулирует Россию, Беларусь и Казахстан к дальнейшему углублению экономического сотрудничества в рамках "союза трех".
Как раз на объективные обстоятельства и указывал Б. Колесников, объясняя причины перераспределения российских транзитных потоков в пользу белорусского маршрута.
В этих условиях нашим железнодорожникам и портовикам остается разве что повышать тарифы на свои услуги, чтобы таким способом компенсировать потери от сокращения объемов транзитных перевозок, тем самым делая себя еще более неконкурентоспособными на этом рынке.
Получается классический замкнутый круг, выход из которого может быть только один: вступление нашей страны в Таможенный союз, что позволит нам более не быть пассивными зрителями того, как под нашими ногами трещит по швам аварийный транзитный мост.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме