20:28 15.12.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Альтернатива "Южному потоку": Евросоюз отказывается от использования ГТС Украины
11 декабря 2014 г. премьер-министр Арсений Яценюк, представляя в парламенте программу действий правительства, с нескрываемым злорадством "поздравил" Россию с необходимостью дальнейших поставок голубого топлива через Украину в Европу в связи с остановкой реализации проекта строительства газопровода "Южный поток".
Тем самым доморощенный продукт украинско-американской селекции, представляющий собой симбиоз Кролика Сени и Багза Банни, лишний раз продемонстрировал неспособность видеть дальше собственной норки: пока он скалил характерные для семейства заячьих зубы, объем транзита российского газа через нашу страну снизился до порога рентабельности ГТС, в то время как Евросоюз принял решение в пользу создания "Южного газового коридора" в обход Украины.
"Есть третий энергетический пакет ЕС. Именно из-за того, что Россия отказывается выполнять требования третьего энергетического пакета... остановлено строительство "Южного потока". Так что, дорогие россияне, никуда не денетесь, будете транспортировать российский газ через Украину. С чем всех хочу поздравить", - приводит его слова агентство "Укринформ".
И не беда, что в нарисованную выкрикнутым на майдане премьером благостную картину никак не вписываются договоренности Москвы и Анкары о расширении действующего газопровода "Голубой поток" из России по дну Черного моря в Турцию с 16 до 19 млрд. куб. м газа в год, а также о строительстве нового газопровода по тому же маршруту взамен "Южного потока" аналогичной мощностью в 63 млрд. куб. м газа в год.
Хотя именно такие договоренности позволили главе "Газпрома" Алексею Миллеру заявить9 декабря 2014 г. в эфире телеканала "Россия 24" о том, что "Строительство газопровода в Турцию позволит обнулить риски, связанные с транзитом газа через Украину".
Более того, пока А. Яценюк зубоскалил с парламентской трибуны по поводу очередной "пэрэмоги" над "российским империализмом", пресс-служба госкомпании "Укртрансгаз", являющейся оператором отечественной газотранспортной системы, сообщила о снижении в январе-ноябре 2014 г. объемов транзита российского газа через Украину в Европу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25%– до 58 млрд. куб. м.
Таким образом, при майданном правлении ГТС Украины на глазах превращается в самую большую в мире трембиту, которую необходимо содержать за счет бюджетных дотаций, поскольку общеизвестно, что предел рентабельности для газовой трубы составляет 60 млрд. куб. м транзита газа в год, ниже которой она становится убыточной.
Не прибавляет оптимизма в вопросе транзитной загрузки главного "национального достояния" и состоявшееся 9 декабря 2014 г. в Брюсселе заседание Совета ЕС на уровне министров энергетики по поводу прекращения реализации проекта строительства "Южного потока".
По его итогам, Евросоюз объявил своим приоритетом реализацию проекта "Южного газового коридора", который предусматривает создание системы газопроводов с целью обеспечения газовых поставок в ЕС из региона Каспийского моря в обход России.
Проект "Южный газовый коридор" становится для Евросоюза одним из приоритетов после отказа России от строительства "Южного потока", заявил по итогам заседания еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович, передает ТАСС.
"ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов в рамках "Южного газового коридора", - сообщил он.
Еврокомиссар также отметил, что первый газ по "Южному газовому коридору" из Каспийского региона в Европе рассчитывают получить к 2019 г.
Проект "Южного газового коридора" включает серию проектов газопроводов, в том числе, сомнительный с точки зрения перспектив реализации "Белый поток", Трансадриатический газопровод, а также фактически провалившийся проект Nabucco. Важным элементом функционирования "Южного газового коридора" должен стать Транскаспийский газопровод, напоминает ТАСС.
Кроме того, к этому перечню также относится проект строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), изначальной проектной мощностью в 16 млрд. куб. м газа в год, по которому азербайджанский газ будет поставляться транзитом через Грузию в Турцию и дальше в Европу.
Среди партнеров ЕС по "Южному газовому коридору" называют Азербайджан, Туркменистан, Грузию, Казахстан, Турцию, Ирак, Египет, а также потенциально Иран и Узбекистан.
Вместе с тем, как отмечает агентство, геополитические проблемы остаются одним из серьезных препятствий для инвестиционной привлекательности всей этой системы.
Как видно, практически все эти проектируемые газопроводы в рамках создания "Южного газового коридора" должны пройти в обход не только России, но и Украины, что однозначно наносит удар по экономическим интересам нашего государства, объективно заинтересованного как раз в пресловутой "газовой зависимости" Европы от России, позволяющей обеспечить загрузку ГТС Украины.
Исключение составляет лишь "Белый поток", с которым в период второго премьерства носилась Юлия Тимошенко, из-за чего над ней не потешался только ленивый в силу его нереализуемости.
Проект предусматривает поставки каспийского газа на европейский рынок по маршруту Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Украина–ЕС, для чего нужно проложить трубу по дну двух морей - Каспийского и Черного, что по определению попросту невозможно.
Достаточно вспомнить, что еще 12 сентября 2011 г. Совет ЕС выдал мандат Еврокомиссии на проведение трехсторонних переговоров в формате ЕС-Туркменистан-Азербайджан по подписанию юридически обязывающего соглашения с целью реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, однако с тех пор этот вопрос так и не сдвинулся в мертвой точки.
Ключевым препятствием для прокладки трубы является проблема определения международно-правового статуса и делимитации морских границ Каспийского моря между государствами "прикаспийской пятерки" (Россией, Казахстаном, Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном), без взаимного согласия всех участников которой строительство любых трубопроводов невозможно.
По этой причине уже 13 сентября 2011 г. МИД России выразил сожаление по поводу решения Совета ЕС, подчеркнув, что "оно принято без учета реально существующей сегодня международно-правовой и геополитической ситуации в Каспийском бассейне".
"Как известно, государства "каспийской пятерки" договорились о том, что все основные вопросы деятельности в Каспийском море решаются только самими прибрежными странами. Этот принцип закреплен в политически обязывающей Декларации, подписанной 16 октября 2007 г. главами прикаспийских государств по итогам Второго каспийского саммита в Тегеране. Он подтвержден и в Совместном заявлении президентов по итогам Третьего каспийского саммита в Баку 18 ноября 2010 г.", - напомнили в российском внешнеполитическом ведомстве.
"Очевидно, что планы прокладки магистрального транскаспийского трубопровода в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью и большой тектоникой дна относятся как раз к такого рода вопросам", - отмечается в комментарии.
"Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств. Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств-участников "каспийской пятерки" и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате", - резюмировали в МИД России.
Следовательно, практическая реализация достигнутых договоренностей Москвы и Анкары по расширению "Голубого потока" и строительству нового газопровода вместо "Южного потока" и принятого решения Брюсселя по созданию "Южного газового коридора" повлечет за собой переход статуса основного транзитера от Украины к Турции, на территории которой сольются все вышеупомянутые газовые потоки.
Поэтому складывается такое впечатление, что годы пионерской юности А. Яценюк никак не мог выполнить нормы сдачи металлолома, в результате чего уже в зрелом возрасте он решил наверстать упущенное, превратив во вторсырье массой в миллионы тонн ГТС Украины своей бездарной политикой в газовой сфере.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме