18:45 21.12.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"А пред нею разбитое корыто": Украина теряет транзит газа в ЕС и доступ к рынку ТС

21/12/2012

Украина совершила "стратегическую ошибку", несколько лет назад отказавшись от предложения России взять в аренду украинскую газотранспортную систему.

Об этом 20 декабря 2012 г. на пресс-конференции в Москве заявил российский президент Владимир Путин, комментируя начало строительства "Южного потока".

"Думаю, что наши украинские партнеры совершили очень большую стратегическую ошибку. Фундаментальную. Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду ГТС, оставляя ее в собственности украинского государства... Теперь все, что произошло в последние годы, побудило Россию ускорить наши инфраструктурные проекты... Встает вопрос о целесообразности существования вообще самой ГТС Украины", – сказал он.

Президент добавил, что Россия готова к переговорам с Киевом по данному поводу.

При этом Путин дал понять, что Россия не намерена пересматривать действующий газовый контракт с Украиной.

"У нас есть долгосрочный контракт. Никто не подвергает сомнению его легитимность. Мы работаем в рамках этого контракта", – сказал он.

"Газпром" идет навстречу своим украинским партнерам и предоставляет необходимые кредитные ресурсы, оплачивает вперед транзитные платежи... Там идет нормальная партнерская работа. Я очень рассчитываю, что она и дальше будет продолжаться", – резюмировал Путин.

Кроме того, президент России также отметил, что Украина не восприняла всерьез предупреждения Москвы о серьезных ограничениях для украинской продукции после начала работы Таможенного союза.

"Наши украинские коллеги думали, что мы шутим до определенного момента, а потом поняли, что это не шутки", – сказал он.

В качестве примера Путин привел квоты на украинские трубы и украинскую кондитерскую продукцию, о которых ранее Киев договаривался с Москвой.

"А сейчас мы не можем дать самостоятельно нужных Украине квот – это отнесено к наднациональным органам Таможенного союза", – сказал глава государства.

"Украине все труднее и труднее решать свои экономические вопросы, связанные с работой на нашем рынке", – добавил он.

По словам Путина, сложившаяся ситуация касается "целых отраслей украинской экономики" и сохранения рабочих мест.

Тем не менее, уточнил он, Украина не ведет переговоры о вступлении в Таможенный союз.

"Речь не идет о присоединении Украины к Таможенному союзу. Чтобы речь зашла, мы должны получить официальную заявку на вступление Украины в Таможенный союз. Такой заявки нет", – сказал Путин (по материалам РИА "Новый Регион").

"Дорога ложка к обеду"

или "Никто нас не обижает, кроме нас самих"

 

Напомним, что в первом тезисе речь идет о событиях десятилетней давности, когда возникла идея создания трехстороннего газотранспортного консорциума в формате Украина-Россия-Евросоюз по управлению отечественной газотранспортной системой.

9 июня 2002 г. президенты Украины Леонид Кучма и России В. Путин подписали в Санкт-Петербурге заявление о стратегическом сотрудничестве двух стран в газовой сфере, предусматривающее создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины с участием европейских газовых компаний.

Позже о желании участвовать в управлении украинской ГТС заявила Германия, канцлер которой Герхард Шредер участвовал в переговорах В. Путина и Л. Кучмы. Идею создания газового консорциума также поддержали страны Евросоюза.

20 июня 2002 г. представитель Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики Фаоузи Бенсарса заявил, что Евросоюз приветствует идею передачи украинской газотранспортной системы в управление международному консорциуму, в котором, кроме Украины, могут принять участие Россия и Германия.

7 октября 2002 г. премьер Украины Анатолий Кинах и глава правительства России Михаил Касьянов подписали в Кишиневе соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере, в котором была определена необходимость создания консорциума.

В тот же день главы "Нафтогаза" Юрий Бойко и "Газпрома" Алексей Миллер подписали в столице Молдовы договор о создании консорциума.

29 октября 2002 г. руководители "Нафтогаза" и "Газпрома" подписали в Киеве учредительные документы о создании на паритетных началах (с долей каждой из компаний по 50%) нового юридического лица - ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины".

29 мая 2004 г., уже в период премьерства Виктора Януковича, "Нафтогаз", "Газпром" и Ruhrgas AG (Германия) договорились об условиях участия германской стороны в консорциуме.

Однако данный проект не был реализован из-за позиции Украины, которая стала настаивать на том, что консорциум должен управлять только теми газопроводами, которые будут построены в будущем – "Богородчаны–Ужгород" и "Новопсковск–Александров Гай", а никак не существующей украинской ГТС, хотя изначально он создавался именно для этих целей.

Причем произошло это в период президентства Л. Кучмы и премьерства В. Януковича, а окончательную "крапку" в этом вопросе поставил 31 марта 2005 г. на конференции для американских СМИ новоизбранный президент Виктор Ющенко.

"Предметом консорциума не может быть газотранспортная система Украины. Не может быть предметом то, что уже создано и сегодня функционирует", – заявил он.

"Мы будем рассматривать только проекты, связанные с наращиванием нами новых возможностей", – отметил В. Ющенко.

После победы на президентских выборах В. Януковича новая власть предложила вернуться к этому проекту.

Тем более что в ходе избирательной кампании лидер Партии регионов выступал за создание консорциума по реконструкции и эксплуатации ГТС Украины.

Так, 21 января 2010 г. в эфире Николаевской областной телерадиокомпании В. Янукович заявил, что будет "вносить предложения в создание газотранспортного консорциума в Украине для эксплуатации существующей газотранспортной системы, реконструкции ее с целью увеличения объемов прокачки газа".

Однако все закончилось принятием 13 апреля 2012 г. Верховной Радой в целом преимущественно голосами Партии регионов законопроекта "О внесении изменений в Закон Украины "О трубопроводном транспорте" (относительно реформирования нефтегазового комплекса) N9429-1, запрещающего не только приватизацию, но и передачу ГТС в концессию, аренду, лизинг.

Тем самым парламентарии из провластного лагеря продублировали действующий законодательный запрет на создание консорциума по управлению газотранспортной системой.

В общем, это нужно уметь: сначала украинские власти предложили российской стороне доступ к своему главному "сакральному символу", а затем сами же и подтвердили табу на создание консорциума под лозунгом "Ни пяди священной трубы России".

А пока Киев продолжает вариться в собственном соку, теша себя иллюзией сохранения статуса "вечного транзитера", Москва продолжает строить газопроводы в обход нашей страны, в результате чего мы действительно пришли к вопросу о "целесообразности существования вообще самой ГТС Украины".

То же самое относится и ко второму тезису - проблеме взаимоотношений Киева с Таможенным союзом, поскольку пока наши власти тешат себя иллюзией сохранения статуса "вечного поставщика" на общий рынок России, Беларуси и Казахстана, мы действительно теряем этот традиционный рынок сбыта для "целых отраслей украинской экономики".

Поэтому нашим чиновникам, многие из которых сидят в высоких кабинетах чуть ли не со времен Куликовской битвы, следует сделать правильные выводы из непрекращающейся череды "стратегических ошибок", приняв столь же стратегическоерешение о начале полномасштабной экономической интеграции с Россией.

Это позволит обеспечить рентабельность работы как отечественной ГТС путем получения гарантий транзита в ЕС, так и отечественного товаропроизводителя путем получения доступа к интегрированному рынку ТС.

В противном же случае нашу страну ожидает незавидная участь пушкинской старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке", которая, как известно, осталась у разбитого корыта.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме