12:45 23.12.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"10 шагов мимо людей": основные новации пенсионной реформы


 

22 декабря 2010 г. газета "Сегодня" обнародовала десять главных новинок пенсионной реформы, которые содержаться в правительственном законопроекте "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" N7455 от 13 декабря 2010 г.

1.Пенсионный возраст для женщин хотят повысить с 55 до 60 лет. Повышение начнется с февраля 2011 г. на полгода ежегодно и продлится до 2020 г. Коснется женщин, родившихся после 31 января 1956 г. Родившиеся с 1 февраля по 31 июля 1956 г. пойдут на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, с 1 августа 1956 г. по 31 января 1957 г. - в 56 лет, а с 1 августа 1960 г. и позже - уже в 60. Мужчины, как и сейчас, будут уходить на пенсию в 60.

2. Максимальный размер пенсии хотят установить на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 января - 9000 грн). Сейчас "потолка" нет в принципе.

3. Спецпенсии тем, кто имеет право досрочного выхода на пенсию (военные, милиция, СБУ) хотят выплачивать лишь при достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет), то есть уйти раньше можешь, но деньги при этом получать не будешь. Срок выслуги для такой пенсии будет повышаться на 1 год ежегодно, начиная с 1 февраля 2011 г. и заканчивая 1 февраля 2015 г. Например, если офицер выходит на пенсию до 31 января 2011 г., ему надо прослужить минимум 20 лет, с 1 февраля 2011 г. - 21 год, с 1 февраля 2015 г. - 25 лет.

4. Минимальный стаж для получения социальной пенсии по возрасту (50% минимальной) хотят повысить с 5 до 15 лет.

5. Минимальный стаж (с которого уплачены взносы в Пенсионный фонд) для назначения пенсии по возрасту хотят повысить с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин.

6. Для мужчин предельный возраст пребывания на госслужбе предлагают повысить с 60 до 62 лет, для женщин - с 55 до 60 лет.

7. Работающим пенсионерам предлагают не выплачивать надбавки к пенсии за сверхурочный стаж (плюс 1% к пенсии за каждый дополнительно отработанный год: свыше 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин) и доплатык прожиточному минимуму при его увеличении.

8. Бюджетникам при выходе на пенсию предлагают единоразово выплачивать матпомощь в размере 10 месячных пенсий.

9. Назначение пенсий предлагают проводить только с заработка (не учитывая, к примеру, матпомощь) и только по данным персонифицированного учета (ведется с июля 2000 г.), - сейчас учитывают и зарплату до 2000 г. Размер средней зарплаты по стране, который влияет на размер пенсии, будет определяться за 3 календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии (сейчас - за 1 последний год).

10. Предлагают ввести накопительную системуобязательного государственного пенсионного страхования, но только тогда, когда бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным - ранее сообщалось, что дефицит ПФ Кабмин планирует устранить с 2013 г. Суть: у каждого работника, кому на дату введения системы будет меньше 35 лет, появится персональный счет, куда работодатель ежемесячно будет переводить часть начислений на его зарплату (сначала 2%, с ежегодным повышением на 1% - до 7%). Выходит, кто больше зарабатывает, у того будет больше персональная добавка к пенсии. Сейчас все 37% начислений идут в "общий котел" ПФ.

Антиконституционный шабаш

с прицелом на создание финансовых пирамид

Вполне очевидно, что практически все эти новации прямо противоречат нормам части 3 статьи 22 Конституции Украины, согласно которым "При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод".

На это указывали даже представители Федерации профсоюзов Украины, которую возглавляет народный депутат от Партии регионов Василий Хара, в ходе акции протеста под стенами представительства МВФ в Киеве, состоявшейся 17 августа 2010 г.

"Мы хотим, чтоб во время первого этапа мониторинга МВФ в Украине, который будет проводиться в ноябре, изменились условия кредитования, и требуем снятия социальных ограничений, в частности - повышения пенсионного возраста. Это неконституционный акт, что противоречит статье 22 Конституции Украины", - заявил заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Украинец.

Единственным положительным моментом можно считать только решение Кабмина ограничить максимальный размер пенсий для чиновников.

В то же время, согласно решению Конституционного суда от 2007 г., эта мера коснется только тех, кто будет оформлять пенсию после 1 января 2011 г.

При этом Кабмин хочет ввести накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования, обязав граждан, которым на момент ее внедрения исполнится 35 лет, делать обязательные отчисления в Накопительный пенсионный фонд.

Отметим, что для этой категории граждан в Программе экономических реформ на 2010–2014 гг. президента Виктора Януковича предусмотрено повышение пенсионного возраста до 65 лет.

Речь идет о переходе ко второму уровню пенсионной системы, как это предусмотрено Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N1058-IV от 9 июля 2003 г.

Как сказано в нормах статьи 1 данного закона, Накопительный пенсионный фонд – это "целевой внебюджетный фонд", который "аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц, учтенные на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые с целью получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц".

Согласно нормам статьи 78 "Накопительный фонд создается Пенсионным фондом как целевой внебюджетный фонд" (часть 1), "Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда" (часть 2).

На первый взгляд все выглядит чинно и благородно: Накопительный фонд будет получать доходы от инвестиционной деятельности, что позволит ему увеличивать сумму пенсионных выплат своим клиентам.

Однако здесь возникает закономерный вопрос: кто даст гарантию, что Накопительный фонд не постигнет участь таких обанкротившихся гигантов как банк "Украина" или Черноморское морское пароходство?

Ведь в свое время никто себе и представить не мог, что крупнейший в нашей стране банк и крупнейшее в мире судоходное предприятие постигнет полный крах.

Следовательно, если наши сограждане и доживут до 65-летнего возраста, то далеко не факт, что они получат свои пенсии, проиндексированные на размер "инвестиционного дохода".

Кроме того, вышеупомянутым законом предусмотрен переход к третьему уровню пенсионной системы – "системе негосударственного пенсионного обеспечения" (статья 2).

И здесь возникает тот же самый вопрос: кто может гарантировать, что частные пенсионные фонды не повторят судьбу многочисленных финансовых пирамид, рухнувших как карточный домик?

Как писала 17 марта 2003 г. "ИнвестГазета" в материале "Трастовая "лихорадка", по данным Верховного суда, на Украине от деятельности доверительных обществ пострадали 4 миллиона человек, потерявших на трастах в общей сложности $132 млн.

Можно вспомнить и более свежие примеры 2008-2009 гг. – крах созданных при тоталитарной секте "Посольство Божье" Сандея Аделаджи финансовых пирамид "ЛеонеБанк", "Кингз Кэпитал" и "Грант".

По данным МВД, вкладчики "ЛеонеБанк" потеряли около 8,5 млн. долларов, "Кингз Кэпитал" - 150-180 млн. долларов, "Грант" - около 1,5 млн. гривен.

Следует отметить, что негосударственные пенсионные фонды существуют в нашей стране довольно давно, однако, по сведениям СМИ, в 2008 г. количество их участников составило всего лишь 482,5 тыс. человек (при 13 млн. пенсионеров).

То есть, граждане нашей страны не доверяют частным пенсионным фондам, предпочитая существующую солидарную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Кстати говоря, 7 ноября 2008 г. нижняя палата парламента Аргентины по инициативе президента Кристины Киршнер приняла законопроект, позволяющий правительству страны национализировать частные пенсионные фонды, после чего 25 ноября 2008 г. такое решение поддержал Сенат.

Опыт этой латиноамериканской страны особенно важен для нашей страны, поскольку власть, вне зависимости от политического окраса, ведет Украину по "аргентинскому пути".

Аргентина приватизировала пенсионные фонды в 1994 г., когда пост президента занимал Карлос Менем, проводивший неолиберальные реформы по рецептам МВФ.

Однако за последующие 14 лет более половины частных пенсионных фондов попросту исчезли!

Это привело к тому, что сейчас государство вынуждено доплачивать пенсии до минимального уровня значительной части граждан, которые пользуются накопительной системой, поскольку частные фонды не в состоянии обеспечить клиентов достаточной суммой!

Поэтому принимать правительственный законопроект попросту недопустимо, поскольку он изначально является неконституционным.

Как и недопустимо планировать повышение пенсионного возраста для участников второго уровня пенсионной системы, чтобы затем заставить их вобязательном порядке делать отчисления в Накопительный фонд.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме