18:30 06.11.2007 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Украина все еще ждет правительство

Более, чем месяц спустя после парламентских выборов в Украине, страна остается в состоянии неопределенности с лидерами из-за затягивания переговоров относительно нового правительства. Хотя правительственная коалиция в составе Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и президентского блока «Наша Украина - Народная самооборона» (НУНС) казалась достоверной со времени оглашения предыдущих результатов, длительные переговоры допускают, что это не решенный вопрос. Кое-кто в НУНС призывает к созданию коалиции с партией нынешнего Премьер-министра Виктора Януковича.

Вялое продвижение с формированием нового правительства привело к разочарованию не только украинских избирателей, но и международных инвесторов и должностных лиц, которым придется ожидать, чтобы определиться со встречами, соглашениями и будущими планами. В конечном итоге, трудно вести переговоры о таких вещах, как членство в ВТО, визовые протоколы, будущие газовые соглашения и внедрения договоренностей о сотрудничестве с ЕС, если до сих пор непонятно, кто будет главным в будущем месяце.

Это особо проблематично, поскольку новое правительство во главе с Юлией Тимошенко, бывшим премьер-министром и нынешним лидером оппозиции, значительно будет отличаться от правительства Януковича. В частности, если правительство Януковича существенно замедлило реформы, включая необходимые для вступления в ВТО, Тимошенко настроена на проведение быстрых реформ в западном стиле. Не удивительно, что наибольший прогресс в вопросе приближения к членству в ВТО с 2004 года был достигнут за время семимесячного премьера Тимошенко.

Однако, для того, чтобы вернуться на должность премьер-министра, Тимошенко нужна поддержка «Нашей Украины - Народной самообороны» президента Ющенко. Хотя подавляющее большинство членов НУНС решительно поддерживают такую коалицию, небольшая группа из приблизительно 15 депутатов этого блока более склонно к коалиции с Партией регионов Януковича. Кроме того, Ющенко без особого восторга отнесся к идее премьера женщины, которую он считает соперником, особенно ввиду того, что должность премьер-министра почти равна по полномочиям должности президента. Та же проблема способствовала ее увольнению в 2005.

Процессу переговоров также мешали непонятные задержки с подачей протоколов подсчета голосов в Центральную избирательную комиссию, а также уже отклоненные судебные иски относительно результатов выборов.

Невзирая на политический застой в результате отсутствия четкого плана формирования правительства, большинство украинских политиков кажутся безразличными. Сегодня весьма вероятно, что новый парламент не соберется до конца следующей недели. Голосование за новое правительство может занять еще одну неделю. Призывы Блока Юлии Тимошенко и его союзников в НУНС срочно утверждать коалиционное правительство не нашли ни одного отзыва.

Сценарий именно такой, которого, как надеялись должностные лица ЕС, Украине удастся избежать. Со времени отставки Тимошенко в сентябре 2005 страна погрязла в серии политических кризисов. В марте 2006 Ющенко и Тимошенко не смогли преодолеть разногласие после очередных парламентских выборов для того, чтобы сформировать новое коалиционное большинство и правительство. Зато, после почти пяти месяцев переговоров, в течение которых страной руководило временное правительство, Ющенко согласился на премьера Януковича, его соперника по президентским выборам 2004 года. Достигнутые договоренности так и не были выполнены, что привело к роспуску Ющенко парламента и досрочным выборам, которые состоялись в прошлом месяце.

Наихудшим сценарием для Украины было бы повторение этих ошибок. И все же, Ющенко неохотно относится к идее создания коалиции с БЮТ. В своих последних призывах к созданию “демократической коалиции” он редко вспоминает имя Тимошенко или название ее блока.

Совсем недавно Ющенко заявил, что подписание политическими лидерами страны нового “универсала единства” будет “приветствоваться”. Первый такой универсал был подписан Ющенко, Януковичем и другими партийными лидерами в 2006, тот документ на пять страниц должен был заложить основы всех будущих политических решений в стране. “Были созданы основы определения внутренней и внешней политики Украины, ее целостности", - говорил тогда Ющенко.

Тимошенко отказалась подписывать тот документ, заявив, что он не будет выполняться. В сущности, он был назначен для того, чтобы устранить все разногласия между партиями, заставив их выполнять одну нечеткую “национальную” программу. После подписания универсала, Ющенко подал кандидатуру Януковчиа на должность премьер-министра.

Менее, чем за два месяца, от универсала не оставили камня на камне. “Процесс интеграции Украины в ВТО срывается, программа вступления Украины в ЕС в сущности остановлена, а также решительно блокируется вступление Украины в НАТО", - взвыл блок Ющенко. Блок также заявил, что Янукович не придерживается политики, согласованной в универсале. Менее чем за год Ющенко распустил парламент, обвинив партию Януковича в “измене”.

И все же, как это ни странно, Ющенко рассматривает возможность повторения той же идеи. Существуют все шансы, что Тимошенко опять откажется подписывать “универсал единства” с партией Януковича и коммунистами, поскольку их программы значительно отличаются. А это может создать новый повод для несогласия между этими двумя прежними оранжевыми лидерами.

Для того чтобы успокоить опасение Ющенко, Тимошенко предложила новый смелый Закон об оппозиции, который дал бы партии Януковича, как наибольшей в оппозиции, беспрецедентные права контроля парламентских комитетов и надзора за бюджетным процессом. Она также согласилась предоставить оппозиции новую должность Вице-премьера по связям с парламентом и несколько портфелей заместителей министров. Ввиду таких уступок непонятно, зачем нужен новый универсал.

Пока продолжаются эти дискуссии, украинцы сидят и ожидают нового правительства, так же, как они это делали большую часть последних двух лет. После Оранжевой революции 2004 года в Украине были три премьер-министра, а также состоялось большое количество изменений на уровне министров. Полные 13 месяцев этого времени правительства были вынуждены действовать в качестве исполняющего обязанности, не имея возможности внедрить изменения или новые инициативы. В течение восьми месяцев текущего года после роспуска в стране нет функционирующего парламента. Но украинские лидеры не спешат объявлять о создании нового правительства.

Возможно, это направлено частично на того, чтобы заставить Тимошенко пойти на уступки, а частично для того, чтобы отдельные личности имели возможность максимально увеличить свои неформальные “бонусные пакеты при увольнении”. Не секрет, что в Украине правительства и/или министры, у которых прекращаются полномочия, обычно получают (или создают) “соглашения”, которые предусматривают имущественные или финансовые бонусы от государства. Больше времени означает большее количество соглашений, а также больший дефицит бюджета для нового правительства.

В то же время, западные правительства удивляет несостоятельность Украины сформировать стабильное парламентское большинство и кабинет. Перед выборами несколько западных представителей в частных разговорах допускали, что после голосования у лидеров Украины будет замечательный случай продемонстрировать их способность работать эффективно, решительно и производительно, способность, которую они не смогли проявить в прошлом. Хотя со времени Оранжевой революции были даны много обещаний, мало из них были соблюдены. Украина не смогла реформировать свою налоговую, таможенную, судебную системы и систему безопасности. Если страна и в дальнейшем будет находиться в политическом кризисе, нерешительности и беспорядке, она рискует не только рассердить избирателей, но и потерять международное доверие.

Тамми Линч, Старший научный сотрудник Института исследования конфликтов, идеологии и политики Бостонского университета

THEISCIPANALYST : Аналитический обзор событий в странах бывшего Советского Союза (Volume XIV, Number 4, 1 November 2007)



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме