15:00 10.10.2007 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Коалиция неизбежна. Статья в газете "Московские новости"

Партия регионов (ПР), судя по всему, проиграла власть, де-факто выиграв выборы. Победителем коалициады и премьериады может стать лидер Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Блок совершил колоссальный прорыв по нынешним украинским меркам, ведь все электоральное поле фактически "поделено" между основными субъектами выборной кампании, о чем, в частности, свидетельствуют и мизерные результаты новых малых партий. На сегодня Тимошенко является единственным политиком, который уверенно выходит за рамки своей базовой электоральной географии. То есть, будучи "западным политиком", берет голоса на Востоке страны и может претендовать на статус общенациональной политической силы.

Нынешний не столько электоральный, сколько коалиционный результат ПР на этих выборах без преувеличения может стать началом конца партийного проекта, по крайней мере в его нынешнем мегаформате. В первую очередь свою роль может сыграть конформизм финансово-организационного ядра партии. Сейчас трудно сказать, как повлияет оппозиционный статус на прочность рядов регионалов, но, учитывая наметившийся внутрипартийный водораздел, навряд ли он сплотит ПР.

Возможны варианты

У "бело-голубых" остается три потенциальных сценария. Первый - конституционная игра, реализация которой будет невозможна без 300 голосов, а значит - без голосов ПР. На этом этапе регионалы смогут рассчитывать на получение определенных гарантий со стороны оппонентов. Второй - игра на противоречиях между БЮТ и блоком "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) с прицелом на раскол коалиции и возможность втянуть пропрезидентский блок в свой проект. Третий (пока весьма гипотетический) - игра на антипрезидентский союз с БЮТ, который дает уверенное конституционное большинство и теоретически позволяет перекроить конституционное поле "на двоих".

Президент Виктор Ющенко, ставший основным действующим лицом в контексте роспуска парламента, не выиграл, но и не проиграл. Он по-прежнему имеет в своем распоряжении мощный и решающий в нынешней ситуации актив парламентской фракции. И на самом деле по крайней мере чисто технически именно НУНС имеет своеобразную золотую акцию. Этот блок входит в коалицию с БЮТ на роли миноритарного партнера, но в коалиционном контексте существенный перевес БЮТ будет компенсироваться ресурсом президента.

Однако воссоздание коалиции Майдана - самый прямой и простой сценарий развития событий. На сегодня достаточно факторов свидетельствуют о том, что ситуация может развиваться и по другим, "обходным", сценариям.

Пока еще, пусть и с меньшей вероятностью, можно предполагать коалицию с участием регионалов. Но без помощи НУНС или БЮТ такая коалиция теперь уже невозможна, даже чисто арифметически. Если допускать возможность такого неоднозначного слияния, то можно уверенно говорить о том, что Виктор Янукович данное правительство не возглавит.

Президент может попытаться сыграть в игру "не Тимошенко и не Янукович", если оба не смогут набрать достаточно голосов во время голосования по кандидатуре премьера. В подобной ситуации инициатива переходит к Ющенко, который получает возможность усадить в кресло главы Кабмина устраивающую его техническую кандидатуру. Не исключено, что провал премьериады может спровоцировать новый виток конституционного процесса в сторону усиления полномочий президента и даже новые выборы в Раду весной 2008 года под новые конституционные полномочия главы государства и парламента.

Однако наиболее реалистичным на данном этапе представляется все же вариант правительства Тимошенко. В таком сценарии президент, даже несмотря на очевидную антипатию к кандидату в премьеры, получает шанс без проблем реализовывать свои ключевые программные цели. Во-первых, вряд ли в таком случае на правительственном уровне будет когда-то поднят болезненный вопрос второго государственного языка. Во-вторых, скорее всего, будет достигнуто взаимопонимание по ключевым внутренним вопросам - в первую очередь по вопросам земли и реформы судебной системы и армии.

Контуры новой власти

Конструкция поствыборной власти на Украине практически ясна. Безусловно, соблазн проверить на прочность Партию регионов чрезвычайно высок в командах Тимошенко и Ющенко. Но, скорее всего, в стране будет иметь место своеобразный элитный пакт: ПР будет отстранена от власти, но получит мощные политические и экономические гарантии в обмен на конструктивную оппозиционность.

Не стоит забывать, что голоса регионалов критически важны и для конституционной игры, которая, вероятно, теперь уже будет развиваться в формате частичного "отката" политреформы 2004 года и восстановления полномочий института президента. Безусловно, каждая сила будет вести эту игру с прицелом на свои президентские перспективы. И в этом смысле площадка "лидера оппозиции" (в зависимости от показателей работы правительства) может стать даже более приемлемой в контексте будущих выборов главы государства, чем пост премьера или действующего президента.

Главной же интригой становятся теперь уже приоритеты новой правительственной команды во главе с Тимошенко. Груз социальных обещаний, взваленных на себя БЮТ, чрезвычайно велик. Тимошенко понимает всю важность их реализации, ибо, наверное, как никто осознает уровень корреляции между социальной динамикой правительства и электоральными позициями своей партийной команды. Большие социальные проекты с проблематичным финансированием потребуют привлечения новых финансовых ресурсов, и в этом смысле "борьба с олигархами" становится едва ли не безальтернативным путем. Вряд ли можно говорить о новой волне реприватизации, однако в более мягких формах "социальная ответственность" крупного бизнеса (особенно не бютовского) будет реализована на практике. Это, в свою очередь, может спровоцировать противоречия между командой президента и БЮТ, что в то же время может быть компенсировано достаточно объемным пакетом общих интересов во внешнеполитической и энергетической сферах.

Но основных изменений стоит ожидать в сфере транзита энергоносителей. Тимошенко будет всячески содействовать тому, чтобы Украина как транзитер газа в большей степени играла на интересы потребителя - ЕС, а не поставщика - России. Вряд ли шаги в отношении Москвы будут с ходу резкими, но интерес Тимошенко так или иначе будет лежать в плоскости смены нынешней энергетической схемы. Следует ожидать попыток возобновления активных контактов Украины и Туркмении в сфере прямых поставок газа. Подобные шаги, безусловно, будут стимулировать движение Украины в сторону системы энергетической безопасности ЕС, а как следствие - в направлении коллективной системы евроатлантической безопасности.

Вадим Карасёв, директор украинского Института глобальных стратегий



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме