17:30 20.08.2007 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Янукович и ограничение цен на газ - Статья в Kyiv Post

В мае 2005, когда правительство Юлии Тимошенко внедрило ограничение и временный лимит максимального увеличения цен на нефть, Президент Виктор Ющенко пригрозил ее уволить. Некоторые западные наблюдатели также быстренько присоединились и использовали это ограничение цен и реприватизацию как две палки для битья правительства Тимошенко.

В результате, в некоторых деловых кругах и среди западных инвесторов воспоминания о правительстве Тимошенко в 2005 году крепко связаны с ограничением на рост цен и поддержкой массовой реприватизации. Оба воспоминания вырваны из контекста и просто используются той же группой критиков Тимошенко, которые негативно называют ее "популистской" (см. "Whose 'populist' in Ukrainian politics", Kyiv Post, 5 июля).

Так почему же тогда такая мертвая тишина об административной регуляции цен в намного больших масштабах правительством Виктора Януковича?

Премьер-министр Виктор Янукович 18 июля сказал, что его правительство никогда не прибегнет к популистским методам. На самом же деле, запрещение на экспорт зерновых и ручное управление ценами на газ является двумя яркими примерами популистского контроля цен правительством Януковича для получения голосов.

19 декабря прошлого года Антикризисная парламентская коалиция утвердила бюджет на 2007 год. Статья 3 этого бюджета говорит, что все предприятия с государственной частью собственности больше 50 процентов, а также совместные предприятия и договора о совместной деятельности (ДСД) заключенные с этими предприятиями, должны продавать свою месячную продукцию компании, которую определит правительство.

В постановлении правительства (№31) от 16 января Нефтегаз Украины был определен компанией, уполномоченной правительством.

Нефтегаз стал фактически единственной компанией, которая имеет право покупать газ в ДСД, а затем продавать его украинскому населению. Цель этих политических маневров, проведенных правительством Януковича, - контролировать цену на газ для населения в масштабах намного больших, чем временные ограничения на рост цены на бензин в 2005.

Разница между исторической ценой продажи газа в Украине промышленным потребителям по рыночной цене $4.88 ткф (за тысячу кубических футов) и фиксированной правительственной ценой в $1.63 - больше 300 процентов.

Потому много западных компаний решили приостановить все продажи газа, а не продавать его по ограниченной невыгодной цене. Эти новые ограниченные цены не покрывают затраты на разведку, разработку и производство, которое приводит к снижению уровня производства и инвестиций.

Кардинал Ресорсиз (Cardinal Resources), открытая компания, которая торгует в Лондоне и имеет дочернюю американскую компанию, Карпатский Петролеум (Carpatsky Petroleum), является одной из ряда западных компаний, которые приостановили продажу газа и вместо этого перекачали свой газ в хранилища.

Политика правительства Януковича имеет два негативных результата:

1) Во-первых, иностранные инвесторы, такие как Кардинал, имеют пассивный поток наличных средств, поскольку они не могут продавать газ по рыночным ценам. Согласиться продавать газ по ценам, ограниченным до уровня Нефтегаза Украины, означало бы продавать его в убыток.

2) Во-вторых, Кардинал, как и другие иностранные инвесторы, считает, что правительственная политика ценового контроля имеет негативное влияние на иностранных инвесторов. Административное ограничение цен уменьшает желание западных инвесторов приходить в Украину тогда, когда лишь 28 процентов потребности в газе Украины удовлетворяется за счет внутреннего производства.

Правительственное административное ограничение цен направления противоречит украинскому законодательству, такому как Цивильный кодекс и Закон об иностранных инвестициях. В апреле АО Europa
Oil and Gas (Holdings) выиграли дело в суде относительно права продавать газ по рыночным ценам, но правительство продолжает игнорировать решение суда. И это не единственное свидетельство “непослушания” правительства.

Прошлого декабря Кардинал Ресорсиз направляла письма относительно политики ограничения роста цен премьер-министру Януковичу, в марте - министру топлива и энергетики Юрию Бойко, и в мае - председателю Нефтегаза Украины.

Кардинал Ресорсиз так и не получила ответа на два письма, и лишь короткий и уклончивый ответ от заместителя министра топлива и энергетики.

На письмо Посла США Вильяма Тейлора, отправленное им в марте министру Бойко, также не был получен ответ. Две встречи между Бойко и Кардинал Ресорсиз не принесли никакого результата.

В июльском номере издания, которое публикует престижный вашингтонский научно-исследовательский центр - Центр стратегических и международных исследований (CSIS), описано, как “невероятно тяжело” было западным энергетическим компаниям получить стойкую позицию на украинском рынке.

Западные инвесторы обладают потенциалом сделать Украину независимой в ее энергетических потребностях, освободив ее от монопольных и коррумпированных энергетических отношений с Россией.

Уже долгое время является очевидным, что большая часть украинских элит стремится сохранить статус-кво, поскольку они получают большие прибыли от существующих коррумпированных энергетических отношений с Россией. Коррупция в энергетическом секторе порочит национальные интересы Украины и ее национальную безопасность.

По словам Посла Кита Смита, автора доклада CSIS, основным фактором, который блокирует западные инвестиции в энергетическом секторе, является “контроль природных ресурсов группами, которые враждебно настроены к западным инвесторам”. Правительство Януковича успешно выдавливает западных инвесторов из Украины, делает вывод Посол Смит.

Две группы, которые получают выгоду от такого ограничения роста цен, - это коррумпированный посредник Росукренерго, который по данным Радио Свободная Европа/Радио Свобода, является наибольшей организацией по отмыванию денег в Европе, и местные олигархи.

Лишь одна политическая сила, Блок Юлии Тимошенко, постоянно выступала против использования Росукрэнерго в качестве посредника.

Между тем, украинское население страдает от остановки или отхода с Украины западных инвесторов. Крайне необходимы прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и технологии направляются тем странам и правительствам, которые доказывают свою преданность международным стандартам экономического поведения.

Политика правительства Януковича ставит под вопрос заявленное им желание вступить в СОТ, внедрить зону свободной торговли с ЕС и, в конечном итоге, вступить в ЕС.

Административная регуляция цен также ставит под сомнение заявленную правительством заинтересованность в привлечении иностранных инвесторов и его стремление к энергетической безопасности и независимости. Эти политические действия являются намного более популистскими, чем что-либо внедренное в 2005.

Нежелание правительства Януковича реагировать на обеспокоенность иностранных инвесторов или проявить обычную вежливость и ответить Послу США, требует более серьезной реакции правительств США, ЕС и СОТ.

Нужно сделать дипломатический демарш, чтобы показать, что административный контроль над ценами украинским правительством не отвечает международным нормам относительно привлечения иностранных инвесторов, достижения стандартов СОТ и заявлениям украинского правительства о стремлении энергетической самостоятельности.

Несостоятельность изменить политику административной регуляции цен должна предостеречь от возвращения правительства Януковича после парламентских выборов 30 сентября.

Новое правительство Украины, образованное после выборов, должно придерживаться трех направлений политики: привлечение иностранных инвестиций, борьба с коррупцией и энергетическая независимость. Правительство Януковича доказало, что он не придерживается ни одного из этих направлений.

Тарас Кузе, научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Еллиотской школы международных отношений университета Джорджа Вашингтона, президент консалтинговой фирмы “Kuzio Associates”.

Опубликовано 15 августа 2007



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме