13:00 12.01.2007 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Украина: конституционный кризис продолжается

В 2007 году Украина так и не продвинется вперед, если не сумеет преодолеть конституционный кризис в стране. Как стало очевидным в прошлом году, в Украине конституционный вопрос влияет на внутреннюю политику (отношения между парламентом и президентом), экономику (отношения между правительством и президентом) и внешнюю политику (это сделалось предельно ясным, когда парламент отправил в отставку министра иностранных дел).

Вопрос о том, что же необходимо предпринять для преодоления конституционного кризиса, весьма сложен, и ответ на него имеет множество нюансов.

В сравнении с другими пост-коммунистическими странами, переход Украины от полупрезидентской к парламентско-президентской системе стал положительным шагом на пути демократизации. 27 посткоммунистических стран с легкостью можно разделить на те страны, где парламентская система вела к демократизации, и те, где президентская система послужила опорой для возврата к авторитарному режиму.

Первая группа базируется в центрально-восточной Европе и государствах Балтии – то есть в странах, присоединившихся к Евросоюзу и блоку НАТО. Вторая группа входит в состав СНГ, и многие из этих государств не намерены присоединяться к вышеуказанным организациям.

Следовательно, сам собой напрашивается вывод – если государство, входящее в СНГ, заручится стратегической целью вступить в Евросоюз и блок НАТО, ему надлежит последовать примеру стран Центрально-восточной Европы и реформировать свое государственное устройство, перейти от президентской к парламентской системе правления. Только три страны в СНГ желают влиться в Евросоюз: Украина, Молдова и Грузия, и лишь две из них хотели бы войти в блок НАТО: Украина и Грузия.

Молдова – единственная из стран СНГ с полностью парламентской системой правления, где президента избирает парламент. В Украине – парламентско-президентская система, с отдельными выборами парламента и президента.

После Оранжевой революции Украина перешла от президентской к парламентской системе. Грузия, напротив, двинулась в противоположную сторону: после своей Революции роз она последовательна в движении к суперпрезидентской системе. Автократичный стиль правления президента Михаила Саакашвили неоднократно подвергался критике, но в целом Грузия достигла больших успехов, чем Украина.

Хотя переход к парламентаризму в центрально-восточной Европе доказал свою оправданность, тот же путь может и не подойти Украине. Проще говоря, условия, в которых находятся страны Центрально-восточной Европы и страны СНГ ("географическая зависимость" на языке политологии), весьма и весьма различаются. Возможно, странам СНГ больше подойдет предложенный Грузией вариант президентских реформ.

Несмотря на то, что лидеры некоторых стран Центрально-восточной Европы были по-своему автократичны (скажем, Владимир Мечиар в Словакии и Франьо Туджман в Хорватии), они бледнеют по сравнению с автократами в России и СНГ. В 1998 году Мечиар принял победу своих демократических оппонентов, тогда как Туджман умер в 1999 году, открыв дорогу к победе оппозиционным силам годом спустя. И хотя Туджман был повинен в нескольких военных преступлениях, его деяния меркнут в сравнении с гибелью 100 тысяч человек в ходе ожесточенной "чеченской кампании" в России.

"Оранжевые" лидеры Украины, таким образом, противостояли совершенно иному типу оппонента, аналога которому просто не существовало ни в странах центрально-восточной Европы, ни в странах Балтии. В Грузии оппозиция остается слабой и раздробленной на парламентские фракции "Новые правые" и "Демократический фронт". Политические силы, лояльные к бывшему президенту Эдуарду Шеварднадзе или его автократичному аджарскому союзнику Руслану Абашидзе, уже не имеют шансов вернуться к власти. В Украине оппозиция была разочарована, но сумела объединиться для победы на выборах 2006 года.

Коалиция Революции роз продолжает держаться вместе. Фактически, две основные партии – "Национальное движение" и "Демократический фронт" (НД-ДФ) слились в "Единое национальное движение". Яркий контраст по сравнению с расколом "оранжевого" лагеря спустя всего девять месяцев после победы на выборах президента Виктора Ющенко. Лишь Блок Юлии Тимошенко и сегодня остается верен "оранжевым" идеалам. Ющенко предал их в сентябре 2005 года, предал их после выборов 2006 года, когда вел переговоры с Партией регионов и социалистами, предал их в июле 2006, когда социалисты переметнулись в "антикризисную" коалицию.

Основное различие между Грузией и Украиной также и в типе самого лидера, пришедшего к власти. По сути дела, в Грузии президентство досталось радикальному крылу грузинской Революции роз; аналог тому, как если бы в выборах в Украине победила Юлия Тимошенко.

Блок Тимошенко последовательно противостоял конституционным реформам и голосовал против них в декабре 2004 года. Позиция "Нашей Украины", с другой стороны, была противоречива и отдавала оппортунизмом: в декабре 2004-го члены этой партии поддержали реформы, чтобы сегодня требовать их отмены.

Если бы в 2004 году президентство досталось "украинской Саакашвили" (то есть Тимошенко), сегодня не потребовались бы такие усилия, направленные на отмену конституционных реформ. В отличие от Ющенко, Тимошенко нашла бы в себе достаточно политической воли, уверенности в себе и умения, чтобы успешно противостоять премьер-министру Виктору Януковичу.

То, как Саакашвили управляет Грузией, демонстрирует три фактора, отсутствующих в Украине. Во-первых, в стране к власти пришла динамичная, хорошо мотивированная и, выражаясь словами ведущего аналитика Грузии Гии Нодии, "нетерпеливая" группа молодых политиков. Нодия подчеркивает "энергичность" Саакашвили в продвижении реформ. Как раз такой энергичности и недостает администрации Ющенко.

Во-вторых, Саакашвили постоянно отмежевывается от своего предшественника Шеварднадзе, которого не устает критиковать. В Украине бывший президент Леонид Кучма остается негативным "другим" для Тимошенко, но не для Ющенко, который ни разу не подверг Кучму критике после своего избрания на пост. "Оранжевые" избиратели рассчитывали, как минимум, на моральное порицание режима Кучмы, или же, как максимум, на суд над ним по обвинению в злоупотреблении властью. Они не получили ни того, ни другого, и в результате в массовом порядке переметнулись к Тимошенко.

В-третьих, Саакашвили уверен в себе, в своих действиях и в своей политике – как внутренней, так и внешней. Этого нельзя сказать о Ющенко, чья неуверенность особенно заметна в энергетической сфере. Даже белорусский президент Александр Лукашенко кажется исполненным большей решимости отстаивать интересы своей страны в своих переговорах с Россией, чем Ющенко – в ходе газового кризиса, пришедшегося на январь 2006 года.

Конституционные реформы оказались несостоятельными по ряду приведенных выше причин. Их спешно провели через парламент 8 декабря 2004 года, единым пакетом, вкупе со всеми изъянами, без широкого обсуждения общественностью или национального референдума.

Конституционный Суд обладает всеми необходимыми основаниями для того, чтобы признать конституционные реформы "нелегитимными", - считает американский судья Богдан Футей, давнишний советник Украины по правовым вопросам. Без этого шага 2007 год станет для Украины годом стагнации, способным привести к постепенному отказу от достижений Оранжевой революции.

Д-р Тарас Кузьо является президентом консалтинговой компании "Kuzio Associates" и адъюнкт-профессором в Институте еропейских российских и евразийских студий, школе Элиота внешних отношений, университете Джорджа Вашингтона.



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме